Владимир МИЩУК: «На то, что в «Сириусе» ребята делают за 10 занятий, в консерватории может уйти год»
9 августа состоялся концерт фортепианной музыки участников мастер-классов профессоров Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Татьяны Михайловны Загоровской и Владимира Валерьевича Мищука.
По традиции концерт был открыт для всех желающих, поэтому среди слушателей, собравшихся в зале, можно было увидеть воспитанников не только направления «Искусство», но и юных спортсменов и молодых ученых.
В программе концерта 13 музыкальных произведений и только 8 исполнителей. Почти каждый второй участник исполнил не одно, а два произведения – звучала классическая музыка Ф. Шопена, Р. Шумана, П. Чайковского, В. Моцарта.
– Концерт составлен из тех произведений, которые ребята успели подготовить и хотели исполнить, – объясняет заслуженный артист России, профессор Владимир Мищук. – Например, Andante spianato и большой блестящий полонез Шопена (op.22), – самое сложное из всей концертной программы произведение, но Никита Колодин (Калининградская область) остановил свой выбор на нем, и мы рискнули.
О волнении среди участников говорить не приходилось. Они волновались, но умело справились с эмоциями. Педагоги настраивают юных музыкантов на то, что в зале исполнитель всегда должен собраться и сыграть лучше, чем на занятиях. Потому что выход на сцену - важная часть артистической профессии. Если хотите, показатель профессиональной пригодности артиста.
Позади у музыкантов 7 из 10 занятий с прославленными педагогами Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Мастер-классы, по мнению профессоров Татьяны Загоровской и Владимира Мищука, полезны тем, что как раз позволяют находить вместе с преподавателем решение тех или иных творческих задач. Часто сама встреча с маэстро становится для ребят серьезным толчком в профессиональной исполнительской карьере.
Средний возраст участников мастер-классов – 12-14 лет. Особенность этого возраста, по мнению педагогов, – высокая усидчивость и прилежание. Несмотря на то, что основная часть времени мастер-классов уходит на исправление стандартных ошибок, 99% которых повторяются от ученика к ученику, ребята успевают осваивать новый материал и очень быстро нагоняют. Порой быстрее, чем студенты консерватории.
Профессор Мищук признается, что его ученики на музыкальных сменах «впитывают как губки».
- Гораздо труднее бывает на первом курсе консерватории. На то, что в «Сириусе» ребята делают за 10 занятий, в консерватории может уйти год.
Обязательная программа занятий профессора Мищука включает музыку Баха, служащую стилистической основой всей музыки барокко и следующих за ней - венской классики и романтической музыки.
Нескольких исполнителей профессор уже рекомендовал к поступлению в столичные специализированные музыкальные школы – Центральную музыкальную школу (ЦМШ) в Москве и Санкт-Петербурге. Так, Валентин Малинин, исполнявший на концерте Сонату F-dur (I ч.) В. Моцарта и Сарказмы №1 и №3 (op.17) С. Прокофьева, уже поступил в московскую ЦМШ, Илья Федосеев из Воронежской области был зачислен в «десятилетку» при Санкт-Петербургской консерватории.
- Это очень большая подпитка для нас, - объясняет профессор. - Даже талантливым детям зачастую трудно попасть к педагогам Москвы и Санкт-Петербурга, а здесь, в «Сириусе», они получают эту возможность. Результаты работы на смене порой удивляют нас самих.
Педагоги рады тому, что образовательный центр «Сириус» дает им возможность находить юные дарования из регионов. А ребятам предоставляется реальный шанс пройти профессиональный отбор и попасть в столичные учебные заведения.