Шестеро юных виолончелистов изящными взмахами своих смычков заставили трепетать сердца зрителей на отчётном концерте. В течение июньской смены ребята посетили мастер-классы заслуженного артиста России, профессора московской консерватории имени П. И. Чайковского Алексея Селезнёва.
Алексей Николаевич впервые приезжал в «Сириус» в феврале и с удовольствие наблюдал, как некоторые из его учеников прошлой смены выросли в исполнительском плане за эти полгода.
- Ребята здесь действительно талантливы, ещё бы - отбор происходит по всей России. Но увы, виолончельная школа, достигшая пика своего развития в 70-80-е годы, сейчас переживает упадок. В Москве и Санкт-Петербурге отдельные преподаватели ещё сохраняют традиции, но в глубинке – а, в основном, ребята приезжают оттуда - таких хранителей нет. Одарённые дети не теряются, и мы это видим здесь. Но они приезжают замученные конкурсами и концертами с одной и той же программой. Педагогам некуда деваться. Их работу оценивают по количеству лауреатов. Вот ребята и приезжают с большим послужным списком побед, но неправильно поставленными руками, - сожалеет Алексей Селезнёв.
Он признаётся, что с гораздо большим удовольствием занимался бы с юными виолончелистами музыкой и творчеством, но большую часть занятий пришлось уделить техническим моментам. Впрочем, это те нюансы, которые не так важны на детских музыкальных конкурсах, но без знания которых не стать хорошим музыкантом. А Алексей Николаевич рассматривал участников своих мастер-классов именно как будущих коллег. Ребята рассказывают, что на первом же занятии педагог раздал им визитки с личными контактами и попросил обязательно звонить, когда они будут приезжать в столицы.
- Настоящий музыкальный талант встречается не так часто, очень больно, когда видишь, что талант неправильно учат, вот и стараешься хоть как-то помочь, - объясняет такую заинтересованность в развитии ребят профессор московской консерватории. Он часто ездит с мастер-классами по стране. Однажды Алексею Николаевичу предложили записать цикл видеолекций, чтобы сократить количество таких поездок, но педагог отказался: «Что-то получится только при живом контакте «глаза в глаза». Сейчас действительно нет хороших методичек по обучению виолончелистов. Возможно, в этом есть моя вина. Но мне гораздо важнее спасать живых талантливых детей, чем писать мёртвые пособия, которые могут помочь, а могут не помочь». Ребята чувствуют такое участие в своей судьбе и не устают благодарить педагога не только за профессионализм, но и за теплоту.
- Я в «Сириусе» уже во второй раз. В феврале занималась как раз с Алексеем Николаевичем. Он замечательный профессионал, всё советует по существу. В прошлый раз приехала с большим количеством рекомендаций и советов от него. Думаю, что они повлияли на то, что за эти полгода я успела успешно выступить на разных конкурсах. Теперь мечтаю поступить к Алексею Николаевичу в консерваторию, - рассказывает Анастасия Голикова из Свердловской области.
Все номера отчётного концерта Алексей Селезнёв объявлял сам, попутно делая заметки для зрителей: звучит Поппер – это виолончельный классик; а это Сен-Санс, он собрал «энциклопедию виолончельной науки»; имя Чайковского для музыки значит столько, что, если проводить параллели с миром спорта, конкурс его имени – это даже не чемпионат мира, а Олимпийские игры… Такие «подводки» он использовал и на мастер-классах. «Ребёнка ведь всегда учишь собой, - подчёркивает педагог. - Талантливый музыкант, которому нечего сказать, не будет интересен. Задача педагогов – не только развивать репертуар своих учеников, но и развивать их культуру».
Фото с концерта здесь