Седьмой цикл состоит из двух частей. Первая часть подготовительная и состоит из трех дополнительных заданий. Вторая часть — лекция — посвящена актуальным направлениям психолингвистических исследований. Ее итогом будет постановка задачи — сделать вывод о том, как различные индивидуальные особенности речи влияют на восприятие этой речи слушающими.
Все циклы программы «Уроки настоящего» 2019/20 учебного года
Модуль «Уроки настоящей психолингвистики» посвящен основам психолингвистики, методам ее исследования и особенностям изучения языка.
Как известно, люди живут не только в мире предметов, но и сами создают его. А создаем мы знаковый мир. К нему относят человеческий язык и его виды (например, жестовый, вербальный язык), музыку, математику и т. д. Когда ребенок начинает учиться читать/писать, то оказывается в сложнейшей ситуации. Он выполняет непростую задачу: ему нужно запомнить символ определенной буквы (а это рисунок) и ее звучание. В последующем ребенок должен научиться разбивать слова на составляющие. Кроме того, ему необходимо отличать похожие по звучанию слова, а при обучении письму — похожие буквы. При этом его мозг дешифрует сложный код. Не у всех детей получается сразу научиться читать/писать. Это связано с особенностями развития языка у ребенка.
Лекцию «Человек говорящий и читающий» прочитала российский психо- и нейролингвист, доктор биологических наук, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ Татьяна Владимировна Черниговская.
Задача от лектора, Елены Игоревны Риехакайнен, доцента акафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата филологических наук:
Задача, которую мы предлагаем вам выполнить, связана в большей степени с изучением восприятия речи и находится на стыке психо- и социолингвистики. Речь любого человека индивидуальна, но мы не всегда, общаясь с человеком, обращаем внимание на особенности его речи, для нас более важным является то, что именно нам говорят. Однако в некоторых случаях не заметить такие особенности нельзя. Наверное, каждый из вас может вспомнить ситуации, в которых ваш собеседник не произносил какой-либо звук, немного заикался и т.п. Почему одни индивидуальные особенности мы замечаем, а другие — нет? Что влияет на то, заметим мы отклонение от нормы в речи собеседника или проигнорируем его? Ответам на эти и некоторые другие вопросы и будет посвящена работа в рамках этого модуля. Результаты, которые вам удастся получить, мы планируем использовать для разработки дальнейших экспериментов в области восприятия русской речи. Собранные вами данные могут быть использованы в том числе коммерческими компаниями, которым необходимо принимать на работу людей, чья деятельность связана с общением с клиентами.
Формулировка задачи
В ходе исследования мы предлагаем вам ответить на два основных вопроса:
1) в равной ли степени различные индивидуальные особенности речи влияют на восприятие этой речи слушающими?
2) влияют ли на восприятие индивидуальных особенностей речи такие факторы, как ситуация общения, тема разговора, степень знакомства с собеседником, возраст участников общения?
Ваше исследование должно обязательно содержать ответ на первый вопрос. Из второго вопроса вы можете выбрать один или два из перечисленных факторов или предложить свои.
Инструкция по выполнению задачи
Мы предлагаем вам выполнять исследование по следующему плану:
1. Составьте список индивидуальных особенностей речи.
2. Разработайте методику исследования и подберите материал.
3. Определитесь с тем, кто будет принимать участие в вашем исследовании.
4. Проведите эксперимент.
5. Обработайте результаты.
6. Проведите метаанализ.
7. Создайте научно-популярные материалы, привлекающие внимание к проблеме.
Что такое психолингвистика
Онлайн-курс «Психолингвистика» (источник: образовательная платформа «Открытое образование»)
Подкаст «Болтаем о психолингвистике» участников программ Образовательного центра «Сириус» Арсения Анисимова и Ольги Тужик (источник: онлайн-платформа SoundCloud)
Методы исследования
Видео «Экспериментальные методы в психолингвистике - Ирина Секерина» (источник: интернет-журнал «ПостНаука»)
Индивидуальные особенности речи: введение в проблематику
Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под. ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. Статьи: «Просторечие», «Акцент», «Правильность речи»
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. Глава 4 «Классификация нарушений речи»
Российский психо- и нейролингвист, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических и филологических наук
Доцент кафедры общего языкознания имени Л.А.Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета, методист программы «Большие вызовы» 2019 года, кандидат филологических наук