help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
1-24 октября 2021

Образовательная программа «Лингвистика»

Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 27 апреля 2021 года
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники

 

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru

 

Программы прошлых лет: 2020, 2019, 2018

О программе

Образовательная программа была ориентирована на развитие лингвистических и творческих способностей учащихся и включала в себя следующие части: теоретическая лингвистика с упором на изучение типологического разнообразия языков мира и решение олимпиадных задач, проектная и учебно-исследовательская работа учащихся, популярные лекции ведущих ученых по лингвистике и смежным наукам.

В рамках теоретической части программы участники учились базовым идеям и методам лингвистики как науки о языковом разнообразии мира и об устройстве человеческого языка в целом. Практическое применение этих идей и методов отрабатывалось на материале олимпиадных задач. 

Школьники познакомились с методами решения лингвистических задач и расширили знания о различных уровнях языка и разделах лингвистики. 

Учащиеся были разбиты на группы с учетом их уровня подготовки.

В рамках проектной и учебно-исследовательской части программы участники в группах провели самостоятельные лингвистические исследования под руководством преподавателя. Проводимые исследования предполагали междисциплинарный подход с использованием современных информационно-компьютерных технологий и методов математической статистики. В конце исследования школьники описали и представили результаты своей работы.

Программа состояла из пяти основных компонентов: 

семинары
мастерские
лекции и мастер-классы
фестиваль языков
исследовательские проекты участников


Семинары

Семинары сочетали в себе теоретическое осмысление основных понятий теории с практическим применением полученных знаний, в том числе при решении олимпиадных задач. В рамках программы предлагались циклы из трех занятий, которые подразделялись на два уровня: базовый и продвинутый. 

Примерный перечень тем занятий 

Занятия базового уровня:

Алгоритмизация обработки языковой информации 
Искусственные знаковые системы в информатике 
Искусственные языки 
Автоматизированная обработка устных и письменных текстов
Компьютерная лингвистика 
Интернет как лингвистический ресурс 
Типы систем машинного перевода 
Синтаксис языка программирования 
Проблемы создания систем машинного перевода 
Компьютерная лингводидактика 
Phyton для обработки текстов 
Компьютерная лексикография 
Визуализации текстовых параметров с помощью языка R 
Компьютерная фонетика 
Корпус текстов 
Обработка языковых данных 

Занятия продвинутого уровня: 

Алгоритмизация обработки языковой информации 
Искусственные знаковые системы в информатике 
Автоматизированная обработка устных и письменных текстов 
Компьютерная лингвистика 
Гипертекстовые технологии представления текста 
Интернет как лингвистический ресурс 
Типы систем машинного перевода 
Синтаксис языка программирования 
Компьютерная лексикография 
Компьютерная лингводидактика 
Python для обработки текстов 
Корпус текстов 
Визуализации текстовых параметров с помощью языка R 
Компьютерная фонетика 
Синтаксис и семантика языка программирования 
Математическая лингвистика 
Обработка языковых данных 


Мастерские 

Компьютерное моделирование процессов понимания и вербализации 
Визуализация данных 
Искусственные языки, их виды и способы построения 
Обработка языковых данных 
Инструменты для обработки естественного языка 
R для лингвистов: программирование и анализ данных


Лекции 

Создание систем искусственного интеллекта 
Что нам стоит знать о языках России 
Компьютерная лингвистика: от автоматической обработки текста до машинного понимания 
Языковая интерференция 
История нашего алфавита 
Красоты и парадоксы математики для лингвистов 
Поэтический корпус в составе Национального корпуса русского языка 
Автоматический синтез диалогов 
Зачем психолингвисты проводят эксперименты? 
Что такое антропология и зачем она нужна людям? 
Нейронные сети. Как заставить программу «учиться» 
Вездесущая концептуальная метафора 
Что такое полевые исследования в лингвистике и антропологии и как поехать в экспедицию?

Мастер-классы 

Мастер-класс по составлению олимпиадных задач 
Создание веб-приложений 
Программирование и лингвистические данные
Анализ и обработка речевого сигнала с использованием нейронных сетей 
Стартап: от идеи продукта до реализации 
Войти в IT, когда филфак позади 
Инструменты презентации 
Работа со статистическими пакетами 
Решение командных олимпиадных задач 
Сравнение программ автоматического перевода 
Машинное обучение и анализ данных  


Фестиваль языков

Мероприятие просветительской направленности, посвященное языковому разнообразию мира. 


Исследовательские проекты участников 

Список проектов и их презентации

1. Позиции морфологических маркеров в языках мира
2. Хиханьки-хаханьки. Лингвистические факторы, которые делают слова смешными.
3. Вокабулярист. Кто знает больше слов?
4. Порядок слов в длинных сложных интересных русских именных группах
5. Региональная вариативность в русском языке
6. Экспертно-пользовательский сравнительный анализ последний версий некоторых систем машинного перевода
7. Мемные фонемы. Про то, как живут слова, имеющие вариативное произношение
8. Метафора облегчает понимание. Механизмы метафоризации
9. Каждая ли matryoshka мечтает стать babushk’ой? Труднопереводимая и безэквивалентная лексика как вызов для переводчика
10. Филологиня и лингвистка: экспериментальное исследование феминитивов в русском языке

Программа позволила учащимся познакомиться с различными аспектами научной и практической деятельности в области лингвистики и программирования. Учащиеся получили опыт решения олимпиадных задач, осмысления и представления приобретенных знаний, разработки и реализации проектов под руководством студентов и преподавателей, презентации полученных в рамках проектов результатов, работы в команде

Участники и порядок отбора

Трек 1: баллы и рейтинги по итогам отборочных туров

Трек 1: баллы по итогам отборочных туров
Результаты проверки работ очного тура (после апелляции)
Предварительные результаты проверки работ заключительного отборочного тура
Решения и критерии проверки задач заключительного отборочного тура Пароль: sirius
Список участников заключительного (очного) отборочного тура и проходные баллы
Решения заданий дистанционного отборочного тура Пароль: sirius

Трек 2: рейтинг академических достижений

Информационный плакат для доски объявлений

К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 7–10-х классов (на момент подачи заявки) из образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования. 

Для участия в конкурсном отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус» и подать заявку на программу. Прием заявок будет открыт с 22 марта по 27 апреля 2021 года. Не зарегистрировавшиеся школьники к участию в образовательной программе не допускаются.

Отбор участников образовательной программы проводится по двум трекам:
Трек 1: конкурсный отбор на основе дистанционного учебно-отборочного курса,  итогового тестирования и заключительного очного отборочного тура;
Трек 2: конкурсный отбор на основе индивидуальных академических достижений (до 35 участников).

Для зарегистрировавшихся школьников в период с 12 апреля по 29 мая 2021 года будет организован дистанционный учебно-отборочный курс в системе «Сириус.Онлайн». Курс завершается проведением дистанционного итогового тестирования, которое состоится 29 мая 2021 года. Регламент проведения тестирования будет опубликован на странице программы не позднее 24 мая 2021 года.

По совокупности результатов обучения в дистанционном учебно-отборочном курсе и результатов заочного итогового тестирования будет сформирован список участников заключительного очного отборочного тура.

Заключительный очный отборочный тур состоится 14 июня 2021 года во всех регионах Российской Федерации, в которых учатся участники заключительного отборочного тура. Регламент проведения заключительного очного отборочного тура будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 июня 2021 года.

Список школьников, допущенных к участию в заключительном очном отборочном туре, а также места и время проведения очного тура будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 7 июня 2021 года.

По Треку 1 составляются два ранжированных списка учащихся на основе результатов дистанционного учебно-отборочного курса (вес — 10%), дистанционного тестирования (вес — 10%) и заключительного очного отборочного тура (вес — 80%): 1) общий список для учащихся 7 и 8 классов; 2) общий список для учащихся 9 и 10 классов (на момент подачи заявки). Из каждого списка отбирается до 55 участников по следующим правилам:

  1. от каждого региона, представленного на 100 верхних позициях в списке учащихся по данной паре классов, отбирается 1 участник с наивысшим рейтингом;

  2. на оставшиеся места отбираются участники с наивысшим рейтингом вне зависимости от региона обучения.

При этом для участия в образовательной программе по Треку 1 могут быть отобраны только учащиеся, набравшие число баллов не меньше минимального порогового значения, установленного координационным советом.

В случае, если на участие в образовательной программе претендуют несколько учащихся, показавших одинаково высокие результаты, координационный совет учитывает (в порядке убывания приоритета): 1) их академические достижения по схеме, описанной в пункте 3.12; 2) количество баллов за заключительный очный отборочный тур; 3) количество баллов за дистанционное тестирование.

Отбор участников по Треку 2 производится на основании академических достижений независимо от участия в отборочных испытаниях по Треку 1 и количества баллов, набранных участниками на них.

При оценке академических достижений учитываются следующие олимпиады школьников:

  • Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2019/2020 и 2020/2021 учебных годов;

  • Традиционная олимпиада по лингвистике (Московская олимпиада школьников по лингвистике) 2019/2020 и 2020/2021 учебных годов;

  • Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по русскому языку 2019/2020 и 2020/2021 учебных годов;

  • Турнир имени М.В. Ломоносова 2020/2021 учебного года.

За академические достижения участникам начисляются баллы по следующей шкале:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Победитель заключительного этапа

12 баллов

Призер заключительного этапа

9 баллов

Победитель регионального этапа, не являющийся победителем или призером заключительного этапа

6 баллов

Призер регионального этапа, не являющийся победителем или призером заключительного этапа

3 балла

Традиционная олимпиада по лингвистике

Диплом I степени

12 баллов

Диплом II степени

10 баллов

Диплом III степени

8 баллов

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по русскому языку

Диплом I степени

9 баллов

Диплом II степени

6 баллов

Диплом III степени

3 балла

Турнир им. М.В. Ломоносова

Грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике

3 балла

Победитель заключительного этапа по лингвистике

5 баллов

Призер заключительного этапа по лингвистике

2 балла

 

Итоговый результат участника определяется как сумма двух наиболее высоких результатов по отдельным олимпиадам (в том числе по одной и той же олимпиаде в разные годы). После этого составляется ранжированный список, из которого отбираются учащиеся, имеющие наибольший итоговый результат (не более 35 человек). При равенстве баллов нескольких участников координационный совет оставляет за собой право учесть в качестве дополнительного критерия результаты данных участников в отборе по Треку 1.

При отборе на образовательную программу учитываются академические достижения, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности. 

Учащиеся могут принять участие в конкурсном отборе на образовательную программу по обоим трекам. При этом учащиеся, прошедшие конкурсный отбор по обоим трекам, учитываются только в общем количестве участников, прошедших конкурсный отбор по Треку 2.

 Список учащихся, приглашенных на образовательную программу, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 июля 2021 года.

Руководители программы

Пиперски
Александр Чедович

Научный сотрудник Высшей школы экономики, доцент Российского государственного гуманитарного университета, кандидат филологических наук

Риехакайнен
Елена Игоревна

Доцент кафедры общего языкознания имени Л.А.Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета, методист программы «Большие вызовы» 2019 года, кандидат филологических наук

Преподаватели

Алхазова
Анна Витальевна

Студент филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Анисимов
Арсений Денисович

Студент Высшей школы экономики

Аристова
Мария Васильевна

Учитель русского языка в школе «Летово», магистрант Высшей школы экономики

Барабаш
Полина Витальевна

Студентка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Барганов
Максим Сергеевич

Студент Высшей школы экономики и Российской экономической школы, призер международной олимпиады по лингвистике

Белова
Дарья Дмитриевна

Лаборант-исследователь Института языкознания РАН, магистрантка филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Будилова
Зинаида Александровна

Стажер-исследователь лаборатории по формальным моделям в лингвистике, студентка Высшей школы экономики

Бурлак
Светлана Анатольевна

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, профессор РАН, председатель оргкомитета Традиционной олимпиады по лингвистике, доктор филологических наук

Влахов
Андриан Викторович

Лингвист, антрополог, научный сотрудник и старший преподаватель факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики

Гилярова
Ксения Алексеевна

Доцент Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, член программного комитета и жюри Международной олимпиады по лингвистике, кандидат филологических наук

Гуревич
Станислав Борисович

Сопредседатель оргкомитета Международной олимпиады по лингвистике

Жукатинская
Елизавета Сергеевна

Студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Зубов
Владислав Иванович

Магистр лингвистики, ассистент кафедры общего языкознания имени Л. А. Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета

Иванова
Анастасия Дмитриевна

Студентка Высшей школы экономики, стажёр-исследователь Международной лаборатории языковой конвергенции НИУ ВШЭ

Иомдин
Борис Леонидович

Доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ. Научный сотрудник Яндекса. Кандидат филологических наук. Ведущий научный сотрудник и заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Преподаватель Школы анализа данных Яндекса. Входит в состав жюри Международной олимпиады по лингвистике, Традиционной олимпиады по лингвистике, игры-конкурса «Русский медвежонок — языкознание для всех». Председатель методической комиссии олимпиады «Высшая проба» по русскому языку. Член оргкомитета Летней лингвистической школы. Ведущий лингвистических кружков в 57 школе (Москва).

Кожевникова
Элина Константиновна

Студентка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Козлова
Екатерина Руслановна

Студентка школы лингвистики Высшей школы экономики, призёр Международной олимпиады по лингвистике (2019)

Коновалова
Анастасия Алексеевна

Аспирантка филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Коротченко
Денис Сергеевич

Разработчик в Тинькофф, студент магистратуры факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, педагог Президентского физико-математического лицея № 239

Манухина
Софья Владимировна

Аспирантка Института русского языка имени В.В.Виноградова Российской академии наук, ИТ-лид портала разработчиков ВТБ API

Модестов
Сергей Юрьевич

Доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член научного общества имени Лейбница, кандидат педагогических наук

Наследскова
Полина Леонидовна

Стажер-исследователь Международной лаборатории языковой конвергенции Высшей школы экономики

Оспанова
Дана

Студентка школы лингвистики Высшей школы экономики

Павлова
Дарья Сергеевна

Доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета, научный сотрудник Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат филологических наук

Пахомов
Леонид Валерьевич

Доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат филологических наук

Пашкова
Ольга Анатольевна

Преподаватель кафедры общего языкознания имени Л.А.Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета, письменный и устный переводчик, специалист по балтийским языкам

Пихтин
Андрей Андреевич

Студент филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Плунгян
Владимир Александрович

Российский лингвист, специалист в области типологии и грамматической теории, морфологии, корпусной лингвистики, африканистики и поэтики, заместитель директора Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик РАН, доктор филологических наук

Погодаев
Илья Сергеевич

Разработчик компании «Яндекс», тренер команды Казахстана на Международной олимпиаде по лингвистике

Пучкова
Анастасия Ильинична

Руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике, учитель английского языка и педагог дополнительного образования гимназии №642 «Земля и Вселенная» (Санкт-Петербург), аспирант филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Пшеницын
Тихон Григорьевич

Преподаватель изобретательских классов школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, лауреат премии Европейской ассоциации теоретической информатики

Раскинд
Яков Львович

Студент школы лингвистики Высшей школы экономики

Сахоненко
Анастасия Александровна

Студентка Санкт-Петербургского государственного университета

Смирнов
Кузьма Ильич

Преподаватель курсов по лингвистике для школьников, серебряный призер и бывший тренер команды Казахстана на Международной олимпиаде по лингвистике

Смыченко
Алексей Викторович

Устный и письменный переводчик, специалист по романским языкам

Старченко
Алексей Миронович

Ассистент Школы лингвистики и стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории по формальным моделям в лингвистике Высшей школы экономики, педагог дополнительного образования школы №179 (Москва)

Тужик
Ольга Викторовна

Студентка филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Халеева
Юлия Владимировна

Специалист по учебно-методической работе Центра педагогического мастерства (Москва)

Хромова
Анастасия Игоревна

Студентка магистратуры филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Чайко
Надежда Игоревна

Редактор Яндекс.Учебника, преподаватель Skillbox

Шкаруба
Дарья Дмитриевна

Студентка филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Положение о программе

Положение об образовательной программе «Лингвистика»
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения образовательной программы «Лингвистика» Образовательного центра «Сириус» (далее — образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.

1.1. Образовательная программа «Лингвистика» проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 октября 2021 года.

1.2. В образовательной программе могут принять участие школьники 8–11 классов (по состоянию на 1 сентября 2021 года), являющиеся учащимися образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.

Решение о приеме на программу школьников 6–7 классов (по состоянию на 1 сентября 2021 года), успешно прошедших отбор по программе более старших классов, принимается координационным советом программы в индивидуальном порядке. 

1.3. Общее количество участников образовательной программы: не более 140 человек.

1.4. К участию в образовательной программе могут быть допущены только граждане Российской Федерации.

1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».

1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».

1.8. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

1.9. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

2. Цели и задачи образовательной программы

2.1. Цели образовательной программы: выявление школьников, заинтересованных в изучении лингвистики, их знакомство с современными проблемами, достижениями, методологией в данной области науки и возможностями применения знаний на практике, максимальное развитие творческих способностей участников образовательной программы, их способностей к анализу материала различных языков мира и к автоматической обработке текста с помощью современных информационно-компьютерных технологий, а также подготовка учащихся к олимпиадам по лингвистике, в том числе к Международной олимпиаде по лингвистике.

2.2. Задачи образовательной программы:

- развитие способностей учащихся в области лингвистики;

- расширение кругозора учащихся;

- подготовка учащихся к участию в олимпиадах по лингвистике;

- популяризация лингвистики как науки;

- формирование у участников образовательной программы навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий;

- расширение знаний учащихся в области смежных с лингвистикой наук;

- эстетическое воспитание и развитие творческих способностей участников образовательной программы.

3. Порядок отбора участников образовательной программы

3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общего порядка отбора в Образовательный центр «Сириус»

3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 7–10-х классов (на момент подачи заявки) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.

3.3. Для участия в конкурсном отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Прием заявок будет открыт с 22 марта по 27 апреля 2021 года. Не зарегистрировавшиеся школьники к участию в образовательной программе не допускаются.

3.4. Для школьников, зарегистрировавшихся на программу, в период с 12 апреля по 29 мая 2021 года будет организован дистанционный учебно-отборочный курс в системе «Сириус.Онлайн».

3.5. Дистанционный учебно-отборочный курс завершается проведением дистанционного итогового тестирования, которое состоится 29 мая 2021 года. Регламент проведения тестирования будет опубликован на странице программы не позднее 24 мая 2021 года.

По совокупности результатов обучения в дистанционном учебно-отборочном курсе и результатов заочного итогового тестирования будет сформирован список участников заключительного очного отборочного тура.

3.6. Заключительный очный отборочный тур состоится 14 июня 2021 года во всех регионах Российской Федерации, в которых учатся участники заключительного отборочного тура.

Регламент проведения заключительного очного отборочного тура будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 июня 2021 года.

3.7. Список школьников, допущенных к участию в заключительном очном отборочном туре, а также места и время проведения очного тура будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 7 июня 2021 года.

3.8. Отбор участников образовательной программы проводится по двум трекам:

Трек 1: конкурсный отбор на основе дистанционного учебно-отборочного курса, дистанционного тестирования и заключительного очного отборочного тура;

Трек 2: конкурсный отбор на основе индивидуальных академических достижений (до 35 участников).

3.9. По Треку 1 составляются два ранжированных списка учащихся на основе результатов дистанционного учебно-отборочного курса (вес — 10%), дистанционного тестирования (вес — 10%) и заключительного очного отборочного тура (вес — 80%): 1) общий список для учащихся 7 и 8 классов; 2) общий список для учащихся 9 и 10 классов (на момент подачи заявки). Из каждого списка отбирается до 55 участников по следующим правилам:

  1. от каждого региона, представленного на 100 верхних позициях в списке учащихся по данной паре классов, отбирается 1 участник с наивысшим рейтингом;

  2. на оставшиеся места отбираются участники с наивысшим рейтингом вне зависимости от региона обучения.

При этом для участия в образовательной программе по Треку 1 могут быть отобраны только учащиеся, набравшие число баллов не меньше минимального порогового значения, установленного координационным советом.

3.10. В случае, если на участие в образовательной программе претендуют несколько учащихся, показавших одинаково высокие результаты, координационный совет учитывает (в порядке убывания приоритета): 1) их академические достижения по схеме, описанной в пункте 3.12; 2) количество баллов за заключительный очный отборочный тур; 3) количество баллов за дистанционное тестирование.

3.11. Отбор участников по Треку 2 производится на основании академических достижений независимо от участия в отборочных испытаниях по Треку 1 и количества баллов, набранных участниками на них.

3.12. При оценке академических достижений учитываются следующие олимпиады школьников:

  • Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2019/2020 и 2020/2021 учебных годов;

  • Традиционная олимпиада по лингвистике (Московская олимпиада школьников по лингвистике) 2019/2020 и 2020/2021 учебных годов;

  • Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по русскому языку 2019/2020 и 2020/2021 учебных годов;

  • Турнир имени М.В. Ломоносова 2020/2021 учебного года.

За академические достижения участникам начисляются баллы по следующей шкале:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Победитель заключительного этапа

12 баллов

Призер заключительного этапа

9 баллов

Победитель регионального этапа, не являющийся победителем или призером заключительного этапа

6 баллов

Призер регионального этапа, не являющийся победителем или призером заключительного этапа

3 балла

Традиционная олимпиада по лингвистике

Диплом I степени

12 баллов

Диплом II степени

10 баллов

Диплом III степени

8 баллов

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по русскому языку

Диплом I степени

9 баллов

Диплом II степени

6 баллов

Диплом III степени

3 балла

Турнир им. М.В. Ломоносова

Грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике

3 балла

Победитель заключительного этапа по лингвистике

5 баллов

Призер заключительного этапа по лингвистике

2 балла

 

Итоговый результат участника определяется как сумма двух наиболее высоких результатов по отдельным олимпиадам (в том числе по одной и той же олимпиаде в разные годы). После этого составляется ранжированный список, из которого отбираются учащиеся, имеющие наибольший итоговый результат (не более 35 человек). При равенстве баллов нескольких участников координационный совет оставляет за собой право учесть в качестве дополнительного критерия результаты данных участников в отборе по Треку 1.

При отборе на образовательную программу учитываются академические достижения, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности. 

3.13. Учащиеся могут принять участие в конкурсном отборе на образовательную программу по обоим трекам. При этом учащиеся, прошедшие конкурсный отбор по обоим трекам, учитываются только в общем количестве участников, прошедших конкурсный отбор по Треку 2.

3.14. Список учащихся, приглашенных на образовательную программу, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 июля 2021 года.

3.15 Даты публикации списков и регламентов могут быть изменены координационным советом программы.

3.16. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, будут заменены на следующих по рейтингу участников отбора по Треку 1 из соответствующей возрастной группы (7–8 классы или 9–10 классы на момент подачи заявки). Внесение изменений в список участников программы происходит до 21 сентября 2021 года.

4. Аннотация образовательной программы

Образовательная программа ориентирована на развитие лингвистических и творческих способностей учащихся. Программа включает следующие части: теоретическая лингвистика с упором на изучение типологического разнообразия языков мира и решение олимпиадных задач, проектная и учебно-исследовательская работа учащихся, популярные лекции ведущих ученых по лингвистике и смежным наукам.

В рамках теоретической части программы осуществляется обучение участников базовым идеям и методам лингвистики как науки о языковом разнообразии мира и об устройстве человеческого языка в целом; практическое применение этих идей и методов отрабатывается на материале олимпиадных задач. Программа ориентирована на ознакомление учащихся с методами решения лингвистических задач и расширение их знаний о различных уровнях языка и разделах лингвистики. Учащиеся будут разбиты на группы с учетом их уровня подготовки.

В рамках проектной и учебно-исследовательской части программы учащиеся будут разделены на группы, каждая из которых должна будет провести самостоятельное лингвистическое исследование под руководством преподавателя, а также описать и представить результаты своей работы. Проводимые лингвистические исследования предполагают междисциплинарный подход с использованием современных информационно-компьютерных технологий и методов математической статистики.

5. Финансирование образовательной программы

Оплата проезда, пребывания и питания школьников — участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

 
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!