Мартовская смена «Ростропович» собрала в «Сириусе» 38 юных музыкантов из 25 регионов России. Все они по итогам работы в творческих мастерских с ведущими педагогами страны совершенствовали мастерство и готовились к отчетным концертам.
С талантливыми школьниками, играющими на фаготе, в «Сириусе» работал народный артист РСФСР, профессор московской консерватории имени П. А. Чайковского Валерий Сергеевич Попов. Педагог является членом Экспертного совета Фонда «Талант и успех».
О мастер-классах в «Сириусе» и подготовке к отчётному концерту Валерий Сергеевич рассказал в интервью.
– Валерий Сергеевич, как происходит отбор воспитанников музыкальных школ на творческую смену в «Сириус»?
– Индивидуальный творческий отбор юных музыкантов проходит на основании оценки видеозаписей их выступлений, ссылки на которые они должны внести в онлайн заявку. Просмотр видео занимает достаточно много времени. Нельзя просто открыть запись, посмотреть, на чем играет музыкант, и дать оценку. Необходимо детально разобраться, определить способности ребенка. Персональные требования – два основных столба, на которых держится музыкальное образование, – это интонация и ритм. Вертикаль и горизонталь всей классической музыки. Потом уже смотрим на фразировку (средство музыкальной выразительности) и на качество звучания.
– После того, как ребята прошли отбор на смену, как Вы организуете с ними работу?
– Так как всех участников смены я прослушал заранее, то уже приблизительно понимаю, что они умеют, и начинаю подбирать программу. Разумеется, при личной встрече уже более предметно видишь уровень ребенка – в личном общении раскрываются. Я прошу сыграть по нотам какое-либо из новых произведений. Это помогает мне понять сильные и слабые стороны, последовательно выстроить ход занятий. В ходе урока сразу выясняю уровень владения инструментом. Это у нас называется технический зачет.
– Можете немного подробней рассказать об этом «Техническом зачете»?
– Владение гаммами. Разбирать произведение по кирпичикам на составные части. Объясню: если юный музыкант сыграл разученную пьесу, но вижу в его исполнении погрешности, то я должен разобраться, почему у него не получается тот или иной фрагмент произведения. Например, мальчик у меня на смене играет замечательную пьесу современно композитора Жанны Металлиди. Переложили ее произведение на виолончель и увидели, что не получается один пассаж. Начинаем следить за ритмом, проигрываем еще раз. Потом откладываем пьесу и пытаемся проиграть отдельно только этот пассаж в гамме. В итоге ребенок берет этот пассаж и в концерте проблемная часть проигрывается гладко.
– То есть программа, над которой Вы с ребятами удалась. Вы довольны учениками?
– Я волновался, так как для программы концерта были выбраны достаточно сложные сочинения, которые ученики за время смены могли не освоить. Ведь не у всех музыкантов одинаковый уровень – кому-то инструмент дается проще, кто-то прикладывает больше усилий. Но сейчас я думаю, что они справились. Мы с самого начала работы установили высокий уровень, которому пришлось соответствовать. Вся программа – и виртуозная, и быстрая, и громкая. Чтобы вышло достойно, надо было постараться. Я видел, что зрителям понравилось – а это самое главное.
– И какие произведения Вы выбрали для итогового концерта?
– В программу концерта вошло 11 произведений разных эпох. Сочинения, написанные для фагота с оркестром, сюиты для ансамбля фаготов, сонаты для фагота и фортепиано. Прозвучали композиторы Л. Мерчи, А. Моцарт, Ю. Вайсенборн, Ф. Мендельсон, А. Вивальди, Э. Бозза, К. Сен-Санс и другие. В самом конце на сцену вышли все юные фаготисты: они исполнили польку «Без забот» Й. Штрауса (переложение для ансамбля фаготов Ши Ли). А партии фортепиано исполняла дипломант всероссийских и международных конкурсов Ольга Вер.