
Профессиональный композитор Дарья Славникова пишет музыку для «Мосфильма», создаёт аранжировки для Ильдара Абдразакова, Хиблы Герзмавы, Юрия Башмета, Государственного Кремлёвского оркестра, преподаёт композицию в Московской консерватории и Сириусе. Композитором Дарья хотела стать с шести лет, но чаще всего слышала: «Девочка, этому не учат».
Композиция не входит в число обязательных предметов в музыкальных школах. В консерваториях, если студент не учится на композитора целенаправленно, остаётся фактически факультативом. Исключением выступает Образовательный центр «Сириус»: здесь композицию изучают все школьники страны, которые приезжают на программы по музыке. Зачем исполнителю учиться сочинять собственные произведения, как разглядеть в ребёнке композиторский талант и где молодому композитору искать заказчиков — Дарья рассказывает в интервью.
— Дарья, для чего музыканту-исполнителю учиться композиции? Это меняет восприятие музыки?
— В консерватории я одновременно училась на двух факультетах — флейты и композиции. Начав заниматься композицией, стала по-другому исполнять музыку, начала глубже чувствовать её структуру, форму, гармонию, стилевые особенности. Причём изменения были заметны не только мне, но и преподавателям. Когда музыкант начинает сочинять, более осмысленной становится манера исполнения, а музыкально-теоретические дисциплины — сольфеджио, гармония — перестают быть просто формальными знаниями.
— Как родителям понять, что у ребёнка талант к композиции?
— Чаще всего дети очень рано дают это понять. Не заметить такого ребёнка будет невозможно, игнорировать его увлечение тоже: он будет мурлыкать, напевать, вместо отдыха бежать к музыкальному инструменту, пытаться исполнять и показывать первые произведения. И это рано или поздно приведёт ребёнка к мысли заниматься композицией на профессиональном уровне.
Я начала сочинять музыку сразу, как увидела пианино. Хорошо помню себя в шесть лет: уже тогда я говорила, что хотела бы учиться на композитора. Мне отвечали: «Извини, девочка, такой специальности нет». В музыкальных школах композиция до сих пор не преподаётся как обязательный предмет, дети в основном занимаются ею частным образом. В консерватории на занятиях по полифонии, гармонии, анализу музыкальных форм студентам частично приходится сочинять музыку. Но в качестве отдельного специального предмета композицию в консерватории преподают только будущим композиторам.
— Композицию следовало бы ввести для всех музыкантов как отдельный предмет?
— Надеюсь, мы придём к тому, чтобы включить её в учебные программы для музыкантов ещё со школьного этапа. Дети не обязаны становиться гениями или профессиональными композиторами, но каждый исполнитель должен уметь грамотно оформить собственную музыкальную мысль, записать мелодию, звучащую в его голове. Это так же естественно, как говорить на родном языке. К тому же, композиция развивает мозг — если ты начинаешь ею заниматься, тебе просто придётся стать лучше.
— Как проходят занятия по композиции в Сириусе?
— На программы по музыке приезжают уникальные дети. Они хорошие исполнители, держат в голове много правильной музыки, ориентируются в стилях, жанрах. У многих уже сформировано понимание, как на основе накопленного опыта прослушивания классической музыки создать собственное произведение. Например, в прошлом году в Сириусе дети просили научить их писать фугу.
Написать фугу — всё равно что решить задачку по математике. Это полифоническая музыка, в ней важна логика построения формы, правильная перекличка мелодических линий: два голоса ведут диалог, один играет тему, второй аккомпанирует, потом они меняются. Кстати, у ребят всё получилось. А другой ученик попросил помочь освоить компьютерную программу для композиторов и изучал её, пропуская все перерывы между занятиями.
Программы в Сириусе интенсивные, дети работают быстро. На концерте собственных сочинений по итогам майской программы у нас звучало полтора часа музыки. Так вот, дети написали её за пару дней, а дальше только репетировали.
Когда ученики показывают работы, первое, на что обращаю внимание — ясность и завершённость музыкальной мысли. Всегда задаю вопрос: что ты этим хотел сказать? Если ученик может объяснить смысл и задумку произведения, в его музыке тоже будет внутренняя логика. Создать просто набор пассажей — не композиция. Как дирижёр организует группу людей, так композитор организует группу звуков.
— Говорят, что учебника по композиции нет. А есть общепринятая методика преподавания предмета?
— Если это специальность, педагог должен полностью контролировать музыкальный кругозор и все виды деятельности ученика. Обязательно слушание музыки по нотам с анализом формы, гармонии, причём педагог выбирает определённые произведения. Если ученик хочет написать сонату, нужно слушать сонаты определённых композиторов и делать выводы, смотреть, как композитор-профессионал справился с задачей, каким путем шёл.
Любое произведение искусства строится по принципу триады Гегеля: тезис, антитезис, синтез. Изучая музыку, литературу, кино, мы видим, что любой сюжет содержит бинарные силы, которые потом могут прийти к синтезу. И вот такие моменты мы стараемся находить в мелодии, в гармонии звукового поля произведения: главная партия и побочная, экспозиция, развитие темы.
— Наверняка в композиции, как в любом творческом процессе, нужен хороший личный контакт с учеником?
— Важно тактично подсказать, направить в нужное русло и не погасить интерес к сочинению музыки. Музыканты и композиторы ранимы. Знаю людей, которые, будучи без пяти минут выпускниками консерватории, получали на конкурсе негативный комментарий и бросали учёбу. И такая ситуация может произойти с человеком любого возраста.
Когда ребёнок получает даже совсем чуть-чуть внимания и одобрения, его мотивация возрастает в разы. Снова пример из моего детства. Директор музыкальной школы убеждала нас, что границ для развития интеллекта нет. Детям редко такое говорят, а это очень ценно и помогает двигаться вперёд.
— Где работать молодому композитору?
— Когда человек что-то умеет, это становится заметно. Современные композиторы весьма востребованы. Вхождение в систему заказов зачастую происходит через учителей: старшие коллеги получают заказ, и, когда необходима помощь, привлекают студентов. У меня заказов много, с удовольствием приглашаю к сотрудничеству учеников, в качестве работы которых уверена. Они включаются, нарабатывают компетенции, контакты, опыт.
Иногда бывает достаточно того, что композитор подписывает в аранжировке свою фамилию и e-mail: меня и саму в разных агентствах так находили. Главное — работать качественно, и тогда это точно будет услышано и замечено.