Партнером четвертого цикла выступил Санкт-Петербургский государственный университет.
Участники проекта познакомились с психолингвистическими исследованиями, направленными на изучение восприятия речи детьми и попробовали разработать дизайн эксперимента, показывающего, насколько хорошо маленькие дети понимают слова, которые произносятся сокращенно, а также подготовили видео с описанием задания для детей и полученными результатами.
Все циклы программы «Уроки настоящего» 2022/23 учебного года
Задача «Уроков настоящего восприятия речи» посвящена изучению восприятия устной речи маленькими детьми. Когда мы общаемся друг с другом, мы обычно не задумываемся над тем, что происходит в этот момент в нашей голове: как нам удается понимать друг друга, всегда ли мы точно знаем, что именно сказал наш собеседник...
Из лекции «Как раскрыть тайны восприятия речи?» участники узнали, какие методы используют психолингвисты, чтобы понять, как человек распознает звучащую речь. В рамках цикла школьники узнали, с какими сложностями мы сталкиваемся, когда слушаем собеседника, и как нам удается с этими сложностями справляться.
Лектор — Елена Игоревна Риехакайнен, доцент кафедры общего языкознания им. Л. А. Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат филологических наук
Лекция
Проектная задача
Требуется придумать эксперимент, цель которого — узнать, насколько хорошо маленькие дети, которые еще не умеют писать, понимают слова, которые мы обычно произносим не полностью, а сокращенно (например, пасиб вместо спасибо, тока вместо только и т. д.). Нужно было придумать задание, которое позволит ответить на поставленный вопрос и будет интересно маленьким детям; разработать все стадии эксперимента; протестировать эксперимент на нескольких знакомых детях; записать видео с имитацией эксперимента, в котором в качестве участников выступили студийцы; описать эксперимент в презентации, отметив его достоинства и недостатки.
Доцент кафедры общего языкознания имени Л.А.Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета, методист программы «Большие вызовы» 2019 года, кандидат филологических наук
Магистр лингвистики, ассистент кафедры общего языкознания имени Л. А. Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета