В начале июня в Образовательном центре стартовала Симфоническая академия РНМСО. 37 музыкантов из 19 регионов России ежедневно занимались с концертмейстерами оркестра, участвовали в общих репетициях и выступали на большой сцене. Одной из участниц уникальной программы стала флейтистка Екатерина Никулина.
В первый раз Екатерина приехала в «Сириус» на программу по музыкально-исполнительскому искусству в ноябре 2021 года. По словам музыканта, занятия в Центре так вдохновили ее, что всего через несколько месяцев она подала заявку на новый курс. Это была совместная программа «Сириуса» и РНМСО.
Симфоническая академия проходит в Центре уже во второй раз, и в этом году в программу были внесены изменения: она проходит в рамках Первого молодежного музыкального фестиваля, длится две недели вместо одной, и на нее приехало почти в два раза больше детей. Увеличилась и концертная практика: ребята готовились вместе с оркестром к трем большим концертам, один из которых был посвящен Дню России.
Подготовка к программе началась еще до приезда в «Сириус». Организаторы заранее прислали музыкантам партии, поэтому исполнители смогли начать репетировать вместе со своими наставниками. Екатерина признается, что игра в оркестре сильно отличается от сольного исполнения, которому учат в музыкальной школе. По этой причине перед участниками программы с самого начала стояла сложная задача.
«Нужно привыкнуть к тому, что ты играешь не один, ты в общей массе. Допустим, ты играешь сольное произведение. В нем можно сделать вольный знак или движение, а когда играешь в оркестре, нужно четко придерживаться правил, что хорошо тренирует навыки», – рассказала флейтистка.
Одной из особенностей Симфонической академии в этом году стал курс повышения квалификации. В рамках Всероссийского курса по музыкальной педагогике в «Сириус» вместе с юными исполнителями приехали их наставники. Так, вместе с Екатериной приехала ее педагог Евгения Командина.
«Музыке учатся всю жизнь. Я считаю, что у любого музыканта, который преподает в “Сириусе”, нужно учиться. Например, на этой программе мастер-классы по флейте вел Антон Сильверстов. У нас с ним много общего: мы выпускники Московской консерватории, участники многих российских и международных конкурсов, но личный опыт накладывает большой отпечаток. Когда ты работаешь по привычной тебе системе и с привычными произведениями, так сказать, замыливается глаз. Это приводит к застою. А музыка – про развитие, движение, и поэтому я очень рада, что попала на эти курсы, пообщалась с другими педагогами и Антоном», – поделилась впечатлениями наставница.
У педагогов была насыщенная программа: они ходили на мастер-классы преподавателей «Сириуса», обсуждали свои наблюдения на круглых столах. Также у наставников была возможность понаблюдать за учениками в новых для них условиях – посещали индивидуальные и оркестровые репетиции участников Симфонической академии.
Вместе с другими участниками программы Екатерина каждый день репетировала с более опытными коллегами из Молодежного оркестра. Музыканты были разделены на группы по инструментам: скрипка, виолончель, флейта, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон, арфа. Концертмейстеры оркестра ежедневно проводили для юных артистов мастер-классы по специальностям. Вместе с Екатериной занималась первая флейта РНМСО Анна Комарова.
«Анна нам во всем помогала: учила с нами партии, помогала сложные места разбирать, подсказывала, как правильно все сделать. Мы очень много общались, поэтому с репетиций унесли большой багаж знаний. После занятий остались невероятные ощущение, потому что отношения были не как “учитель к ученику”, а как “профессионал к профессионалу”», – отметила девушка.
Также музыканты участвовали в оркестровых репетициях. В составе РНМСО участники программы повторяли свои партии, осваивая приемы оркестрового исполнительства. Нужно было сохранять общий темп и ритм игры, придерживаться указаний дирижера Тимура Зангиева.
«Когда мы подавали документы на программу, я поняла, что Кате действительно нужна эта практика. Она уже созрела для оркестровой практики, и лучшего опыта, чем в “Сириусе”, ей дать нигде не смогут. Погружение непосредственно в эту атмосферу, оркестровую деятельность, оркестровую практику – это бесценный опыт», – объяснила Евгения Александровна.
Результатом интенсивной двухнедельной практики стали концерты в составе РНМСО на сцене Парка науки и искусства. Первый прошел 1 июня и был приурочен ко Дню защиты детей, второй – 10 июня, вместе с оркестром и воспитанниками «Сириуса» в нем принял участие известный скрипач Павел Милюков. Третьим большим выступлением стал праздничный концерт ко Дню России, в котором приняли участие все члены программы.
«Все оркестранты очень приветливые, они всегда шли нам навстречу. Атмосфера была, будто ты часть этого коллектива, ты осознаешь свою причастность, и это очень приятно. Да, на первых репетициях было странное ощущение, и дирижер, Тимур Зангиев, казался суровым и серьезным. На тебя все смотрят, и в голове мысли: “Что я не так сделала?” Но со временем это прошло. Когда на концерте 12 июня я встала после исполнения своей партии и мне все хлопали, я чувствовала себе непередаваемо», – призналась Екатерина.
Хотя программа только закончилась, уже сейчас разрабатываются новые совместные проекты Центра и Молодежного оркестра. «Сириус» и РНМСО планируют продолжить работу и снова пригласить юных музыкантов в Симфоническую академию.
«Работа в оркестре – это колоссальный опыт. В нем ты становишься частью большого сообщества, тебе необходимо сыграть свою партию так, чтобы она была гармонична со всеми остальными инструментами. Ты слышишь других и начинаешь под них подстраиваться, в оркестре ты чувствуешь музыку намного четче и ярче», – отметила Екатерина.