«Сириус» подвел итоги шестого сезона проекта «Уроки настоящего». В течение учебного года 2022/2023 более 3 000 учащихся из 448 учебных заведений на базе школьных студий изучали науку и технологии на примере реальных кейсов от ведущих компаний России. Команды курировали эксперты циклов и педагоги-наставники, которые помогали им погрузиться в проектную задачу.
В прошедшем учебном году в проект включились школьники более чем из 70 субъектов страны. Эксперты предложили участникам поработать над 17 задачами. В общей сложности ребята представили более 650 проектных решений.
Лидерами по количеству школьных студий стали Санкт-Петербург, Нижегородская область, Москва, Московская, Новосибирская, Кемеровская, Томская, Свердловская области, а также Республика Марий-Эл.
Одна из самых активных – студия на базе лицея имени А.И. Данилова города Уварова Тамбовской области. Команда участвует в проекте впервые. Над задачами работали шесть десятиклассников и один девятиклассник. Школьники решили 11 задач, пять проектных решений были признаны лучшими.
«Для лицея это второй сезон “Уроков настоящего”, а наша команда включилась впервые. У нас есть ребята, увлеченные технологиями, естественными и социально-гуманитарными науками. Это позволяет нам успешно работать над очень разными проектами. Сам я увлекаюсь информационными технологиями, но, помимо работы с кейсами, я являюсь руководителем студии. Такой опыт позволил мне повысить управленческие навыки, я научился брать ответственность на себя, ведь именно я в конечном счете отвечал за итоговый результат. Интересных задач было действительно много. Лично мне запомнилось задание от VK, где нужно было создать программу, сортирующую видеоролики по категориям. Это нужно, чтобы пользователи могли быстрее найти нужный им контент. Я очень люблю прикладные проекты, и было интересно поработать над таким продуктом», – рассказал руководитель студии Илья Ефимов.
«Газпром школа» Санкт-Петербурга представила решения по десяти задачам. Примечательно, что все ребята из студии учатся в одном классе. Руководит командой восьмиклассник Владимир Густов.
«Я очень люблю робототехнику, механику, физику, машиностроение. Все эти знания помогают мне решать задачи и координировать работу моей команды. В нашей студии шесть человек, и мы все одноклассники. У нас сплоченный коллектив, где каждый максимально настроен на результат. Нашей команде очень запомнилась задача по выводу из эксплуатации атомных электростанций после того, как сроки их эксплуатации заканчиваются. Этот проект был интересен тем, что участникам предоставили очень большую свободу самовыражения. Мы могли проанализировать и предложить разные способы решения этого задания. Прорабатывая решение, мы максимально погрузились в тему, старались изучить ее со всех сторон и очень много узнали о новой для себя отрасли», – делится Владимир Густов.
В решении задач школьникам помогают учителя. Педагог дополнительного образования Валерий Михайлович Осипов координирует студию «Уроков настоящего» на базе гимназии № 1 города Самары. В текущем году команда представила четыре лучших решения по кейсам от Курчатовского института, концерна «Алмаз-Антей», завода «Протон» и компании «Росатом». Ребята включились в задачи, связанные с редактированием генома, умным производством, космическими исследованиями, энергетикой. Сейчас в команде семь школьников.
«У нас в команде ребята, которые углубленно занимаются по физико-математическому, биологическому профилю, есть школьники, которые увлечены гуманитарными науками. Задачи “Уроков настоящего” очень разноплановые, поэтому тут необходимы знания из разных сфер. Как куратору проекта, мне нужно сориентировать ребят, направить, помочь им систематизировать работу. Я в “Уроках настоящего” первый год, и сам вместе с командой узнаю много нового. Например, моя сфера деятельности до этого проекта никогда не была связана с энергетикой или генетикой. Проект помог мне получить новые знания. Очень важно, чтобы педагог был заинтересован в результате. Тогда и команда так же мотивирована на поиск лучших решений», – говорит Валерий Осипов.
Проект «Уроки настоящего» реализуется в Образовательном центре «Сириус» с 2017 года. В рамках программы ученики 7–11-х классов в группах по 5–7 человек выполняют различные задания от компаний-партнеров (научно-исследовательских центров и предприятий). Ребята общаются c ведущими учеными и технологами, самостоятельно работают над реализацией научно-технологических проектов, а затем презентуют свои решения компаниям – авторам задач. Общение с экспертами и школьниками из других городов и регионов, обсуждение заданий, публикация лучших решений проходит в открытой группе проекта в социальной сети «ВКонтакте». Посмотреть материалы предыдущих циклов можно на странице программы. Седьмой сезон проекта стартует в сентябре 2023 года.