Сегодня, 5 декабря, Президент России и глава Попечительского совета Фонда «Талант и успех» Владимир Путин встретился с участниками российско-индийской проектной школы «Большие вызовы в сфере устойчивого развития», которую Образовательный центр «Сириус» проводит в партнерстве с Atal Tinkering Labs (under Atal Innovation Mission of India). Школьники представили Президенту разработки своих проектных групп.
Первая международная программа «Сириуса» стартовала 29 ноября и продлится до 7 декабря. В ней принимают участие 25 индийских и 25 российских школьников. Все они работают в проектных группах по пяти направлениям: технологии дистанционного зондирования Земли, биологические (генетические) исследования, исследования в сфере материаловедения, информационные технологии, робототехника.
Каждая команда развивает проект, соответствующий стратегии устойчивого развития, закрепленной в Декларации ООН.
Школьники представили Президенту семь проектов, среди которых - концепция плавающего «зеленого» острова для исследователей и студентов, поиск бактерий-производителей мощного антиоксиданта астаксантина, оптимизация метода выделения белков из бактериальных культур с помощью генно-инженерных технологий, распознавание полевых культур с помощью дистанционного зондирования Земли и машинного обучения для более эффективного планирования поставок продовольствия и управления лесными ресурсами.
Проект по направлению «Чистая энергетика и устройства хранения энергии», выполненный при сопровождении Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Владимиру Путину представил индийский школьник Бисванат Патса. По признанию Бисваната, его всегда интересовала техническая составляющая науки.
Центральная идея проекта – атомная батарейка для полярных станций и других труднодоступных мест. Прототип плутониевой батарейки разработан для регионов Арктики, островных территорий, шахт, а в будущем – и для космоса.
«Мы с Индией очень тесно сотрудничаем как раз в этой области, – прокомментировал Владимир Путин разработку. – Россия не только занимается строительством для индийской атомной промышленности, но и готовит кадры. Я думаю, что это одно из серьезных направлений нашего сотрудничества».
Преимущества уникального экологически безопасного ядерного энергоисточника – в его автономности, малогабаритности и одновременно достаточно серьезной мощности (до 10 киловатт). Проект выполнен в логике мирного атома и ядерного разоружения, когда для бытовых целей используются Солнечные элементы (панели), а сама энергия хранится в литиевых батареях. Кроме того, проект интересен с точки зрения будущей утилизации отходов, потому что представляет собой безотходный цикл ядерного синтеза.
О проекте робота для чайных плантаций, способного улучшить сельскохозяйственное производство в России, главе государства рассказал Артем Баталов. В 2018 году одиннадцатиклассник из Томска в составе делегации выпускников «Сириуса» проходил стажировку в Индии, где работал над проектом «Умная транспортная инфраструктура».
Суть проекта проста: от правильно собранного чайного листа зависит качество продукции. Если молодые побеги собрать не вовремя, пропустить испорченный или погибший лист, снижается урожай и ухудшается качество чая. Школьники придумали автоматизированную дуальную роботизированную систему, которая ищет брак при помощи алгоритмов машинного зрения и тут же избавляется от проблемного объекта - листа или побега.
По признанию участников проекта, на идею создания чайного робота их натолкнул Сочи, являющийся стратегической территорией для выращивания чайной культуры. И, конечно, Индия, в которой чай считается национальным достоянием.
Сотрудничество двух стран в области воспитания талантливых детей было инициировано в мае 2018 года во время встречи президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди в Образовательном центре «Сириус». Моди пригласил российских учащихся на стажировку в Индию, где было подписано соглашение о сотрудничестве с индийской правительственной организации Atal Innovation Mission (AIM), которая, как и «Сириус», занимается поддержкой и сопровождением талантливой молодежи, проявившей выдающиеся способности.
По словам руководителя Образовательного центра Елены Шмелевой, такое сотрудничество индийских и российских школьников станет уникальным опытом для обеих стран. Она убеждена, что междисциплинарные команды способны решать самые сложные проблемы с помощью глубоких инженерных знаний.
Директор Atal Innovation Mission Раманан Раманатсан назвал проектную школу «Сириуса» инструментом для наращивания усилий по укреплению экосистемы инноваций в стране. Он выразил надежду, что индийские и российские студенты станут примером для остального мира в области международных образовательных программ для школьников.