Победителями олимпиады по биологии стали 24 человека из девяти регионов: Хабаровского края, Московской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Самарской и Свердловской областей, Москвы и Санкт-Петербурга. Призовые места заняли 114 школьников. Всего в финал ВсОШ по биологии прошли 289 ребят из 83 регионов. Заключительный этап проходил на федеральной территории «Сириус» с 21 по 27 апреля.
Участников олимпиады поздравила руководитель Образовательного центра «Сириус», председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева.
«Каждая олимпиада – это возможность проявить себя, принять вызов. У нас всегда бывают школьники, которые успешно справляются с заданиями для более старших классов, и этот год не исключение. “Сириус” создает условия для того, чтобы дети могли не только решать задачи, но и работать на самом современном оборудовании, применять свои знания на практике, а в случае с биологией – даже с привязкой к месту проведения олимпиады. В этот раз один из блоков практического тура был посвящен морским животным и растениям черноморского региона. Такая живая и насыщенная среда формирует у ребят фундаментальное знание предмета и часто помогает определиться с будущим профессиональным выбором», – отметила Елена Шмелева.
Олимпиада состояла из двух туров: практического и теоретического. Последний включал тестовые задания разных видов: выбор одного правильного ответа из четырех, вопрос со множественным выбором, сопоставление, задания на соответствие и расчетные задачи. Традиционно в вопросы теоретического тура входила работа с рисунками и схемами.
Практический тур проверял знания ребят в ботанике, зоологии беспозвоночных и позвоночных, анатомии и физиологии человека, экологии, биохимии, биоинформатике и молекулярной биологии. Кабинеты для 11-х классов формировались исходя из заявленных разделов практического тура Международной биологической олимпиады, поэтому участникам впервые был представлен кабинет физиологии человека и животных.
В рамках раздела ботаники школьники рассматривали характерные для юга экземпляры: инжир, землянику, гранат, можжевельник и саговник. Близость Черного моря позволила использовать образцы водных позвоночных животных: дорады, головача, сибаса и ставриды. Жюри и авторы заданий отмечают, что для успешного решения задач олимпиады участники должны обладать целым комплексом знаний не только по биологии, но и по математике, географии, химии и многим другим дисциплинам. Также важным для работы с нестандартными задачами является умение мыслить креативно и аналитически.
«Поздравляю всех участников олимпиады с ее завершением! Вы большие молодцы, и я желаю вам дальнейшего процветания во всех сферах вашей жизни. Каждый день старайтесь отвечать себе на три вопроса: что я делаю? зачем я это делаю? какой результат я получу?» – обратилась к ребятам председатель жюри, ректор Псковского государственного университета Наталья Ильина.
Одним из победителей олимпиады стал 9-классник Тимур Узбеков из Самарской области.
«Я очень счастлив, что стал победителем олимпиады, что все мои труды привели меня к этому результату. Еще с пятого класса у меня появилась мечта стать врачом, поэтому я начал активно изучать биологию. Этот предмет настолько многогранный, что, изучая его, я постоянно открываю что-то новое. Мне кажется, что одними из самых сложных и в то же время интересных на этой олимпиаде были задания, связанные с зоологией беспозвоночных. Также запомнился кабинет морфологии растений – было волнительно, но я собрался и хорошо справился с заданиями», – поделился Тимур.
Десятиклассник Макар Рощин приехал на олимпиаду из Новосибирской области. Школьник отмечает, что во многом на занятия биологией его вдохновила природа родного края.
«Меня заинтересовала биология еще во втором классе, когда меня позвали в школьный отряд. Мы ходили в лес, вместе с учителями изучали растения и проводили наши первые исследования. Всем будущим олимпиадникам я пожелаю сперва набираться знаний, а затем набирать силу духа – это тоже очень важно на олимпиаде. Лично мне очень бы хотелось развиваться в молекулярной биологии. Для меня это очень интересная область знаний», – рассказал Макар Рощин.
Девятиклассница Дарья Гуськова из Московской области увлекается биологией с пятого класса. Много готовилась к олимпиаде самостоятельно, а также на программах «Сириуса» и занятиях Регионального центра «Взлет».
«Я начала интересоваться биологией в пятом классе, когда стала ездить на краткосрочные программы и посещать научно-популярные лекции. Сначала мне было просто интересно, но постепенно моя любовь к биологии крепла. Всем, кто только начинает свой олимпиадный путь, я пожелаю не распыляться на все источники информации, а сначала изучить структурированную базу и основу. И только потом наслаивать на нее какие-то интересные факты. Это поможет получить действительно глубокие знания и уверенно идти к своей цели», – дала совет Дарья Гуськова.
Помимо туров, школьники посещали лекции от партнеров олимпиады по ботанике, генетике и иммунологии. Для юных биологов была организована экскурсия по лабораторному комплексу Университета «Сириус», где ребятам рассказали об исследованиях, в которых принимают участие магистранты и аспиранты Университета. Также ребята смогли насладиться красотой региона, побывав на экскурсиях в Красной Поляне и парке «Южные культуры».
Посмотреть фоторепортажи с олимпиады и узнать подробнее о том, как прошел заключительный этап по биологии в 2024 году, можно в «Дневнике олимпиады».