help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На федеральной территории «Сириус» назвали призеров и победителей направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение». В течение трех дней сто школьников со всей страны защищали свои проекты в финале Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Дипломы ребятам вручили исполняющий обязанности ректора Научно-технологического университета «Сириус» Лилия Кирьянова, методист направления, генеральный директор АНО «Сириус.Курсы» Антон Гусев, а также представители крупнейших технологических компаний страны, которые выступили партнерами конкурса. 

Проекты в рамках направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», представленные школьниками, охватывают промышленность, медицину, образование, мониторинг погоды и окружающей среды, компьютерную лингвистику, культуру, спорт и многие другие сферы. В современном мире практически все направления деятельности неразрывно связаны с технологиями. 

Десятиклассник Александр Мажейкин из школы № 1150 Зеленограда в 2023 году впервые участвовал в конкурсе «Большие вызовы» и сразу стал победителем. Александр создал систему распознавания заболеваний сельскохозяйственных культур, что может улучшить методы ведения бизнеса, а также помочь частным фермерам. 

«Я разработал нейронную сеть, которая классифицирует заболевания растений. Она может взаимодействовать с автоматизированными системами сбора данных. С ее помощью можно собирать фотографии с полей, после чего система будет их обрабатывать и выявлять, какие растения заражены. Основная работа заняла у меня порядка семи месяцев, затем я доделывал уже отдельные функции. Мне нравятся профессии Backend-разработчика, DevOps- инженера, интересно машинное обучение. Мне еще предстоит найти свой путь», – говорит Александр

Еще один победитель конкурса Максим Воля из Москвы представил прототип умного медицинского робота-ассистента. На выбор проекта повлияла собственная история из жизни.

«Во время пандемии моя бабушка заболела коронавирусом и лежала в больнице. В какой-то момент она нажала кнопку вызова медсестры, но она не приходила. Бабушка вышла в коридор и увидела, как этой медсестре оказывают помощь – ей стало плохо от сильнейшего переутомления. Медсестры – важнейшие сотрудники любого медучреждения, и облегчить их труд могут вот такие роботы-ассистенты», – рассказывает Максим

Как пояснил исследователь, подобные системы могут измерять жизненные показатели, заносить данные в электронные карточки, контролировать состояние пациента. Робот оснащен камерами, чтобы обеспечить видеосвязь между врачом и пациентом, и может перевозить вещи между сестринскими пунктами. Школьник собрал прототип робота с необходимыми датчиками, камерами, спроектировал материнскую плату. Детали для своего устройства он разработал в САПР. Часть деталей напечатал на 3D-принтере, остальные вырезал на лазерном станке. 

Никита Ильтяков реализовал проект в сфере образования. Он создал рекомендательную систему заданий для подготовки к экзаменам. Школьник участвовал в июльской программе «Большие вызовы» в 2022 году.

«При подготовке к экзаменам, как правило, применяются простые подходы, которые не учитывают индивидуальные особенности усвоения информации. Мой проект включает набор алгоритмов и моделей машинного обучения на основе решения школьником предыдущих заданий. Это позволяет оценить уровень понимания различных тем и сгенерировать персональный план для наиболее успешной подготовки. Учащийся будет получать такие задания, которые позволят ему максимально качественно и быстро подготовиться к финальным испытаниям. Модель была обучена с помощью датасета и протестирована на обществознании, но может быть применена при подготовке к любому предмету», – рассказывает Никита

В ходе работы над проектом телеграм-бот был протестирован учащимися нескольких школ. В дальнейшем для удобства Никита намерен преобразовать свою разработку в мобильное приложение, которым смогут воспользоваться все желающие. 

Всего в 2023 году призерами конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в направлении «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» стали 31 школьник. Шесть человек одержали победу. Оценивали работы эксперты направления, а также представители предприятий-партнеров. 

Доктор физико-математических наук, профессор математики, руководитель направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» Андрей Райгородский отметил, что с каждым годом направление расширяется: растет количество школьников и тематик проектов, которые выбирают ребята. С каждым годом в конкурс и программу включается все больше партнеров, а значит, участники получают возможность увидеть на практике, где применить свои знания. 

«Условно все проекты можно разделить на две большие категории: математические и разработческие. Есть школьники, которым интересна сложная фундаментальная математика, а есть те, которым ближе проектирование и разработка. В обоих случаях навыки, которые получают участники конкурса и программы в ходе работы над проектами, прямо сейчас очень востребованы в сфере IT и промышленности. Но сделать что-то прикладное по-настоящему крутым, можно только основываясь на фундаменте. Мы с коллегами придерживаемся подхода, что важно давать фундаментальное математическое знание и на этом строить все дальнейшее обучение. Такой метод позволит досконально погрузиться в тему, формировать собственные большие вызовы, создавать что-то по-настоящему ценное и долговечное», – прокомментировал Андрей Райгородский

Специальные призы школьникам вручили представители компаний-партнеров.

«Оценивать работы в рамках заключительного этапа “Больших вызовов” всегда интересно. Часть предложенных школьниками проектов максимально похожа на реальные задачи из индустрии, некоторые дают отличный старт серьезным научным исследованиям. Проекты решают социальные, технические, инженерные проблемы, а самое интересное именно то, что ребята формулируют их сами. Очень важно, что учащиеся максимально серьезно относятся к своему решению: не как к упражнению по программированию, а как к самостоятельному продукту. Мы очень рады видеть такой подход у участников и надеемся в будущем встретиться с ними уже как со стажерами, коллегами и будущими партнерами», – отметила руководитель направления по спортивному программированию VK, эксперт «Больших вызовов» Лидия Перовская.

Результаты конкурса «Большие вызовы» по всем направлениям будут известны к 20 мая. Победители и призеры приедут на очную проектную программу «Большие вызовы», которая будет проходить в «Сириусе» с 1 по 24 июля 2023 года. Школьники будут решать задачи под руководством наставников. Всего программа будет проходить по 13 направлениям.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!