
Приём заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 23 марта 2025 года.
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.
Список участников образовательной программы
Id личного кабинета можно узнать в профиле
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Список участников собеседований
В образовательной программе могут принять участие учащиеся 10–11-х классов из образовательных организаций, реализующих программы общего или дополнительного образования, всех регионов Российской Федерации, стран далее — СНГ, а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
Отбор участников осуществляется в три этапа. Первый этап — дистанционный учебно-отборочный курс на платформе «Сириус.Курсы» и дистанционное тестирование по проектам. Второй этап — решение письменных задач. Третий этап — индивидуальное собеседование.
Академические достижения кандидатов при отборе на Программу не учитываются.
Заочная часть каждого проекта состоит из двух частей: дистанционного курса с итоговым тестированием и письменного решения задач из соответствующего проекта.
Доступ к выбору проектов и курсам будет предоставлен не позднее 14 марта. Тестирование по каждому проекту будет открыто до 26 марта 2025 года.
В срок до 30 марта участникам конкурсного отбора необходимо загрузить письменные решения заданий проекта. На загрузку решений отводится одна попытка.
Письменные решения заданий проекта проверяются только у участников, успешно прошедших тестирование.
По итогам оценки письменных решений формируется список участников, прошедших на индивидуальное собеседование с преподавателями Программы. Список школьников, приглашенных на индивидуальное собеседование, будет опубликован не позднее 7 апреля.
Собеседования с кандидатами на участие в Программе будут проведены в период с 8 по 13 апреля.
На образовательную программу приглашаются школьники в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки письменных решений участников и собеседований независимо в каждом из проектов.
Список кандидатов, приглашенных к участию в образовательной программе, будет опубликован не позднее 14 апреля 2025 года.
Ветвящиеся процессы
Мария Платонова, Мария Досполова, Татьяна Мосеева, Виктор Хамзин
МКН СПбГУ, ПОМИ РАН
Ветвящиеся процессы — это случайные процессы, описывающие широкий круг явлений, связанных с размножением и превращением каких-либо объектов. Эта теория, возникшая в середине XIX века с целью объяснения причин вымирания известных фамилий в Великобритании, в настоящее время является одной из наиболее популярных областей теории вероятностей и находит свое применение не только при исследованиях в различных математических дисциплинах, таких как теории алгоритмов или теории массового обслуживания, но и в других областях: от биологии и медицины до физики и информатики.
В рамках нашего проекта мы познакомимся с классической моделью ветвящегося процесса Гальтона—Ватсона, изучим её свойства и ответим на некоторые ключевые вопросы, возникающие при исследовании эволюции популяций. Например, мы выясним, с какой вероятностью может выродиться популяция, и исследуем расстояние до ближайшего общего предка всех частиц, существующих в популяции в некоторый момент времени.
Дискретные алгоритмы справедливых дележей и покрытия графов
Артур Игнатьев, Юрий Дементьев, Данил Сагунов, Татьяна Белова
МКН СПбГУ, ПОМИ РАН
Справедливое распределение ограниченных ресурсов между людьми — задача, которая встречается в самых разных областях: от распределения рабочих задач в команде до организации аукционов. Огрубляя, в задаче о справедливых дележах есть две большие области: непрерывные дележи (например, разрезание пирога) и дискретные, в которых распределяются неделимые объекты, и которым и будет посвящен основной трек нашего проекта.
Еще один трек будет посвящен алгоритмам на графах. Центральной темой будет покрытие ребер графа минимальным числом клик, но мы затронем и множество других интересных и актуальных задач теории алгоритмов.
Осознанные иллюзии
Илья Алексеев, Алексей Миллер, Симона Курапова, Арина Малова
МКН СПбГУ, ПОМИ РАН
Мета-темой проекта является маломерная геометрия и топология — наука, в которой ваши глаза являются ключевым инструментом восприятия математической действительности. В нашем курсе вы научитесь смотреть на привычные объекты сквозь грамотную оптику и осознавать увиденное, а предлагаемые нами исследовательские задачи станут вашим, возможно, первым шагом на пути к цельному освоению этой удивительной области математики.
Погони, преследования и игры с оптимизацией
Алексей Канель-Белов, Николай Романов, Илья Иванов-Погодаев, Алексей Суворов, Михаил Добрицын
Мехмат МГУ, ВШЭ, МФТИ
Проект посвящен теории игр, в центре внимания разного рода задачи на погони и преследования. Имеется и другой трек. Хорошо известна Теорема ван дер Вардена: Пусть натуральный ряд раскрашен в конечное число цветов. Тогда в нем можно найти сколь угодно длинную конечную одноцветную арифметическую прогрессию. Мы хотим посмотреть на эту тематику с игровой точки зрения. Возможно, этот альтернативный взгляд позволит лучше понять вопросы, связанные с теоремами ван дер Вардена и Семереди и получить новые результаты, в частности, оценки в теореме ван дер Вардена.
Геометрия чисел
Олег Герман, Андрей Илларионов, Ибрагим Тлюстангелов, Александр Калмынин, Эльмир Бигушев, Сергей Пицын, Артем Чеботаренко, Андрей Кудинов
Мехмат МГУ, Матфак ВШЭ
Проект посвящён геометрии чисел — области, находящейся на стыке геометрии и теории чисел. Ключевыми объектами исследования в этой науке являются решётки.
Мы начнём с изучения цепных дробей и их геометрической интерпретации — так называемых полигонов Клейна. Мы научимся доказывать различные классические утверждения о цепных дробях как арифметическими методами, так и геометрическими. Мы узнаем, что такое мера иррациональности действительного числа и что такое его диофантова экспонента. Наконец, мы увидим, как локальные свойства решёток и полигонов Клейна позволяют получать результаты о так называемых критических определителях некоторых звёздных множеств.
Старший преподаватель факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, младший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А. Стеклова РАН (ПОМИ РАН), руководитель программы «Науки о данных» Санкт-Петербургского государственного университета
Инженер-исследователь Санкт-Петербургского международного математического института имени Леонарда Эйлера
Главный научный сотрудник, профессор Московского физико-технического института, профессор механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, научный сотрудник Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И.Носова, член редколлегий «Вестника Академии наук Чеченской республики», журнала «Потенциал» и «Чебышевского сборника»
Младший научный сотрудник мехмата МГУ
Профессор кафедры теории чисел механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук
Студент СПбГУ, научный сотрудник МКН СПБГУ, преподаватель в Президентском ФМЛ№239
Исследователь Санкт-Петербургского международного математического института имени Леонарда Эйлера
Студент магистратуры НИУ ВШЭ
Аспирантка Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В. А. Стеклова РАН (ПОМИ РАН), выпускница магистратуры «Современная математика» МКН СПбГУ, преподаватель практических занятий на факультете МКН СПбГУ, лауреат медали Российской академии наук для студентов, победитель конкурса Мёбиуса
Преподаватель математических кружков и летних математических школ, член жюри турнира «Лига открытий», студент Cанкт-Петербургского государственного университета, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Старший научный сотрудник кафедры дискретной математики МФТИ, победитель конкурса «Молодая математика России», кандидат физико-математических наук
Научный сотрудник МКН СПбГУ и ИТМО, руководитель лаборатории теоретической информатики, аспирант Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В.А.Стеклова
Профессор Матфак ВШЭ, доктор физико-математических наук
Доцент Матфак ВШЭ, кандидат физико-математических наук
Старший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени А.А.Харкевича РАН, доцент факультета математики Высшей школы экономики, доцент кафедры дискретной математики МФТИ, педагог дополнительного образования школы «1-й МОК», кандидат физико-математических наук
Студентка факультета математики и компьютерных наук СПбГУ по направлению «Математика»
Студент СПбГУ, преподаватель в Президентском ФМЛ №239
Ассистент МКН СПбГУ, аспирант ПОМИ РАН
Студентка СПбГУ
Инженер-исследователь, лаборатория «Вероятностные методы в анализе» СПбГУ
Ассистент МКН СПбГУ, аспирант ПОМИ РАН, выпускница магистратуры «Современная математика» МКН СПбГУ.
Студент и научный сотрудник факультета МКН СПбГУ, призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, преподаватель Центра Развития Одарённых Детей
Студент МКН СПбГУ
Аспирант Мехмат МГУ
Старший научный сотрудникк ПОМИ РАН, СПбГУ, кандидат физико-матемаитческих наук
Студент НИУ ВШЭ
Студент Московского физико-технического института, многократный победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике, серебряный медалист Международной олимпиады по математике
Технический директор компании Coelus Research Lab, сотрудник Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Адыгейского государственного университета, кандидат физико-математических наук
Студент магистратуры факультета математики и компьютерных наук СПбГУ по направлению «Современная математика», инженер-исследователь Санкт-Петербургского международного математического института имени Леонарда Эйлера, призер всероссийской олимпиады по математике, преподаватель математического центра Президентского ФМЛ №239
Аспирант мехмата МГУ им М.В. Ломоносова
Положение о Проектной образовательной программе
по математике и теоретической информатике
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Проектной образовательной программы по математике и теоретической информатике Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд), её методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Проектная образовательная программа по математике и теоретической информатике проводится в Образовательном центре «Сириус» (далее — образовательная программа, Программа) с 2 по 22 мая 2025 года.
1.3. В образовательной программе могут принять участие учащиеся 10–11-х классов из образовательных организаций, реализующих программы общего или дополнительного образования, всех регионов Российской Федерации, стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
Регион образовательной организации участника учитывается на момент фактического проведения образовательной программы.
1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации, стран СНГ, а также Республики Абхазия или Республики Южная Осетия.
Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.
1.5. Общее количество участников образовательной программы — не более 60 человек. Дополнительно не более 5 мест предоставляется школьникам из стран СНГ, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
1.6. Школьник может принять участие не более чем в одной программе по направлению «Наука» в течение учебного года (с июля текущего года по июнь следующего года), а суммарное количество программ в течение всего периода обучения в общеобразовательной организации не может превышать пяти. Ограничения не распространяются на установочные сборы (школы) членов и кандидатов в национальные команды школьников (по профилям математика, информатика, физика, химия, биология, астрономия и астрофизика), а также июльскую научно-технологическую программу «Большие вызовы». Не допускается участие в двух образовательных программах направления «Наука», идущих подряд, включая программу «Большие вызовы».
1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой Образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части Образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Фондом.
1.8. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора или образовательной программы.
1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения участник образовательной программы может быть отчислен с неё.
1.10. Школьник, независимо от результатов конкурсного отбора, может быть отчислен с Программы в случае, если им не усваиваются материалы образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы:
– раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве;
– обеспечение школьникам, проявившим свой талант на федеральном уровне, возможности получения опыта участия в современных научных исследованиях, передовых технологических проектах, а также возможности знакомства с деятельностью развитых индустриальных компаний и научных институтов, взаимодействия с их сотрудниками.
2.2. Задачи образовательной программы:
– вовлечение участников Программы в научное и/или техническое творчество для решения актуальных задач современной науки, технологической сферы, промышленности и т.п.;
– ознакомление участников Программы с элементами научных теорий по профилю образовательной программы;
– расширение кругозора участников Программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации участников к текущим занятиям в рамках Программы и дальнейшим занятиям вне рамок Программы;
– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Образовательного центра «Сириус», действующую вне рамок Программы;
– ориентирование участников Программы на дальнейшее поступление в ведущие образовательные организации высшего образования России на специальности, важные с точки зрения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
– ориентирование участников Программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также в Порядке отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука».
3.2. Для участия в конкурсном отборе школьнику необходимо подать заявку на официальном сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация открыта до 23 марта 2025 года.
3.3. Отбор участников осуществляется в три этапа. Первый этап — дистанционный учебно-отборочный курс на платформе «Сириус.Курсы» и дистанционное тестирование по проектам. Второй этап — решение письменных задач. Третий этап — индивидуальное собеседование.
Академические достижения кандидатов при отборе на Программу не учитываются.
3.3.1. Доступ к выбору проектов и курсам будет предоставлен не позднее 14 марта 2025 года.
3.3.2. Заочная часть каждого проекта состоит из двух частей: дистанционного курса с итоговым тестированием и письменного решения задач из соответствующего проекта.
3.3.3. Доступ ко всем проектам появляется в течение суток после подачи заявки в системе «Сириус.Курсы». Тестирование по каждому проекту будет открыто до 26 марта 2025 года.
3.3.4. В срок до 30 марта 2025 года участникам конкурсного отбора необходимо загрузить письменные решения заданий проекта. На загрузку решений отводится одна попытка.
Письменные решения заданий проекта проверяются только у участников, успешно прошедших тестирование.
3.3.5. По итогам оценки письменных решений формируется список участников, прошедших на индивидуальное собеседование с преподавателями Программы.
3.3.6. Список школьников, приглашенных на индивидуальное собеседование, будет опубликован не позднее 7 апреля 2025 года.
3.3.7. Собеседования с кандидатами на участие в Программе будут проведены в период с 8 по 13 апреля 2025 года.
3.4. На образовательную программу приглашаются школьники в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки письменных решений участников и собеседований независимо в каждом из проектов.
3.5. Список кандидатов, приглашенных к участию в образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 14 апреля 2025 года.
3.6. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 16 апреля 2025 года.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа ориентирована на погружение школьника в работу над проектом, с перспективой выхода на открытые вопросы. Программа включает в себя индивидуальное решение задач, участие в лекциях и семинарах, начало работы над исследовательским проектом, выступление школьников с докладами. Программа существенно отличается от формата подготовки к олимпиадам и от режима работы большинства математических кружков, представляет из себя модель работы математика-исследователя.
5. Финансирование образовательной программы
5.1. Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания школьников — участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».