– Михаил Ханонович, в первую очередь благодарим Вас за визит в центр! Что Вас впечатлило?
– Спасибо! Хочу сказать, что идея создания центра «Сириус» просто великолепна! Такой центр был необходим. Дети приезжают и могут общаться с профессионалами. Я могу сказать, что даже в Санкт-Петербурге у ребят, которые учатся в музыкальной школе, нет таких возможностей, как здесь!
– Вы провели целый цикл занятий в «Сириусе». Как оцениваете знания и умения наших воспитанников?
– Здесь царит замечательная атмосфера: ребята приходят, выбирают список произведений, который они хотели бы пройти за время обучения, и мы начинаем с ними работать. Люди они молодые и находятся только в начале своего творческого пути, поэтому у них ещё много проблем, над которыми нужно работать. И для этого у нас с ними есть 10 уроков. Каждый день мы с ребёнком встречаемся на занятии и спокойно, вдумчиво выправляем его игру.
Я даже позволил себе дать определённые рекомендации их педагогам, потому что ребята сами мне говорили: «А вот наш педагог спрашивал: «А как это…?», «Как то…», «Что бы Вы нам посоветовали в дальнейшем репертуаре?» и «Над какими технологическими проблемами надо поработать…?».
Со старшими коллегами недавно вспоминали своё юное время: конечно, мы не могли и мечтать о таких замечательных мастер-классах от ведущих профессоров нашей страны.
– А если вновь возвратиться в то юное время… Как Вы поняли, что скрипка – Ваше призвание?
– Когда мы были детьми, все в той или иной степени тянулись к музыке, проявляли определённые таланты. Тут я могу сказать, что, если ребёнок не начинает профессионально играть на скрипке в пять лет, то, скорее всего, он уже не будет играть на этом инструменте никогда.
В первую очередь, родители решали нашу судьбу. Меня отвели в школу при консерватории, где был очень жёсткий отбор. В школе после 4 класса происходил определённый отсев, потом после 7-го, после 9-го. И к 11-му классу оставались наиболее сильные ребята, которые уже без проблем поступали в консерваторию.
Это была серьёзная продуманная система воспитания молодых дарований. Советская музыкальная школа являлась примером во всём, поэтому наши исполнители всегда побеждали на всех международных конкурсах и фестивалях.
– А сейчас нужна ли системе музыкального образования реформа или надо трепетно хранить лучшие традиции петербургской и московской школ?
– Я считаю, что необходимо самым бережным образом сохранять то, что было создано на протяжении длительного исторического периода времени: это практически весь XX век. Результаты были совершенно впечатляющими!
Cейчас же, к сожалению, нередко наблюдается бюрократизация процесса: педагог вынужден заполнять какие-то бумаги и всё время что-то писать. А на самом деле, мы вручаем педагогу талантливого ребёнка, и этот процесс обучения должен быть абсолютно спокойный, творческий, проходящий без всякого бюрократического вмешательства. Только тогда мы сможем создать музыкантов, которые будут являться гордостью России и всего мира!
– Каков дальнейший профессиональный путь выпускников современных консерваторий?
– Большинство, конечно, идут работать в симфонические оркестры. У нас, например, в Санкт-Петербурге есть замечательные оркестры Филармонии и Мариинского театра. Воспитанники Санкт-Петербургской консерватории очень востребованы в этом плане.
Конечно, солистами – людьми, которые ведут активную концертную деятельность, становятся единицы, это «штучный товар». Надо иметь целый набор качеств, которые позволят тебе быть на высокой сцене, в том числе здоровье, нервы, работоспособность и умение спланировать свой режим. В общем, это очень напряжённая и тяжёлая работа.
Солисты – это люди, которые постоянно находятся, условно говоря, в спортивном режиме. Они себе уже не принадлежат, поскольку отданы профессии, миру, публике, которая приходит их слушать. Массового потока тут, однозначно, быть не может.
Тем не менее, можно сказать, что в «Сириусе» есть такие ребята, которые имеют все шансы стать звёздами мировой музыкальной культуры. И я ещё раз хочу подчеркнуть, что «Сириус» – это один из мощнейших рычагов, который даёт новый импульс развитию талантов.
– Благодаря тому, что они могут попасть в поле зрения именитых педагогов?
– Я уже долгое время сотрудничаю с Санкт-Петербургским Домом музыки, где раз в год провожу мастер-классы. Туда приезжают молодые солисты со всей России. По своему опыту могу сказать, что многие ребята (процентов 70 или 80) потом с удовольствием продолжают общение с музыкой, поступают в Санкт-Петербургскую консерваторию и становятся заметными фигурами.
Мы как педагоги стараемся не упускать талантливых ребят, которые попадают в наше поле зрения. Мы стремимся налаживать с ними контакт, и «Сириус» в этом отношении отличная площадка для общения педагогов с талантливыми ребятами со всей России.