Человеку как социальному индивиду присуща способность настраиваться на других участников взаимодействия. Такая сонастройка называется межличностной синхронизацией, связана с успешным выполнением общей задачи и важна в любой сфере деятельности, в том числе в творческих специальностях. На «Больших вызовах» школьники исследовали механизмы взаимодействия исполнителей в одном коллективе. В ходе работы ребята изучили основы теории музыки и композиции, статистики и психологии, освоили работу в программах для обработки звука, научились оценивать межличностную синхронизацию. Работа велась совместно с партнерами проекта – Университетом «Сириус» и Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д.Д. Шостаковича, а участие в исследовании приняли музыканты из Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО).
В оркестре важно слияние тембров, абсолютная синхронизация звука и движений. Первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы – это «фундамент оркестра», основа, которая объединяет звучание всего коллектива. Поэтому синхронизация музыкантов необходима для успешного исполнения. В ходе исследования школьники решили проверить, какие характеристики исполнителей или музыкального произведения влияют на процессы синхронизации для дальнейшего улучшения репетиционного процесса и выступлений.
«В образовании, карьере и творческом процессе у музыканта всегда есть выбор: с кем репетировать, выступать и сотрудничать. Иногда связь между исполнителями выстраивается благодаря большому количеству часов совместных репетиции. Мы ищем способ, как формировать ансамбли еще на уровне музыкальных школ и училищ. На данный момент в нашем исследовании приняли участие четыре дуэта – два виолончелиста, два валторниста, два трубача и дуэт скрипка-альт. В перспективе мы планируем исследовать диады оркестрантов из разных групп оркестра», – рассказала консультант проекта, музыковед и сотрудник Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича Ксения Быстрова.
Эксперимент проводился в два этапа. Первая его часть состоялась в июне, еще до старта программы «Большие вызовы». Сотрудники Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» записали аудио- и видеозаписи дуэтов музыкантов РНМСО, которые в это время выступали на федеральной территории «Сириус» в рамках Летнего молодежного фестиваля.
В рамках исследования каждому участнику предложили без подготовки несколько раз сыграть с листа незнакомую ему мелодию. Когда участники менялись и второй человек из пары заходил в специально оборудованную комнату с шумоизоляцией, он должен был сыграть под аудиозапись игры напарника. После этого музыканты исполняли вместе пьесу, чтобы затем с помощью специальной программы оценить синхронизацию движений в дуэте.
На втором этапе, уже на программе, ребята проводили анкетирование участников исследования, чтобы определить индивидуальные характеристики исполнителей, провести анализ стимульного произведения, а также данных сенсомоторной и межличностной синхронизации.
«В рамках проекта мы занимались анализом данных, которые получили при эксперименте с участниками Российского национального молодежного симфонического оркестра. Мы составили четыре диады, то есть пары музыкантов, которые прошли анкетирование и поучаствовали в эксперименте. В будущем профессионалы смогут подбирать дуэты, используя в том числе собранные нами данные», – поделилась девятиклассница Анна Карпова из Саранска.
Участники исследования работали с программами, позволяющими анализировать движения музыкантов, и освоили статистические методы на языке программирования R.
Чтобы вычислить сенсомоторную синхронизацию и индивидуальный темп музыканта, команда использовала цифровую звуковую рабочую станцию FL Studio. Также школьники изучили методики анализа музыкального текста, прослушали лекции по музыкальной истории и теории.
«Изучение феноменов сенсомоторной и межличностной синхронизации поможет качественно организовывать репетиционный процесс, собирать коллективы и выходить на более высокий уровень исполнительского мастерства. Это будет востребовано как у состоявшихся коллективов и профессионалов, так и у музыкантов, которые только начинают играть вместе», – рассказала десятиклассница Елизавета Лаишевцева из города Сатки Челябинской области.
Над исследованием работали ребята из Карачаево-Черкесской Республики, Республики Мордовия, Челябинской и Кемеровской областей.
Научно-технологическая программа «Большие вызовы» – флагманский проект Образовательного центра «Сириус». В рамках программы школьники совместно с крупнейшими российскими компаниями и научными институтами разрабатывают проекты и ведут исследования. Программа проводится восьмой год подряд. В ней принимают участие почти 400 детей со всей страны.