help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Искусство игры в камерном ансамбле – важнейшая составляющая профессиональной подготовки каждого музыканта. Особую роль в становлении ансамблевой эстетики играют гармония, мера, пропорциональность, симметрия, ритм. Правильно их чувствовать участников направления «Музыкально-исполнительное искусство» учили народный артист России, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Александр Бондурянский и преподаватель Московской консерватории им. А. П. Чайковского, лауреат международных конкурсов Максим Пурыжинский. Педагоги были приглашены в «Сириус» в рамках новой дисциплины «Камерный ансамбль», которую впервые ввели в образовательную программу.

«В истории исполнительского искусства мы не найдем ни одного крупного музыканта, который бы не обращался к сфере камерно-ансамблевого музицирования. Достаточно назвать имена Антона и Николая Рубинштейнов, Сергея Рахманинова, Давида Ойстраха, Леонида Когана, Святослава Кнушевицкого, Мстислава Ростроповича, Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса и многих-многих других…», – говорят преподаватели направления.

У некоторых ребят уже был опыт игры в ансамбле, но многие столкнулись с непростой задачей впервые. Как в «Сириусе» шла подготовка к отчетному концерту «От двух до шести», Максим Пурыжинский рассказал в интервью.  

– Камерный ансамбль – это не только модель взаимодействия и сосуществования на сцене, это модель коммуникации между детьми из разных регионов. О том, что их поставят играть в ансамбле, ребята узнали, когда пришли на первое занятие в «Сириусе». Ноты им выдали в тот же день. Разумеется, чувствовали особую ответственность, – отметил педагог.

– Максим Владимирович, а по какому же тогда принципу педагоги отбирали исполнителей?

– Это был эксперимент в чистом виде. Кого с кем поставить, мы думали, ориентируясь только по спискам воспитанников и их специальностям. И хотя с самими музыкантами мы познакомились только в «Сириусе», программа, кто с кем встает и играет, была подготовлена задолго до встречи с ребятами. Перед нами не было задачи задействовать в ансамбле всех участников направления. Приехало очень много пианистов, много духовиков, и поставить в ансамбль их всех не получалось. Поэтому наш выбор определил случай, и как оказалось, очень удачный.

– Почему для начинающих музыкантов опыт игры в ансамбле так важен и насколько это сложно?

– Игра в ансамбле с разными инструментами обогащает тембровый слух, арсенал выразительности, расширяет представление о возможностях собственного инструмента. К тому же, понятное дело, сразу все не получится: надо сыграться, приспособиться, найти аппликатуру, правильные средства выразительности и все это вместе синхронно исполнить со своими коллегами в трио, квартете, квинтете.

– Как ребята проявили себя в подготовке к концерту? Какие сложности у них возникали в самом начале работы над проектом?  

– Я вел ребят не с самого начала: на первых этапах с ними занимался Александр Бондурянский – мой профессор в консерватории имени Чайковского. Первое представление о возможностях камерного ансамбля и принципах работы в нем, юные музыканты получили от него, он полностью курировал программу. Позже эстафету перехватил я. Когда познакомился с ребятами, увидел, как ответственно они подошли к делу, как старательно учили свои партии и шли к отчетному концерту, который как мне кажется, прошел великолепно.  

– То есть каждый участник концерта справился со своей партией на отлично?

– Без каких-то небольших потерь в мире музыки не проходит ни одно выступление. Ребята учатся и стараются. И дело здесь не в том, взял ли юный музыкант фа-диез или фа-бекар – не в этом же счастье. А в той отдаче, с которой они играют. Они выжали из себя все, что могли. Их талант проявился на концерте, зрители это почувствовали. И я этому рад.

– Какие произведения вошли в афишу концерта? 

– Как мы знаем, идея собрать концерт «От двух до шести» принадлежала Александру Бондурянскому, он же и предложил программу. Мы подбирали произведения, которые можно было бы сыграть на двух фортепиано или на одном, но в четыре руки, искали выгодные сочинения для трио, квартетов. Так в программу попали «Венгерские танцы» Брамса, концертино Шостаковича, каприччио Сен-Санса на датские и русские темы. Прозвучал квинтет для кларнета и струнного квартета Моцарта. Закончили концерт   очень ярким сочинением: увертюрой на еврейские темы Прокофьева – камерным хитом, который почти 100 лет не сходит с ведущих концертных площадок мира.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!