В конце учебного года участники программы «Сириус.Лето» со всей страны представят итоги своей работы. Ребята уже приняли участие в первых предзащитах, а в настоящее время дорабатывают результаты и готовят презентации. Задачи школьникам предложили крупнейшие научные центры и индустриальные компании России. Многие проекты реализуют межрегиональные проектные команды. Это позволяет ребятам из разных городов знакомиться, обмениваться опытом и совместно решать важные и интересные задачи. Рассказываем о некоторых проектах, в которые включились команды.
Влияние соли на рост и развитие растений
Задачу по исследованию почв школьникам поставил Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Командам необходимо изучить влияние степени засоления почвы на рост и развитие растений. Над проектом работают школьники и студенты I курса Идрицкого филиала Псковского агротехнического колледжа Владислав Момотов и Диана Гришмановская. Их наставниками стали студентка III курса и магистрант I курса Псковского государственного университета по направлению «Биология» Диана Андреева и Андрей Барсук. Работа ведется в лабораториях Идрицкого филиала Псковского агротехнического колледжа и Псковского госуниверситета.
Ребята поделились на две проектные команды. Диана Гришмановская и Диана Андреева в качестве экспериментальных культур выбрали семена пшеницы яровой. Их коллеги Владислав Момотов и Андрей Барсук работают со свеклой обыкновенной и морковью посевной. Для проведения эксперимента ребята выращивают культуры в разных условиях: на обычном грунте, поливая дистиллированной водой, и искусственно засоленном. В процессе эксперимента команды постоянно фиксируют показатели: процент всхожести, темпы роста и развития, внешний вид и многое другое. Также ребята учатся определять уровень кислотности и засоленности почвы, отбирать семена.
«Для создания засоленности в почве мы взяли хлорид натрия – поваренную соль. Она нередко используется в качестве удобрения на личных участках. Мне не раз приходилось слышать заблуждение о том, что, если поливать свеклу соленой водой, можно повысить качество урожая. Эти мифы способствуют искусственному засолению почвы и снижают ее плодородность, что мы также намерены показать в нашем проекте. В целом в настоящее время наблюдается тенденция к засоленности почвы. Какие-то культуры могут приспособиться к этим условиям лучше, другим же адаптироваться сложнее. Использование последних может быть экономически невыгодно. К тому же соль накапливается и долго остается в почве. Быстро и эффективно вывести ее бывает непросто. На текущем этапе у нас уже есть данные по проценту всхожести растений в условиях различной степени засоленности почвы, которые мы предоставим к защите в мае», – рассказал Андрей Барсук.
Важнейшей составляющей проекта является исследовательская работа. Засоленность почвы возникает не только вследствие естественных процессов, но и может возникать из-за хозяйственной деятельности человека.
«Нарушение режима полива, использование для орошения сильно минерализованных вод, ошибки в агротехнике возделывания сельскохозяйственных культур и другие причины могут способствовать повышению засоленности почвы. Участники проекта изучают факторы, определяющие развитие вторичного засоления и его влияние на растения. На основе полученных результатов ребята разработают рекомендации, которые в первую очередь будут адресованы владельцам дачных участков, личных подсобных хозяйств, некрупным производителям сельхозпродукции», – рассказала ведущий научный сотрудник Псковского научно-исследовательского института сельского хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук Марина Дятлова.
Связь биоритмов с расписанием
По заданию Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова еще одна команда изучает взаимосвязь индивидуальных особенностей учащихся – внимания, концентрации и памяти – с их учебной активностью в начале и в конце недели. Для этого школьники анализируют разные учебные планы, нагрузку и проводят исследования в контрольных группах. Исследования проводятся среди учеников 8–9-х классов.
Это межрегиональный проект – над задачей работают ученица 10-го класса из Пензы Алена Малова, десятиклассницы из Московской области Полина Куликова и Полина Кузьмина, а также 8-классница из Пскова Елизавета Захарова. Наставником проекта выступает студентка-бакалавр IV курса Нижегородского государственного педагогического университета Анна Слюнченко.
Проект начался с изучения научной литературы, связанной с данной темой. Затем каждый из ребят сформировал в своем учебном заведении контрольную группу школьников.
«Каждый участник команды в своей школе собрал контрольную группу ребят, которые захотели поучаствовать в проекте. Я, как наставник, тоже курирую одну из таких групп. В составе каждой примерно по 60 человек. В общей сложности наше исследование охватывает около 300 старшеклассников из разных городов. Мы анализируем как меняются концентрация, внимание и память у ребят в начале и в конце недели в зависимости от их расписания. Для этого мы проводим различные исследования: анонимное анкетирование ребят, тестирования, наблюдения. Например, одна из применяемых нами техник – это методика под названием “корректурная проба”. Она используется для выявления утомляемости, оценки концентрации и устойчивости внимания. В рамках проекта ребята применяют этот и другие тесты», – говорит Анна Слюнченко.
Анна отмечает, что это исследование позволит выявить корреляцию между индивидуальными характеристиками учеников и их расписанием, также выявить возможные причины низкой успеваемости. Итогом работы станут рекомендации по составлению учебного плана и распределению нагрузки в течение недели.
Результаты этих и многих других проектов будут представлены на итоговых защитах в конце учебного года.
В 2023/24 учебном году «Сириус» проводит четвертый сезон Всероссийской образовательной инициативы по поиску и реализации научно-технологических проектов «Сириус.Лето: начни свой проект». По условиям программы ее партнеры предлагают участникам задачи, связанные с актуальными вопросами науки, технологии и бизнеса. Школьники выбирают одну из них и весь год занимаются реализацией проекта вместе с наставниками – студентами региональных вузов. Наставники курируют работу учащихся на всех этапах, помогают разобраться в задании и контролируют этапы его реализации. В конце учебного года команды представляют итоги. Проекты Сириус.Лето можно представлять на различных всероссийских конференциях и конкурсах, в том числе на научно-технологическом конкурсе «Большие вызовы».