help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

57 педагогов по музыкальным дисциплинам из 21 региона России и Казахстана осваивали в декабре в Образовательном центре навыки работы с одарёнными детьми.

С 4 по 8 декабря в Образовательном центре «Сириус» проходило очное обучение по программе повышения квалификации «Особенности работы с одарёнными детьми в системе музыкального образования». Из 21 региона России и Республики Казахстан на стажировку приезжали 57 преподавателей ДМШ, музыкальных отделений ДШИ, средних и высших музыкальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования. Ученики некоторых из них, прошедшие конкурсный отбор, как и педагоги, одновременно принимают участие в образовательной программе «Музыкально-исполнительское искусство» по академическим специальностям: фортепиано, флейта, гобой, труба, ударные инструменты.

Мнением об эффективности программ делятся наставники обучающихся.

Азамат Анварович Латыпов, преподаватель по классу трубы Детской школы искусств имени С.С. Прокофьева, г. Санкт-Петербург:

О программе узнал благодаря форумам Росмолодёжи. Приезжаю в Сириус на повышение квалификации в третий раз. Мне повезло увидеть этапы становления и развития Образовательного центра, стать свидетелем изменения концепции и учебных графиков. Сейчас более выражена идея коллабораций — взаимовыгодного сотрудничества для достижения общей цели. Сначала дети занимаются на музыкальном инструменте. Следом — занятия по композиции и другим дисциплинам. Потом — опять по специальности, то есть появляется возможность осознать, осмыслить пройденный материал.

И чем больше будет коллабораций, тем лучше. К примеру, спорт и музыка неразрывно связаны. Трубачи регулярно делают дыхательные упражнения, без которых их искусство невозможно. Или возьмём физику? Мне, трубачу, было бы любопытно, как моё дыхание, проходя через инструмент, резонирует и создаёт звук. Насколько качественно я реверберирую губами? Почему бы не оценить звучание трубы специальными приборами? Точно так же — с хореографией, живописью и так далее. Чем больше экспериментов, тем лучше: они приближают нас к удивительным открытиям!

Идея коллабораций присутствует даже во внутреннем оформлении Образовательного центра: появились художественные работы обучающихся и педагогов, снабжённые подробными аннотациями. Легко проследить творческий рост и путь каждого из дарований. И так — по всем направлениям.

Со мной параллельно в Образовательном центре занимается мой ученик Юрий Андреев, студент Санкт-Петербургского музыкального училища имени М.П. Мусоргского. В детской школе искусств он обучался у меня с 1-го по 8-й классы. И в том, что Юра продолжил обучение в средне-специальном учебном заведении, очень важную роль сыграл Сириус.

Без целеполагания и профориентации нет перспективы. Плюс опыт общения со старшими коллегами и лучшими педагогами страны, дающими «ключики» к двери в профессию музыканта. Приезжая сюда, дети начинают осознавать, что овладение выбранной специальностью реально и даже приятно. Необходимо лишь систематически прилагать определённые усилия.

Ксения Сергеевна Букарева, преподаватель по классу флейты музыкального училища имени М.А. Балакирева, г. Нижний Новгород:

О программе повышения квалификации в Сириусе знала давно, но попала сюда впервые. Сейчас здесь с 16-летней студенткой Глорией Помыткиной, которая, как и я, тоже впервые.

Образовательная программа, безусловно, позволяет одарённым детям самореализоваться. Глории очень нравятся занятия. Она считает их и информативными, и не утомительными.

Мне как молодому специалисту пятидневный интенсив от экспертов Образовательного центра, взаимообмен опытом с коллегами важен и жизненно необходим. Буду и впредь участвовать в конкурсных отборах на ППК, а также готовить своих учеников для образовательных программ.

Галина Николаевна Кряжева, преподаватель по классу ударных инструментов Детской музыкальной школы имени Н. С. Голованова, г. Москва:

— В Сириусе я впервые. Однако с некоторыми коллегами, оказавшимися здесь, знакома по конкурсам, в том числе по «Ударной волне», который проходит в Санкт-Петербурге. Нас сплотило наблюдение за процессом обучения. Допускаемые учениками неточности лучше видны со стороны. И в каких-то случаях ошибки «чужих» детей помогают предотвратить такие же у «своих».

На декабрьскую образовательную программу со мной приехали 14-летний Максим Капленко и 15-летняя Таисия Кадлубинская. В Сириусе они впервые. Впрочем, раньше в Образовательном центре уже побывали ребята, с которыми я занималась, но тогда они были без меня.

Максим и Таисия заранее знали с моих слов о предстоящей программе — и общеобразовательной, и специальной. Очень довольны. Сетуют, что недостаточно времени на самостоятельную подготовку по инструменту. Всё расписано чуть ли не по минутам. Инструментов у нас по специальности много: ксилофон, барабан, маримба, вибрафон. Таисия со мной делится, что уделить внимания каждому из них не всегда получается столько, сколько хотелось бы. Здесь строго следят, чтобы ребёнок не перенапрягался сверх нормы. 

Считаю, что целесообразно рассмотреть возможность увеличить продолжительность занятия по специальному инструменту. Объёма знаний в программе повышения квалификации лично мне вполне достаточно — пять дней по шесть мастер-классов ежедневно. 

  

Елена Викторовна Степанова, преподаватель по классу фортепиано Детской музыкальной школы № 5, г. Старый Оскол:

— В Сириусе не впервые. Этим летом проходила творческая школа «Золотые таланты» на базе Средней специальной музыкальной школы «Сириус». Благодаря установившимся партнёрским отношениям с Белгородской областью и при содействии директора ССМШ «Сириус» Вадима Леонидовича Руденко я принимала участие в недельной смене вместе с одарёнными детьми со всей России.

И вот я снова в Сириусе, на этот раз со своей 13-летней ученицей Мирославой Маенковой. Она, как и я, прошла конкурсный отбор, однако приехала сюда впервые. Девочка очень волнуется. И я счастлива, что первые дни могу оказывать ей моральную поддержку. Дети здесь все талантливые, но уровень — разный. Поэтому хорошо, когда рядом — «твой» педагог, к которому всегда можно обратиться за советом.

Конечно, хотелось бы пожелать увеличить продолжительность занятий, ведь порой даже разбор одного произведения занимает гораздо больше времени, чем один урок. А профессору важно провести музыковедческие и исторические параллели в связи с рассматриваемым музыкальным материалом, рассказать что-то из собственного опыта…

В целом, поездка в Сириус — большое счастье и двойная ответственность, обретение новых ориентиров и целей, концентрация опыта и сил. Для педагогов региональных школ и их воспитанников очень важно иметь возможность повышать в Сириусе профессиональный уровень и расширять кругозор через инновационные методики и передовые образовательные технологии. Уровень Московской консерватории и Центральной музыкальной школы говорит сам за себя, помножьте его на общую творческую атмосферу. Здесь всё мотивирует к саморазвитию и профессиональной эволюции.

Роман Михайлович Карпов, преподаватель по классу ударных инструментов Талнахской детской школы искусств, г. Норильск:

— Впервые побывал в Сириусе на программе повышения квалификации в мае 2023 года благодаря директору нашей школы Владиславу Андреевичу Борисову. Он отметил, что мои ученики занимают лауреатские места в различных конкурсах муниципального, регионального и межрегионального уровня, но пора расти выше — стремиться к тому же «Созвездию».

Надо сказать, что до Норильска все музыкально-исполнительские и методические тренды доходят с большим опозданием. Даже интернет появился лишь в 2017 году, то есть нотный материал мы получали чуть ли не голубиной почтой или из очень старых сборников.

В Красноярском крае — замкнутый образовательный цикл: музыкальная школа, институт культуры или иной региональный творческий вуз. Мои 16 лет преподавательской деятельности — своеобразная «варка в собственном соку». И вот Владислав Андреевич предложил мне пройти конкурсный отбор с целью получения в перспективе нового педагогического опыта.

В прошлый раз я побывал на отчётном концерте обучающихся, а в этот — приехал на самое начало образовательной программы. То есть дети только-только знакомятся с преподавателем по специальному инструменту. На наших глазах проходят закалку перед концертным выступлением. И чем больше сейчас технического опыта игры на публику, разбора рабочих моментов, тем более комфортно юные музыканты будут чувствовать себя на сцене перед настоящей публикой. Это воспитание сценической выдержки!

В 2023 году все нюансы произведений, включённых в программу отчётного концерта, были уже доведены до совершенства Андреем Андреевичем Никитиным, гениальным педагогом. У него я почерпнул очень много по части практики, за что искренне благодарен!

Педагогика и исполнительское мастерство не стагнируют — неуклонно движутся вперёд. Появляются новые способы звукоизвлечения и методики обучения детей, в том числе с акцентом на психологию. И мой 13-летний ученик Арсений Штанденко, впервые приехавший в Сириус по результатам конкурсного отбора, совсем иначе воспринимает на занятиях по специальности моменты, обсуждавшиеся нами неоднократно.

Арсению здесь очень нравится. Он перезнакомился с одарёнными ровесниками и ребятами постарше, чьи системы домашних занятий отличаются от нашей. Оказывается, если заниматься по 6–8 часов, можно играть виртуозно! Живое общение с таким же ребёнком, как и он, но исполняющим пьесы консерваторского уровня, оставляет неизгладимое впечатление и очень мотивирует к самостоятельной работе. Поэтому хочется, чтобы в программе Образовательного центра больше уделялось внимания и времени именно самоподготовке. Тем более для ударников, которым необходимы специальные условия для занятий.

Не могу не отметить, что программы повышения квалификации собирают на федеральной территории как молодых специалистов, так и опытных педагогов. Наряду с учебным процессом в Образовательном центре происходит полезный взаимообмен опытом между всеми участниками! У каждого — своя специфика, каждому есть что сказать и посоветовать. И открытость коллег, стремление помочь друг другу — отличительная черта ППК в Сириусе.

Мария Сергеевна Сорокина, преподаватель по классу флейты Детской школы искусств № 1 имени Г.В. Свиридова, г. Балашиха:

— В Сириусе я прохожу обучение параллельно и одновременно с 15-летней ученицей Софией Милёхиной. Она здесь уже в третий раз, а я — во второй. В первый раз в марте 2023 года по итогам конкурсного отбора приехала и была приятно удивлена профессиональным уровнем программы и экспертов. Мастер-классы вызывают искреннее восхищение!

И в прошлый раз, и в этот у нас один и тот же талантливый мастер — Владимир Леонидович Кудря. С его методикой я знакома и по Сириусу, и по работе в Москве (в музыкальную школу Балашихи устроилась в сентябре). Очень приятно, что он даёт на занятиях много новых знаний — никогда не повторяется, в постоянном поиске. Да, существует единая база технологий, дружно нами изучаемая. Но дети-то приходят в музыкальные школы разные, и Владимир Леонидович ратует за индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учебный процесс в Сириусе очень интересный и многоаспектный!

У обучающихся образовательной программы «Музыкально-исполнительское искусство» — насыщенный распорядок дня и много дисциплин. Например, Софии очень нравятся занятия по сценическому движению, актёрскому мастерству, а также композиции. Благодаря Сириусу она углублённо занялась композицией с преподавателем в нашей музыкальной школе. А пока вместе с родителями определяется: не поступить ли в Среднюю специальную музыкальную школу «Сириус»?

Ежедневное расписание ППК мне кажется оптимальным. Остаётся время и на общение с коллегами, и на отдых — с экскурсиями, кинопросмотрами. Желание приезжать сюда с учениками снова и снова — огромное. Уже готовим документы 11-летней ученицы на апрельскую образовательную программу.

Программа повышения квалификации в Сириусе, на мой взгляд, многоаспектна. От раза к разу становится только лучше — совершенствуется, учитывается весь предшествующий опыт.

Открыт приём заявок на февральскую и мартовскую программы повышения квалификации «Особенности работы с одарёнными детьми в системе музыкального образования». Они пройдут в Образовательном центре  «Сириус» с 15 по 24 февраля и с 15 по 24 марта 2026 года. Подробности — по гиперссылкам.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!