На полях Российского инвестиционного Форума Фонд «Талант и успех» провел сессию «Региональные центры сопровождения одарённых детей и молодёжи: взаимодействие бизнеса, науки и власти в интересах реализации стратегии научно-технологического развития России».
Региональные центры создаются в соответствии с поручением Президента РФ ПР-2346, пункт 4б и Стратегией научно-технического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента России 01.12.2016 № 642). Предполагается создание 85-ти центров в период с 2017 по 2022 год. Научно-методической поддержкой регионов по их созданию, повышением квалификации педагогов, обменом опытом и лучшими практиками по работе с одаренными детьми занимается Образовательный центр «Сириус». При этом региональный центр является самостоятельной организацией или подразделением действующей организации, вуза, в чьи обязанности вменены функции индивидуального сопровождения и развития достижений детей России в конкретном регионе.
Образовательный центр «Сириус» готов передать региональным центрам по выявлению и развитию одаренных детей свои программы, методологию, готов осуществлять научное руководство, содействовать приглашению на работу в региональный центр ведущих преподавателей и тренеров центра, ведет реестр одаренных детей региона, сопровождает online-обучение выпускников регионального центра, содействует созданию программ ранних стажировок, ведет мониторинг их последующих достижений и трудоустройства.
Главное назначение регионального центра, говорит Елена Шмелева, руководитель Центра «Сириус», «Выстроить работу с одаренными детьми для ответов на современные вызовы в логике выявления и дальнейшего развития таланта у максимального количества детей, создания программ сопровождения наиболее результативных и целеустремленных из них».
Создание, с учётом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех», в субъектах РФ сети центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, позволит сформировать всероссийский механизм их сопровождения в целях реализации стратегии научно-технологического развития и достижении принципиальных результатов в области социально-экономического развития России, считает она.
Региональный центр формируется в рамках соглашение Образовательного Фонда “Талант и успех” с высшими должностными лицами (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Вместе с соглашением подписывается дорожная карта, которая предусматривает системную работу по сопровождению одаренных детей:
∙ Создание региональной рабочей группы проекта под председательством вице-губернатора
∙ Создание попечительского и экспертного советов регионального центра
∙ Утверждение ключевых направлений его работы («Наука», «Искусство», «Спорт») – виды спорта, учебные предметы, ключевая тематика проектной деятельности, виды искусства
∙ Определение базовой образовательной площадки, обладающей необходимой инфраструктурой
∙ Разработка образовательных программ для одаренных детей на ближайшие два года
∙ Повышение квалификации педагогов школьного и дополнительного образования – потенциальных сотрудников центра в Центре «Сириус», их аттестация
∙ Определение механизмов отбора детей для участия в программах центра
∙ Регулярная реализация программ (очных, очно-заочных) и других специализированных мероприятий, нацеленных на достижение результатов высокого уровня с одаренными детьми: образовательные смены, конференции, практики и стажировки в организациях-партнерах и т.п.
∙ Создание и реализация очно-заочных образовательных программ в дистанционной образовательной среде центра «Сириус»
∙ Проведение региональных междисциплинарных конкурсов проектных работ школьников (на стартовом этапе - участие всех школьников региона в формате решения предложенных индустриальными и научными партнерами задач, а на финальном – защита проектов в региональном центре),
∙ Участие в ежегодных научно-методических конференциях Образовательного центра «Сириус» для организаторов и педагогов региональных центров
∙ Стипендиальные и грантовые программы для одаренных региональных школьников.
Видео сессии: