help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Десятилетний юбилей педагогической деятельности в Сириусе отмечает композитор и профессор Санкт-Петербургской консерватории.

С 3 по 26 декабря в Образовательном центре «Сириус» в рамках программы «Музыкально-исполнительское искусство» 35 юных музыкантов из 20 регионов России и Республики Казахстан оттачивали профессиональные навыки по академическим специальностям — фортепиано, флейта, гобой, труба, ударные инструменты. Их интенсивная подготовка сочетала инновационные методы с традициями отечественного образования. Наряду с индивидуальными мастер-классами по специальности обучающиеся прошли курс по теории и истории музыки, изучали сольфеджио, актёрское мастерство и композицию.

Например, собственные музыкальные произведения создавались под руководством заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Игоря Ефимовича Рогалева. Вот уже 10 лет он воспитывает у подопечных в Сириусе творческую свободу, умение создавать сложные импровизации и не бояться смещать акценты.

АНСАМБЛЬ СТИЛЯ

— Эти десять лет, — рассказывает композитор и искусствовед Игорь Рогалев, — если что-то и изменили в образовательном процессе, то исключительно к лучшему. Я по-прежнему с каждой новой программой имею возможность влюбляться в новых обучающихся и обучать их «ансамблю стиля», искусству использования «клапана эмоций» и контролю над «тремя пунктами помешательства». В каком-то интервью уже рассказывал, что ансамбль стиля — любое крупное явление искусства, которое больше, чем система опознавательных знаков и средств выразительности. Ансамбль стиля служит воплощению идейно-образного содержания, причём взаимосвязь содержания и формы — явление сложное и многозначное. 

«Клапан эмоций», по выражению моего педагога Екатерины Александровны Ручьевской, — это музыка, при помощи которой можно общаться с миром. А «три пункта помешательства» — жанр, функции, дыхание, определяющие работу клапана эмоций. Ведь музыка — это эмоции и чувства, существующие вне зависимости от жанра, эпохи, «национальности» произведения.

Все обучающиеся в Сириусе — одарённые. Определять степень — дело неблагодарное. Иногда время раскрывает такие грани таланта, что дух захватывает. 

                                ВЕРШИНЫ МАСТЕРСТВА

В отчётном концерте «Рюкзак Деда Мороза», который представили ребята из декабрьской образовательной программы «Музыкально-исполнительское искусство» (видео — по ссылке), — 26 произведений: сюиты, романсы, хоралы, каприччио... И все, конечно, же — «доделанные». Без поправки, что одному из соавторов — 12 лет, второму — 17, а мне — 78. Одновременно в каждом концерте бывает по 3–4 сочинения, а иногда и больше (!), которые могут претендовать на место под солнцем за границами федеральной территории.

Это, разумеется, вовсе не означает, что автор по окончании Образовательного центра и даже консерватории обязательно станет востребованным композитором. Бывают ситуации, когда ребёнок в 12–13 лет сочиняет музыку и блистает исполнительским талантом так, что взрослым в пору позавидовать, а к 20 годам превращается в хорошего профессионала средней руки. Бывает и наоборот.

Грань между ремесленником и мастером обозначили Иван Бунин, сказавший однажды: «Я — раб своих героев», и Ян Сибелиус, написавший: «Я — слуга своих тем». Мастер своими темами никогда не «рулит». Композиторское мастерство не ограничивается умением сочинить гармонию или определённую модуляцию. Юные композиторы Сириуса стремятся услышать в материале то, что доступно только их внутреннему слуху — их творческой натуре, душе, и только потом создают из этого композицию.

ВОЗДУХ СВОБОДЫ

Получаю огромное удовольствие от общения с детьми. И охотно цитирую Римского-Корсакова, ссылавшегося, в свою очередь, на Сенеку: «Уча учусь». Николай Андреевич, когда сказал это, уже был почти божеством и всеми обожаемым профессором консерватории. И Сенека изрёк свой афоризм, будучи признанным светочем философской мысли. Я учусь у наших воспитанников, ведь если перестанешь обращать внимание на их эмоциональные реакции, идеи, взгляды, лишаешь себя… кислорода. Спасибо за этот воздух свободы Сириусу!

Я здесь с самой первой программы. При создании Образовательного центра всё время ребят посвящалось музыке. Из дисциплин — только специальность и композиция. Позже появилось сольфеджио. А сейчас — целая палитра знаний. И свободного времени практически не осталось. Между тем свободное время музыканта — время, посвящённое профессии.

Могу с уверенностью констатировать, что за десять лет вся организационная сторона дела переживает неуклонный и существенный прогресс. Это касается и Средней специальной музыкальной школы «Сириус», построенной по соседству с Образовательным центром, и залов, включая недавно открывшийся Концертный центр: акустика — не уступает новому зданию Мариинского театра (возможно, даже превосходит!).

СВЕТ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Когда-то булгаковский профессор Преображенский сказал гениальную вещь: «Разруха — в головах!» В Сириусе в головах — свет здравого смысла. Впрочем, искусство очень часто развивается не благодаря чему-то, а вопреки. Обратите внимание: при всей сложности момента на федеральную территорию съезжаются невероятно талантливые дети! Создана и перманентно расширяется, совершенствуется уникальная инфраструктура, технологическая база! Максимально задействован и планомерно увеличивается колоссальный кадровый потенциал. Меняются контексты, но суть неизменна.

При работе с моими учениками над концертной программой «Рюкзак Деда Мороза» я тоже загадал, какой подарок хотел бы найти в сумке новогоднего кудесника. МИРА — всем: детям, Сириусу, коллегам, себе, моим внукам... И чтоб каждый под этим мирным небом нашёл своё место, свою ноту и своё дело!  

   

Следующая образовательная программа «Музыкально-исполнительское искусство» пройдёт с 4 по 27 января 2026 года по таким видам инструментов, как: фортепиано, флейта, кларнет, фагот, валторна. Подробности — по ссылке

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!