help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
1-24 июня 2022

Июньская математическая образовательная программа

Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 28 января 2022 года
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru

 

Программы прошлых лет: 2021202020192018

 

О программе

Образовательная программа была ориентирована на развитие математических и творческих способностей учащихся. Включала в себя лекции ведущих ученых и педагогов страны, интенсивные занятия, математические соревнования, самостоятельную работу, индивидуальные отчеты о решениях задач.

На занятиях участники изучали дополнительные главы алгебры, геометрии, комбинаторики, не входящие в школьную программу, решали практические, олимпиадные и учебно-исследовательские задачи, участвовали в математических боях и играх. Завершалась программа зачетом по теории и решению задач.

Во время обучения школьники были разбиты на несколько учебных групп с учетом уровня их подготовки. Изучаемые темы предполагали у участников глубокое знание всех разделов школьного курса математики, но отличались разными акцентами в зависимости от группы.

Материалы занятий

Материалы программы для группы 7А
Материалы программы для группы 7Б
Материалы программы для группы 7В
Материалы программы для группы 8А
Материалы программы для группы 8Б
Материалы программы для группы 8В

 

Материалы программы для группы 7А

Алгебра. Разнобой
Геометрия. Разнобой
Комбинаторика. Разнобой
Параллелограмм
Четвертый признак
Неравенства
Удвоение
Параллельный перенос
Геометрические неравенства
Метод крайнего
Огрубление неравенств
Перебор по остаткам
Графы связность
Две модели
Дискретная непрерывность
Оценка + пример
Упорядочивание
Выигрышные позиции

Раскраски
Полуинвариант
Циклы и цепочки
Индукция
Неравенство о средних
Игры
Индукция 2
Сочетания
Индукция 3
Разнобой по алгебре
Алгебраические преобразования
Шары и перегородки
Двоичная система счисления
Индукция. Графы
Делители
Деревья
Правильные раскраски

 



Материалы программы для группы 7Б

Разнобой по геометрии
Разнобой по олимпиадным методам
Разнобой по теории чисел
Комбинаторный разнобой
Счет углов
Десятичная запись
Прямоугольный треугольник
Среднее арифметическое
Делимость
Турниры. Задачи
Турниры. Примеры
1001
Оценка + пример
Внешний угол
Комбинаторика
Количество делителей
Раскраска
Удвоение медианы
Биссектриса
Признаки делимости

Вопросы к промежуточному зачету
Задачи для промежуточного зачета
Комбинаторика у моря
Кодировки
Сравнения
Графы. Подсчет ребер
Инварианты
Графы. Связность
Делимость и алгебра
От противного
Угадай модуль
Инварианты 2
Неравенства
Геометрические неравенства
Принцип крайнего
Признаки равенства треугольников
Принцип Дирихле
Деревья
Серединный перпендикуляр
Вопросы и ключевые задачи к зачету

 

 


Материалы программы для группы 7В

Олимпиадный разнобой
Разнобой по геометрии
Числовой разнобой
Разнобой по комбинаторике
Счет углов
Десятичная запись числа
Прямоугольный треугольник
Среднее арифметическое. Задачи
Среднее арифметическое. Совместное обсуждение
Анализ с конца
Прямоугольный треугольник 2
Турниры. Задачи
Турниры. Совместное обсуждение
Делимость
Крестики-нолики
Комбинаторика
Внешний угол треугольника
Графы. Введение
Графы. Степень вершин
Биссектриса
Комбинаторика 2

Оценка + пример
Раскраски
Двудольные графы
Удвоение медианы
Подсчет двумя способами
Признаки делимости
Введение переменной
Серединные перпендикуляры
Пошаговое конструирование
Разложение на множители
Неравенства в задачах
Разнобой
Геометрические неравенства
Графы. Связность
Инвариант
Сочетания
Делимость и алгебра
Можно или нельзя
Геометрическое место точек
Граф. Обходы
Вопросы к зачету

 



Материалы программы для группы 8А

Алгебраический разнобой
Комбинаторный разнобой
Подобие
Разнобой по графам
Разнобой по теории чисел
Вокруг теоремы Безу
Вокруг теоремы Фалеса
Подсчет узлов
Малая теорема Ферма
Индукция в графах
Неравенство Коши
Теорема Чевы
Степень вхождения простого
Подсчет растопырок
Соответственные элементы подобных треугольников
Транснеравенство
Китайская теорема об остатках
Процессы и полуинварианты
Неравенство Седракяна
Раскраски графов

Вписанные углы
Выделим простой делитель
Клетчатая сетка
Алгоритмы
Касательная и хорда
Квадратный трехчлен
Вписанные углы 2
Комбинаторика вариантов
Применение неравества Коши
Теория чисел. Конструктивное
Математический бой
Неравенства о средних
Окружность Эйлера
Соответствия
Алгоритмы фокусников и мудрецов
Подобие в окружности
Функция Эйлера
Замена
Ортотреугольник
Теорема Эйлера

 

 

Материалы программы для группы 8Б

Алгебра. Применение формул
Подобие
Разнобой по комбинаторике
Графы
Теория чисел. Разнобой
Вписанные углы
Неравенства о средних
Индукция
Индукция. Задачи
Вписанные углы 2
Неравенства. Применение теорем о средних
Площадь
Сравнения по модулю
Серединный перпендикуляр
Транснеравенство
Индукция в графах
Малая теорема Ферма

Индукция в неравенствах
Свойства ортоцентра
Приемы в делимости
Степень точки
Треугольник Паскаля и бином Ньютона
Вершинные раскраски
Огрубление неравенств
Лемма Коши-Буняковского-Шварца
Радикальная ось
Линейные диофантовы уравнения
Китайская теорема об остатках
Подсчет подмножеств
Двудольность
Неравенство Коши-Буняковского-Шварца
Квадратный трехчлен
Теорема Менелая

 

Материалы программы для группы 8В

Подобие
Разнобой по алгебре
Разнобой по комбинаторике
Разнобой по графам
Разнобой по теории чисел
Графы. Деревья
Теорема Виета
Теорема Фалеса
Геометрия. Дополнительные построения
Разложение на множители
Симметрия
Графы. Деревья, подсчет ребер
Алгебраическая теория чисел и остаток от деления
Геометрия. Дополнительные построения 2
Комбинаторика
Углы и окружность
Инварианты
Графы. Циклы и цепочки

Задачи с целыми числами
Полуинварианты
Метод математической индукции
Двудольные графы
Соответствия
Метод математической индукции 2
Отношения отрезков и площадей
Комбинаторика у моря
Вписанная и вневписанная окружности
Оценка + пример
Количество информации
Разнобой по графам 2
Задачи на построение
Комбинаторика. Количество счастливых билетов
Множества соответствия и исключения
Разнобой по алгебре и теории чисел
Эйлеровы графы
Геометрический разнобой

Участники и порядок отбора

Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Решения заданий заключительного отборочного тура (с критериями)
Список участников заключительного отборочного тура
Решения заданий дистанционного отборочного тура

К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 7-9-х классов (на май 2022 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.

С 27 декабря 2021 года по 19 марта 2022 года состоится обучение зарегистрировавшихся школьников в дистанционной системе в форме дистанционного учебно-отборочного курса.

Заочный отборочный тур состоится 19 марта.

По совокупности результатов обучения в дистанционной системе и результатов заочного отборочного тура формируется список участников заключительного отборочного тура, который будет опубликован в дистанционной системе до 23 марта.

На заключительный отборочный тур, вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе, приглашаются прошедшие регистрацию:

– ученики 7 и 8 класса, являющиеся участниками регионального этапа Олимпиады им. Л.Эйлера 2021/22 учебного года и набравшие на региональном этапе не менее 31 балла;

– ученики 9 класса, являющиеся участниками регионального этапа ВсОШ по математике 2021/22 учебного года и набравшие на региональном этапе не менее 34 баллов;

– участники Июньской образовательной программы по математике 2021 года, являющиеся учениками не выше 9 класса (на май 2022 года), успешно сдавшие итоговый зачет в системе дистанционного постсопровождения;

– школьники, получившие до 15 марта 2 сертификата за успешное прохождение открытых курсов по математике за свой класс обучения. При условии прохождения заочного отборочного тура на результат, определяемый Координационным советом программы в срок до 23 марта 2022 года.

Заключительный отборочный тур проводится 2 апреля 2022 года в субъектах Российской Федерации. 

Предварительные (до апелляции) результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 15 апреля.

Без конкурсного отбора на образовательную программу приглашаются:
– ученики 7-8 классов, прошедшие регистрацию и являющиеся участниками заключительного этапа Олимпиады им. Л. Эйлера 2021/2022 учебного года, набравшие не менее 26 баллов;

– ученики 9 класса, прошедшие регистрацию и являющиеся участниками регионального этапа ВсОШ по математике 2021/2022 учебного года и набравшие не менее 53 баллов.

 

Список участников образовательной программы будет опубликован не позднее 21 апреля 2022 года.

Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, решением Координационного совета программы могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 18 мая 2022 года.

Руководитель программы

Самойлов
Леонид Михайлович

Профессор кафедры прикладной математики Ульяновского государственного университета, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, доктор физико-математических наук

Преподаватели

Баева
Любовь Владимировна

Учитель математики гимназии № 26 (г. Набережные Челны), заслуженный учитель Республики Татарстан, почетный работник народного образования РФ, трижды победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Богомолов
Юрий Викторович

Доцент кафедры дискретного анализа факультета информатики и вычислительной техники Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, преподаватель математических кружков и выездных математических школ Ярославской области, кандидат физико-математических наук

Володина
Алёна Игоревна

Педагог дополнительного образования Естественно-математического центра (г. Казань)

Дмитриев
Олег Юрьевич

Старший преподаватель Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Кавказской математической олимпиады, член методического совета математической олимпиады имени Л. Эйлера, член жюри Международной математической олимпиады (2020, 2021 гг.)

Колбин
Никита Олегович

Преподаватель Ульяновской летней математической школы, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике

Кутявин
Денис Максимович

Преподаватель летних математических школ, студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета

Кушпель
Надежда Николаевна

Доцент кафедры алгебры факультета математики РГПУ имени А.И.Герцена, преподаватель математического центра Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)

Ламтюгин
Алексей Валерьевич

Учитель математики школы №1568 (Москва)

Нестеров
Никита Константинович

Преподаватель Ульяновской летней математической школы, педагог дополнительного образования в Школково (школа 2070), призер Всероссийский олимпиады школьников по математике (2013–2015)

Оскорбин
Дмитрий Николаевич

Доцент кафедры математического анализа Алтайского государственного университета, отличник народного образования, кандидат физико-математических наук

Пешнин
Александр Михайлович

Учитель математики лицея «Вторая школа» (Москва), преподаватель Кировской и Ульяновской летних математических школ

Саханевич
Михаил Владимирович

Учитель математики школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель регионального центра развития талантов «Аврора», председатель региональной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по математике (Уфа), победитель творческого конкурса Московского центра непрерывного математического образования, трехкратный лауреат конкурса лучших учителей Минобразования и науки РФ, заслуженный учитель РФ

Семёнова
Ирина Александровна

Педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования одаренных школьников (Киров), почетный работник воспитания и просвещения РФ, кандидат физико-математических наук

Трущин
Дмитрий Владимирович

Учитель математики школы №444 (Москва), старший преподаватель малого механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, сотрудник тренерского штаба сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике, призер Всероссийской олимпиады школьников по математике (2002–2004), кандидат физико-математических наук

Черанева
Анна Владимировна

Методист и педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования одаренных школьников (Киров), кандидат физико-математических наук

Чернявская
Ирина Александровна

Учитель математики многопрофильного образовательного центра развития одаренности №117 (Омск), трехкратный лауреат конкурса учителей математики и физики фонда «Династия»

Ягодин
Альберт Ленарович

Менеджер проекта по математике АНО «Кванториум» (Ульяновск), преподаватель Ульяновской и Ижевской математических школ, призер и победитель перечневых олимпиад

Положение о программе

Положение об июньской математической образовательной программе
Центра «Сириус» по направлению «Наука».

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения июньской математической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа, Центр «Сириус»), методическое и финансовое обеспечение образовательной программы.

1.2. Образовательная программа по математике проводится в Центре «Сириус»:

– с 1 по 24 июня 2022 года для учеников 7 и 8 класса (на май 2022 года);
– с 1 по 24 октября 2022 года для учеников 9 класса (10 класса на октябрь 2022 года).

1.3. Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 7-9 классов (на май 2022 года) из образовательных организаций следующих регионов Дальневосточного, Северо-Западного, Сибирского, Поволжского и Уральского федеральных округов:

– Алтайский край,
– Амурская область,
– Еврейская автономная область,
– Забайкальский край,
– Камчатский край,
– Кемеровская область,
– Красноярский край,
– Магаданская область,
– Ненецкий автономный округ,
– Пензенская область
– Республика Алтай,
– Республика Бурятия,
– Республика Марий Эл,
– Республика Саха (Якутия),
– Республика Тыва,
– Республика Хакасия,
– Сахалинская область,
– Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
– Чукотский автономный округ,
– Ямало-Ненецкий автономный округ.

Регион образовательной организации участника учитывается на момент фактического проведения образовательной программы.

1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации.

1.5. Общее количество участников образовательной программы: до 110 школьников 7-8 класса и до 20 школьников 9 класса.

По решению Координационного совета программы, в зависимости от результатов отборочного тура, возможно перераспределение предельного числа участников по параллелям.

1.6. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее - Фонд «Талант и успех») по направлению «Наука».

1.7. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда «Талант и успех».

1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.

1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

1.10.1. Школьник может быть отчислен с программы решением Координационного совета программы, если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на выявление математически одарённых школьников в регионах, указанных в п.1.3 настоящего Положения, максимальное развитие их математического потенциала, повышение общекультурного уровня участников образовательной программы.

2.2. Задачи образовательной программы:
 – развитие математических способностей учащихся и расширение их математического кругозора путём интенсивных занятий по углублённой программе у ведущих педагогов России;
 – развитие у школьников свойственного математике стиля мышления, повышение их общей и математической культуры, воспитание научной честности и умения вести научную дискуссию;
 – подготовка учащихся к математическим олимпиадам;
 – популяризация математики как науки.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом программы, утверждаемый Экспертным советом Фонда «Талант и успех».

3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 7-9-х классов (на май 2022 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, из регионов, указанных в п.1.3 настоящего Положения.

К участию в образовательной программе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 6 классов (на май 2022 г.), прошедшие отбор по программе 7 класса.

3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Центра «Сириус».

Регистрация будет открыта с 13 декабря 2021 года по 23 января 2022 года.

3.4. С 27 декабря 2021 года по 19 марта 2022 года состоится обучение зарегистрировавшихся школьников в дистанционной системе в форме дистанционного учебно-отборочного курса.

3.5. Заочный отборочный тур состоится 19 марта 2022 года. Регламент проведения заочного отборочного тура публикуется в дистанционной системе до 16 марта 2022 года.

3.6. По совокупности результатов обучения в дистанционной системе и результатов заочного отборочного тура формируется список участников заключительного отборочного тура, который будет опубликован в дистанционной системе до 23 марта 2022 года.

3.7. На заключительный отборочный тур, вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе, приглашаются прошедшие регистрацию в соответствии с п. 3.3. настоящего Положения:

– ученики 7 и 8 класса, являющиеся участниками регионального этапа Олимпиады им. Л.Эйлера 2021/22 учебного года и набравшие на региональном этапе необходимое количество баллов, устанавливаемое Координационным советом образовательной программы в срок до 23 марта 2022 года. Баллы на региональном этапе Олимпиады им. Л. Эйлера засчитываются по результатам проверки работ центральным жюри олимпиады;

– ученики 9 класса, являющиеся участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике 2021/22 учебного года и набравшие на региональном этапе необходимое количество баллов, устанавливаемое Координационным советом образовательной программы в срок до 23 марта 2022 года.

Список таких школьников публикуется на сайте Центра «Сириус» в срок до 23 марта 2022 года;

– участники Июньской образовательной программы Центра «Сириус» по математике 2021 г., являющиеся учениками не выше 9 класса (на май 2022 г.), успешно сдавшие итоговый зачёт в системе дистанционного постсопровождения;

Список таких школьников публикуется в дистанционной системе в срок до 20 января 2022 года.

– школьники, получившие до 15 марта 2 сертификата за успешное прохождение открытых курсов по математике за свой класс обучения.  

При условии прохождения заочного отборочного тура на результат, определяемый Координационным советом программы в срок до 23 марта 2022 года.

3.8. Заключительный отборочный тур проводится 02 апреля 2022 года на базе опорных образовательных площадок в субъектах Российской Федерации. Регламент и пункты проведения будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 23 марта 2022 года.

Предварительные (до апелляции) результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 15 апреля.

3.9. По итогам заключительного отборочного тура формируется ранжированный список школьников по регионам. В каждой из учебных параллелей (7, 8, 9 классов) отбирается не менее двух школьников, имеющих наилучший результат при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов, определяемое координационным советом программы. Оставшиеся места Координационный совет распределяет между учебными параллелями отдельным решением, исходя из ранжированного списка.

3.10. Без конкурсного отбора на образовательную программу приглашаются:

– ученики 7-8 классов, прошедшие регистрацию в соответствие с п.3.3. настоящего Положения и являющиеся участниками регионального и/или заключительного этапов Олимпиады им. Л. Эйлера 2021/2022 учебного года, набравшие необходимое количество баллов на этих этапах, устанавливаемое Координационным советом образовательной программы после подведения итогов заключительного этапа Олимпиады им. Л. Эйлера. Баллы на региональном этапе Олимпиады им. Л. Эйлера засчитываются по результатам проверки работ центральным жюри олимпиады;

Этот список школьников публикуется на сайте Центра «Сириус» не позднее 31 марта 2022 г.

– ученики 9 класса, прошедшие регистрацию в соответствие с п.3.3. настоящего Положения, являющиеся участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике 2021/2022 учебного года и набравшие необходимое количество баллов на региональном этапе, устанавливаемое координационным советом образовательной программы в срок до 23 марта 2022 года.

3.11. Предельная численность участников образовательной программы для 7-8 классов от одного региона Российской Федерации составляет 12 человек. В случае превышения предельной численности участников от одного региона Координационный совет программы устанавливает для соответствующего региона более высокие проходные баллы. В случае наличия большого количества высоких результатов в отдельных регионах квота может быть увеличена для этих регионов решением Координационного совета программы.

3.12. Предельная численность образовательной программы для 9 классов от одного региона составляет 5 человек.

В случае наличия большого количества высоких результатов в отдельных регионах квота может быть увеличена для этих регионов решением Координационного совета программы.

3.13. Список школьников, приглашенных к участию в июньской образовательной программе, публикуется на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 21 апреля 2022 года.

3.14. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, решением Координационного совета программы могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 18 мая 2022 года.

4. Аннотация образовательной программы
4.1. Образовательная программа ориентирована на развитие математических и творческих способностей учащихся. Программа включает в себя углублённые занятия математикой, различные математические соревнования, лекции ведущих ученых и педагогов страны, общеобразовательную, обширные культурно-досуговую, развивающую и спортивно-оздоровительную программы.

4.2. Программа ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Учащиеся будут разбиты на учебные группы с учётом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагают у участников хорошее знание всех разделов школьного курса математики.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания участников образовательной программы осуществляется за счёт средств Фонда «Талант и успех».

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!