help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В «Поиске» – газете научного сообщества, публикующей новости из научно-исследовательских институтов и вузов России и мира, материалы об актуальных проблемах научно-образовательного сообщества, мнения авторитетных лиц и руководителей в области фундаментальной и прикладной науки, вышла большая статья о «Сириусе». О том, как Образовательный центр проводит работу с талантливыми школьниками, рассказывает Аркадий Соснов, который в рамках конференции «Путь к успеху», несколько дней провел в «Сириусе».

– Ребята умные, раскованные, позитивные, стремящиеся жить лучше здесь и сейчас, – помощник Президента РФ, один из попечителей Образовательного центра «Сириус» (Сочи) Андрей Фурсенко не жалел эпитетов, рисуя портрет продвинутых молодых современников. Выявлял черточки, отличающие их от молодежи 1990-х и 2000-х, подбираясь к сути: – Они настаивают на серьезном к себе отношении, не опеке со стороны взрослых, а равноправном партнерстве с ними.

Ту же мысль, хоть и другими словами, он сформулировал, выступая на II Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», организаторами которой стали «Сириус» и Минобрнауки РФ: «Мы подчас пытаемся придумать будущее за них, а это их будущее, им жить в нем, как в настоящем. Пусть они предлагают, а мы будем комментировать, но не наоборот».

Голос молодых на конференции трудно было не расслышать. В числе 800 ее участников – руководителей специализированных школ, университетов, институтов развития, корпораций, госорганов, ученых, исследующих феномен одаренности, – были 215 студентов, получателей грантов Президента РФ и 90 школьников – выпускников Образовательного центра. Логика организаторов понятна: эти ребята и сами нуждаются в поддержке на пути к успеху, и сверстников могут поддержать. Основная программа сплеталась с мероприятиями молодежной секции, поэтому на четыре дня черноморские объекты олимпийского наследия – кампус и Парк науки и искусства «Сириус» – превратились в настоящую фабрику смыслов.

Где ж еще проводить конференцию с подобной тематикой, как не в «Сириусе»? Образовательный центр был учрежден Фондом «Талант и успех» в 2015 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Девиз центра «Исследуй! Твори! Побеждай!» – четко отражает направления его деятельности: выявление и поддержка молодых дарований в науке, искусстве, спорте, обобщение лучших практик работы с ними.

На очные образовательные программы ежемесячно по конкурсу зачисляются до 800 одаренных школьников со всей страны (поразительно, что 73% ребят – из регионов, у них, как пояснил Андрей Фурсенко, таланта не меньше, а мотивация выше, чем у столичных сверстников).

Микст юных математиков, физиков, химиков, биологов, музыкантов, художников, танцоров, литераторов и спортсменов создает вдохновляющую атмосферу междисциплинарности и нескучного общения. Обучение, пребывание и проезд в «Сириус» для них бесплатны. 24-дневная программа включает углубленную профильную подготовку под руководством ведущих российских ученых, педагогов, тренеров, мастер-классы и творческие встречи, плюс оздоровляющий досуг, благо объекты зимних Олимпийских Игр 2014 года под боком.

В первый же вечер нашими соседками за ужином оказались две симпатичные, уверенные в себе девушки. Одна из Москвы, другая из Воронежа, познакомились на Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в прошлом году на площадках «Сириуса», на конференцию обе приглашены как получатели гранта Президента РФ для одаренных студентов. Вероника Нарыкова – второкурсница исторического факультета МГУ, осваивает новую область научного знания – историческую информатику. Это составление 3D моделей объектов культурного наследия, в том числе утраченных, разработка компьютерных программ для изучения исторических документов. Веронику также привлекает сфера когнитивных наук, она ждет открытия в «Сириусе» лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в образовании – школьникам и студентам о ней рассказывали профессор Томского госуниверситета Юлия Ковас и Татьяна Черниговская – выдающийся когнитивист, профессор Санкт-Петербургского университета.

Ольга Стурова учится на третьем курсе Воронежского государственного университета искусств, изучает на кафедре этномузыкологии истоки инструментальной и певческой культуры, занимается описанием старинных обрядов. Следуя семейной традиции, исполняет русские народные песни, стала победительницей Всероссийского конкурса «Молодые дарования», уже и сама преподает в музыкальной школе. И потому во второй день конференции могла вполне профессионально оценить совместный вечер-концерт виртуозного пианиста Дениса Мацуева, известного своим вниманием к молодым талантам, и выпускников центра «Сириус». Но особенно в душу ей запало выступление Павла Милюкова, лауреата XV Международного конкурса имени Чайковского, обладателя волшебной скрипки Гварнери. Вероника предпочла ее звукам катание на коньках в ледовом дворце «Шайба», так что после концерта Ольга сказала за себя и за подругу: «Чувствуем, что не только нам интересно в «Сириусе», но и мы интересны «Сириусу», хочется приезжать сюда снова и снова».

Вот так органично в семью «Сириуса» вливаются лучшие студенты – программа, оператором которой является Фонд «Талант и успех», вышла на проектную мощность: 1200 получателей грантов Президента РФ в год. Для них на площадках Центра планируется проводить межпредметные школы, конференции, встречи с потенциальными работодателями. Но самый ценный контакт – «студиозусов» со «школярами». Ведь по формуле нобелевского лауреата Жореса Алфёрова, главный авторитет для школьника – не академик, а студент, рекомендующий поступить в свой вуз, потому что там «круто». И, продолжая цепочку, главный авторитет для студента – аспирант с его кафедры. В пространстве «Сириуса» таких пульсирующих, порождающих синергетический эффект пересечений множество.

За неполные три года через Образовательный центр прошли почти 20 тысяч ребят, призванных стать лидерами школьных, студенческих, научно-производственных коллективов. Слабаков среди них нет по определению, только сильные и суперсильные. На особом счету триумфаторы прошлогодней Международной естественнонаучной олимпиады юниоров в Нидерландах, обогнавшие школьников из 48 стран, – Григорий Бобков (абсолютный чемпион), Илья Панов и Никита Чернов из Москвы, Михаил Матвеев и Елисей Судаков из Вологды, Тимур Давлетбаев из Саранска. Для них в «Сириусе» были устроены «сборы под нагрузкой» в виде лекций, семинаров, собеседований, практических занятий... Нагрузку, сделавшую ребят универсалами сразу в трех естественнонаучных дисциплинах, обеспечили преподаватели МФТИ.

Разумеется, этот успех был отмечен на предварявшей конференцию встрече Андрея Фурсенко и руководителя «Сириуса» Елены Шмелевой с ректорами вузов-партнеров Образовательного центра, каковых уже более 30.  Вместе с тем представители «Сириуса» не скрывали озабоченность: не затерялись бы выпускники после яркого старта в общем потоке школьной, да и студенческой жизни, с его завихрениями и торможениями. Чтобы этого не случилось, перед ними должны ставиться задачи нарастающей сложности, как в «Сириусе», им нужны индивидуальные траектории развития… А какой бывает реакция стандартной образовательной системы на талантливое отклонение от нормы? Правильно, стандартной: будь как все, от сих до сих.

По словам ректора МФТИ, члена-корреспондента РАН Николая Кудрявцева, оснований для тревоги нет: в институте формируется системное ядро одаренных ребят, а тренировать их, как видно, в Физтехе умеют. Его коллега, член-корреспондент РАН Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО (где преуспели в выявлении и сопровождении элиты программистов) отметил, что даже за последние 4-5 лет студенты сильно изменились – прежде всего, хотят, чтобы их оценивали по результатам. Но эти и другие выступавшие, делившиеся опытом взаимодействия с одаренной молодежью, возглавляют ведущие вузы. Именно они, ведущие, аккумулируют юных самородков со всей России, и большинство получателей грантов Президента РФ учатся там. А как быть с остальными? Как добиться, чтобы выпускники престижных университетов возвращались работать в свои регионы, поднимали их экономику и науку? Эти вопросы остро звучали на сессиях конференции. В актив же данной встречи запишем, что ректоры выразили готовность поддержать начинания «Сириуса», включая его не по-детски серьезную научную программу. Создание, в придачу к действующим, трех мощных междисциплинарных лабораторий, о чем в конце прошлого года сообщил Президент Владимир Путин, по сути, изменит профиль Центра, сделает его научно-образовательным и даже прикладным.

О чем идет речь? Начнем с притягательной для Вероники Нарыковой (да и всего «Сириуса») лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в образовании. Молодые таланты будут выступать не только объектами, но и субъектами ее интереса: одних градаций одаренности насчитывается около 20. А какое разнообразие наук: нейрофизиология, генетика, теория сознания, психолингвистика… Татьяна Черниговская доверительно сказала ребятам, что впереди «горы» исследований и ученые лишь на подступах к ним. Но: «У нас есть гранты, будем получать новые и работать!» Надо было видеть, как зачарованно внимали ей юные дарования, чтобы заключить: работать будут вместе.

Далее, лаборатория информационных технологий и вычислительных систем (технологии больших данных, суперкомпьютерные технологии, теоретическая информатика, вычислительная биомедицина, финансовые технологии). Наконец, лаборатория генетики и персонализированной медицины. Более конкретные направления их деятельности определят межпредметные экспертные советы. Научные и отраслевые организации-партнеры будут проводить собственные исследования, включая в них магистрантов и аспирантов из разных университетов и академических институтов. Вот она, заветная междисциплинарность! Более того, на территории 30 га рядом с этими лабораториями мирового класса планируется разместить технико-внедренческую и сервисную зону для коммерциализации разработок, одним из элементов которой станет представительство «Роспатента».

Как полемично заметила Елена Шмелева, это еще и ответ на упрек, мол, у вас одни разговоры и ничего материального не производится. А скоро будет производиться! И промышленникам такой алгоритм развития «Сириуса» нравится. С подиума конференции заместитель генерального директора компании BIOCAD Роман Иванов объявил о намерении создать в научном парке «Сириуса» лабораторию доклинических исследований на крупных животных. Закономерное продолжение двухлетнего сотрудничества компании с «Сириусом», в рамках которого она проводит проектные смены, берет на заметку талантливых детей и уже приглашает их на свои научные мероприятия.

– Наш коммерческий интерес в том, чтобы эти ребята оставались в России, приходили на работу в BIOCAD и вносили вклад в развитие компании, – популярно объяснил Роман «Поиску». – Что касается данной лаборатории, в России ее аналогов нет, мы бы создали ее в любом случае и в любом месте, но руководство «Сириуса» предоставляет благоприятные условиях для размещения R&D подразделений высокотехнологичных компаний, поэтому она появится здесь. Наличие такой лаборатории откроет выход нашим оригинальным препаратам на рынки Европы и США. Выпускники и стажеры «Сириуса» будут привлечены к ее деятельности и получат базовые знания и навыки в области молекулярной и клеточной биологии.

По традиции «Сириуса» научно-образовательные перспективы лабораторий Центра обсуждаются вместе со школьниками и студентами. На этот раз обсуждение было вписано в программу конференции. Заседание проектной группы по математике и информационным технологиям протекало весьма динамично. Вели его генеральный директор компании «Яндекс» Елена Бунина и один самых ярких российских математиков, лауреат Филдсовской премии, заведующий исследовательской лабораторией имени П.Л. Чебышева Санкт-Петербургского университета Станислав Смирнов.

Выдвинув тезис «больше внимания математике», он передавал микрофон и всем желающим высказаться. А еще один спикер, ректор Сколтеха, академик РАН Александр Кулешов активно ему оппонировал (что для «Сириуса» тоже нормально). По мнению Кулешова, замахиваться на открытия в математике старшеклассникам рановато, каждый шаг к вершине этой высокой науки требует освоения огромного объема уже накопленных человечеством знаний. Другое дело IT, в этой сфере значимые результаты можно получить в 14-15 лет. Мнения разделились, предлагалось, например, открыть лабораторию для решения учебных и практических задач с участием школьников, рассматривать кейсы от небольших компаний, в штате которых не хватает специалистов по программированию. А один юноша заявил, что хотел бы посвятить себя классической математике, остальное побочно…

После заседания Станислав Смирнов уже как соучредитель и член Попечительского совета Фонда «Талант и успех» размышлял о том, как важно для «Сириуса» соблюсти баланс между олимпиадными и научными задачами, между лекциями и практикумами, чтобы ребятам было комфортно и полезно заниматься. Предстоит обобщить опыт работы с советскими и российскими школьниками (летние, заочные математические школы), добавить что-то свое, добиваясь большего охвата учащихся с помощью современных технологий.

– Едва ли не в половине регионов страны, особенно в городах-миллионниках, есть хорошие физматшколы, налажена кружковая работа. Но как быть с другой половиной? В последних двух сменах мы собрали в «Сириусе» ребят из регионов, где нет таких возможностей, будем им помогать и дальше, – пообещал он и вернулся к дискуссии «теоретиков» и «практиков». – В образовании лучше сделать упор на фундаментальные знания, тогда и прикладными вещами проще будет заниматься. Мы недаром вспомнили главного теоретика советской космонавтики академика Келдыша. Начинал он как математик, специалист по комплексному анализу (одну из очень хороших его теорем я обобщал в детстве), потом получил образование по механике и нашел себя в космических приложениях. Если бы он не знал математическую науку, у нас не было бы таких достижений в космосе.

Подумалось: в «Сириусе» могли поставить дело на конвейер и месяц за месяцем «гонять» одни и те же учебные программы, но понимают свою миссию расширительно. Масштабируют ее на страну, стремясь создать национальную систему выявления и поддержки талантливых школьников. Она не может быть застывшей, слишком быстро меняются представления о таланте и требования к нему, вытекающие из запросов государства и общества. Проблема и в том, что «Сириус» гораздо динамичнее, чем окружающая среда, в которую он выпускает своих питомцев.

За смену воспитанники Центра совершают интеллектуальный прорыв: получают 120 академических часов по профилю обучения, что соответствует полутора годам занятий по предмету в обычной школе, плюс общеобразовательные дисциплины. Кстати, для их преподавания на территории кампуса «Сириуса» строится отдельный красавец-корпус, его ввод позволит увеличить приемную мощность Центра. С января численность смен по математике и биологии уже возросла с 200 до 300 человек, при поддержке Mail.Ru Group. Так вот, после жизни «внатяг» (вкусное словечко Андрея Фурсенко) – возвращение в привычную обстановку. В результате около 30% выпускников «Сириуса» уходят в экстернат, т.е. выбирают внешкольные образовательные траектории, 10% меняют школы. Как сказала одна из выступавших на конференции, эти цифры – приговор системе среднего образования. С ней не согласились, мол, школа у нас хорошая, но система образования по природе своей инерционна, тем более в такой необъятной стране.

Как в этой ситуации поступает «Сириус»? С помощью партнеров запускает собственные механизмы профессиональной поддержки учителей. Так, по его заказу в Санкт-Петербургском университете разработана магистерская программа подготовки педагогов для талантливых детей «Genius» – на конференции ее представила первый проректор СПбГУ Екатерина Бабелюк. В создании программы участвовали ведущие ученые университета во главе с президентом Российской академии образования Людмилой Вербицкой, прием на нее открывается с нового учебного года.

«Сириус» инициировал и подписал 46 соглашений о сотрудничестве с регионами. В 15 регионах уже созданы центры выявления и поддержки одаренной молодежи по модели «Сириуса». Судя по презентациям их руководителей, каждый центр своеобразен, в этом залог их результативности. Как сказал президент Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, согласно разработанной ЦСР стратегии развития страны, к 2024 году такие мини-модели должны быть в каждом регионе. Но, похоже, с учетом активности команды Еленой Шмелевой, это наступит раньше.

Ставка на партнерство себя оправдывает. Около 80 компаний, университетов, НИИ разрабатывают кейсы для научно-технологического конкурса, который будет проводиться в рамках июльской проектной сессии. Для ребят это мостик в профессию, в идеале – к будущему рабочему месту. По словам Елены Шмелевой, идеальный партнер как раз тот, кто осознанно участвует в проектах «Сириуса». Кто способен свои специфические задачи предложить школьникам, дать им возможность начать их решать, подхватить выпускников и в перспективе принять на работу. В принципе, студент тоже становится партнером, решая эти задачи с детьми, его педагогические навыки ценятся не меньше, чем инженерные знания.

А есть и внутренние ресурсы. «Сириус» раскрыл волонтерские способности воспитанников и они по собственной инициативе, которую Центр поддержал, реализуют программу «Уроки настоящего» – создают в своих школах научно-технологические студии. Меньше чем за год в 20 регионах появились 48 таких студий, где ребята, бывавшие и не бывавшие в «Сириусе», слушают лекции мэтров вживую и на интернет-платформе «СириусОнлайн», выполняют нетривиальные исследования по их заданиям. Проекты настолько заразительны, что нередко ими «заболевает» вся школа.

Нельзя не сказать о приоритетном идейном партнерстве, даже на уровне терминов: название ключевой программы Центра, нацеленной на раннюю профориентацию молодых людей, на овладение ими передовыми технологиями во благо страны, – «Большие вызовы» взято из Стратегии научно-технологического развития России.

При таком подходе «Сириус» не «выколотая точка на карте», как сказал Андрей Фурсенко, а учебно-методический флагман в области работы с одаренными детьми, центр компетенций формируемой системы, открытой для всех, ориентированной на страну, а не на отдельные города или группы лиц, локомотив ее развития в регионах.

На конференции было столько интересных людей, что трудно удержаться от цитирования. Академик РАН Сергей Недоспасов: «В «Сириусе» учат не только наукам, но и научной честности, которая заключается в том, чтобы не выдавать желаемое за действительное». Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Было бы заманчиво распространить подходы «Сириуса» на социальную, технологическую одаренность». Ректор Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева-КАИ Альберт Гильмутдинов: «Главное условие развития молодых дарований – востребованность. Им нужен свет в конце тоннеля, который должен зажечь работодатель».

Специальную панель «Как сделать, чтобы деятельность по выявлению одаренных детей не сказалась на остальных детях?» блестяще модерировал ректор Мининского университета (Нижний Новгород) Александр Федоров.  Он сразу уточнил: «Не дети, а взрослеющие люди. Так они просят себя называть, давайте из этого исходить». Вероятно, лучший ответ на заявленный вопрос дала профессор СПбГУ Елена Казакова: «Перестать рассаживать их по стульям, выдавать сертификаты: «Ты одаренный, мы тебя будем сопровождать». Находить возможности для каждого». Разглядели и другую сторону медали: одаренным детям легко могут навредить рутина, зависть сверстников, упертость педагога, неуемные амбиции родителей.

Момент истины наступил, когда в начале пленарной сессии на экран была выведена дилемма: сконцентрировать силы и средства на поиске и поддержке талантов, способных предложить прорывные решения, ИЛИ на повышении качества образования? Две трети участников проголосовали за качественное массовое образование, из которого сами собой будут прорастать таланты. После повторного голосования в конце дискуссии пропорция не изменилась. Конечно, это всего лишь опрос определенной аудитории, но результат симптоматичен. Выстраивание гармоничных отношений в школьных и студенческих коллективах, отказ от формального деления на талантливых и бесталанных – чем не задел для следующей конференции.

Как сказал директор Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург) Максим Пратусевич, человек, набравший «проходные» 40 баллов, ничем не отличается от набравшего 39. Система должна быть устроена так, чтобы каждый мог раскрыть свои способности.  И еще образнее: «Нельзя тащить гусеницу за голову – оторвется. Тащить надо и туловище, и голову».

Но мы-то про светлые головы… «Талантам надо помогать», – выдал чеканную формулу поэт. Ровно этим «Сириус» и занимается.

Источник: Аркадий СОСНОВ, газета «Поиск»

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!