
Анна Кузнецова — молодой преподаватель, биолог и популяризатор науки, который пишет о достижениях в нейробиологии. В седьмом классе Анна прочитала книгу «Дуэль нейрохирургов» Сэма Кина. Так началась её любовь к биологии.
История о том, как на протяжении веков менялось представление о мозге, заставила школьницу иначе посмотреть на науку о живых организмах. В старших классах Анна присоединилась к олимпиадному движению, посетила более 15 очных программ в Образовательном центре Московской области по модели Сириуса «Взлёт» и даже написала научную статью о расстройстве аутистического спектра.
Сейчас Анна преподаёт олимпиадную биологию и экологию в Центре «Взлёт», а также участвует в организации регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии в Московской области. Скучно на её занятиях не бывает: молодой преподаватель использует интерактивные презентации, подбирает задания, учитывая сильные стороны учеников, предлагает решать исследовательские задачи в команде.
«Командный метод в обучении — спасение от монотонности. Например, разбирая тему “строение клетки”, каждый ученик создаёт рисунок отдельного органоида и рассказывает о его особенностях. Так мы собираем полный рисунок клетки и систематизируем информацию о её структуре. Такой подход я переняла у преподавателя в Сириусе, Артёма Андреевича Прохорова. Его уроки всегда были увлекательными. Однажды он принёс в класс большой букет разных цветов, предложив выбрать цветок, а потом определить его вид, описать строение и место в систематике».
Наставник VS организатор
Анна помогает школьникам в региональном центре «Взлёт» попасть в Сириус. Проект, где она была научным руководителем, был посвящён химическим веществам, влияющим на развитие кресс-салата Lepidium sativum L.
«Мы посадили семена на влажную марлю с растворами разных концентраций гормонов и каждый день измеряли ростки. Через неделю выявилась связь между размером растения и содержанием гормонов в его среде. Результаты могут быть полезны для разработки стратегий, которые улучшают рост растений и помогают им лучше справляться со стрессами».
Анна участвует в организации регионального этапа ВсОШ по биологии и экологии в Московской области. Большое количество участников и площадок проведения превращают эти интеллектуальные соревнования в настоящее испытание на выносливость.
«Работа на региональном этапе ВсОШ — искусство управления несколькими делами сразу. Особенно когда практический тур проходит в нескольких местах: всё должно быть готово, чётко организовано и продумано. Но когда всё завершается, остаётся ощущение причастности к чему-то важному. Команда, которая держалась вместе, опыт, который останется в памяти, и лёгкое, но мощное внутреннее — “мы справились”».
Сириус. Первые шаги к науке
После поездки Анны на первую образовательную программу в Сириус детское увлечение биологией переросло в профессиональный интерес. Занятия с ведущими преподавателями России, современное оборудование, такое как микроскопы с подключением к монитору, спектрофотометры для измерения интенсивности света и ламинарные шкафы, создающие стерильные условия для работы с различными веществами, произвели на Анну большое впечатление.
«Больше всего в Сириусе меня поразило огромное количество школьников, увлечённых биологией. Создавалось ощущение, что мы проходим ускоренный курс “Что ждёт молодого учёного в университете”. Сириус — место, где можно быть любопытным вслух, и за это тебя не осудят, а, наоборот, поддержат. Особенно запомнились поездки на чайную плантацию, где мы изучали чайные кусты и собирали семена. Я была на образовательных программах по биологии четырежды, поэтому повезло наблюдать за жизненным циклом растений: увидела, как цветут и дают семена чайные кусты».
Популяризатор науки
Сейчас Анна учится на первом курсе биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Параллельно с учёбой пишет статьи для научно-популярных журналов. В прошлом году выиграла конкурс «Био/Мол/Текст», который проводит научно-популярный портал «Биомолекула» для авторов статей о биологии и медицине.
В своей статье «Такие же, только другие. Новые открытия в изучении расстройств аутистического спектра» автор рассказывает о ключевых симптомах аутизма и последних исследованиях в этой области.
«Распространённость расстройства аутистического спектра (РАС) возрастает во всём мире. Точная причина аутизма пока неизвестна, но исследования показывают, что генетика играет большую роль в его развитии. В своей статье я описала, какие симптомы изучаются с точки зрения генетики. Для некоторых симптомов уже известны молекулярные механизмы, для других — только изменения в строении органов и клеток, а часть симптомов изучена лишь по внешним проявлениям, например, изменениям в поведении. Актуальные исследования могут помочь в диагностике РАС для точного выявления заболевания».
Анна уверена, что научные статьи помогают людям обмениваться результатами исследований и делают знания более доступными. В этом году её статья «Одна маленькая лягушка и 10 000 мышей, 20 человек или два слона» будет опубликована в научно-популярном журнале «Наука и жизнь». В статье автор рассказывает о лягушке, которая живёт на деревьях в колумбийских лесах и накапливает в кожных железах сильный яд. Токсин делает её одним из самых опасных животных на планете.
Что дальше?
В будущем Анна планирует развиваться как учёный в области нейробиологии. Особенно её волнует тема нейродегенеративных заболеваний — таких как болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Это не просто медицинская проблема, а трагедия на уровне личности: когда человек ещё есть, но его память, речь, характер — уже исчезают.
«Нейробиология — попытка расшифровать язык, на котором природа пишет сознание. В ней нет готовых схем, все процессы вариативны: электрические импульсы, молекулы, связи, которые вспыхивают и затухают, формируя всё — от памяти до любви. Новейшие исследования в области нейробиологии уже помогают лечить депрессию и рассеянный склероз, а завтра, возможно, дадут нам нейроинтерфейсы и новые формы обучения».
Анна планирует исследовать механизмы клеточной гибели, искать биомаркеры на ранних стадиях, участвовать в разработке молекулярных и генетических подходов: «Каждая отсроченная потеря памяти — это сохранённая жизнь в самом глубоком смысле».