Балет – искусство, ставшее визитной карточкой России, завораживает, восхищает эстетикой, грацией и совершенством форм. Классический танец на протяжении долгих лет не теряет своей популярности. Балетные школы пополняются юными дарованиями, а театры – молодыми артистами.
О том, что нужно знать будущим танцовщикам, о специфике обучения искусству балета и конкуренции в профессии рассказала Вера Николаевна Куликова, преподаватель Московской государственной академии хореографии, доцент, заслуженный деятель искусств РФ.
- Артистами балета становятся или рождаются? Талант видно сразу?
- Сложный вопрос. Всё совпадает крайне редко: пропорциональное тело, музыкальный слух, природная гибкость, талант…
- А черты характера играют роль?
- Скорее, речь идёт о воспитании и правильной мотивации. Большое внутренне желание самого ребёнка – вот что самое главное! Ученику должно быть интересно на занятиях. А педагог обязан сделать всё, чтобы поддерживать этот интерес. Не у всех изумительные физические данные, но задача преподавателя – помочь ребёнку развиваться. На занятиях нужно учитывать психологическую составляющую ребёнка, чтобы не передавить и не ухудшать его эмоциональное состояние.
- Всё же, занятия по балету – это строгая дисциплина…
- В балетных школах – да. Ребята должны быть очень внимательными и выносливыми. Поэтому в эти школы и ведётся отбор. Педагог должен постепенно выявлять задатки ученика и направлять их нужное русло. Бывают ученики с хорошим телом, правильными пропорциями и осанкой, но без желания они не добиваются никаких успехов. А некоторые дети со средними способностями, но внимательные и трудолюбивые со временем превращаются в прекрасных танцовщиков.
- К каким сложностям должны быть готовы родители, дети которых делают первые шаги в балете?
- Родителям нужно понимать, что результат зависит и от них. Изучение классического танца – тяжёлый и длительный труд. Родители должны работать в команде с педагогом. Мамам и папам будущих артистов следует прислушиваться к своему ребёнку. Одной любви к балету мало. Какой-то ученик в силу своих особенностей быстро утомляется, а балет всё-таки требует больших эмоциональных и физических затрат. В этот момент приходят на помощь родители, которые могут поддержать ребёнка в сложный момент.
- Начальный уровень физических качеств ученика важен?
- В первую очередь, ребёнок должен быть физически здоров. Важна гибкость, а выносливость со временем вырабатывается.
- В каком возрасте рекомендуется начинать заниматься балетом?
- По-разному. Многие ребята начинают обучение искусству балета с первого класса: поступают в обычную школу и школу искусств.
- В последние годы появилась тенденция отдавать детей в различные кружки с двух-трёх лет – как только ребёнок начал ходить и говорить…
- Уроки классического танца требуют большого напряжения. Если проводить занятия в таком возрасте – они должны быть похожи на игру. Считаю, заниматься техникой в три года - слишком рано. А для того, чтобы научиться правильно ставить ноги и держать руки, внимание должно быть достаточно развитым. На мой взгляд, оптимальный возраст для начала обучения – 7 лет.
- Как Вы считаете, почему балет остаётся популярным вне времени и моды?
- Артист балета – не только исполнитель сложнейших хореографических элементов, но и гармонично развитая личность, которая несёт в себе потрясающий энергетический заряд. Это позволяет зрителю наслаждаться спектаклем.
- Школа русского балета считается самой консервативной. А как вы относитесь к современным тенденциям в этом виде искусства?
- Консерватизм, в хорошем смысле этого слова, позволяет сохранить классический танец с его техникой и канонами. Тем не менее в России появляется большое количество балетов в неоклассическом стиле. На мой взгляд, это хорошо. Видно, что балет живёт и развивается. Но здесь нужно соблюдать баланс.
- А какая конкуренция существует среди выпускников балетных школ? Проще ли, в этом смысле, мужчинам?
- Конечно, мужчин в балете меньше. Но это не значит, что им проще. Среди танцовщиков также проходит жёсткий отбор. Если человек способный, хорошо проявил себя, то он может рассчитывать на перспективу в профессии. Большинство выпускников Московской академии получают достойные места в лучших театрах страны и мира.
- Выпускники стремятся уехать заграницу или остаться в России?
- Самым престижным местом для российских артистов балета остаётся Большой театр. Танцевать там мечтают все выпускники.
- Строжайшая диета балерин – это миф или суровая реальность?
- Скорее, суровая реальность. Есть девочки и мальчики, которые могут не отказывать себе в каких-то калорийных продуктах, и при этом не поправляться. Большинству, конечно, приходится держать себя в форме и не злоупотреблять сладким. Но морить себя голодом, я считаю, неправильно. Нужно восполнять в организме баланс углеводов, белков и жиров, потому что расход энергии у танцовщика – колоссальный.
- Насколько важны внешние данные артиста балета?
- Это искусство, где всё должно быть гармонично. Поэтому пропорции тела важны. Такие ведущие балерины, как Светлана Захарова, Анна Антоничева, во время исполнения партии на сцене создают ощущение невесомости, эфемерности, полёта.
- Балет – это всё-таки больше техника или раскрытие образа?
- Балет – это одухотворённый танец, поэтому много внимания на уроках уделяется чувству позы через музыку, развитию музыкальности, эмоциональности и, конечно, актёрскому мастерству. Всё это очень важно.
- Как маленькому артисту успевать вживаться в образ и следить за технической стороной исполнения?
- Это довольно сложный процесс. Только после длительного курса обучения, когда оттачиваются технические элементы, у артиста получается в полной мере работать над раскрытием образа.
- Чем запомнились Вам ребята в «Сириусе»?
- В «Сириус» приезжают дети из разных регионов России. По ребятам видно, что они очень заинтересованы, хотят учиться и развиваться. Работать с ними – одно удовольствие. Станет ли балет их профессией – будет известно позже. Сейчас для юных артистов поездка в «Сириус» - это, прежде всего, прекрасный стимул к достижению ещё больших высот на пути к освоению будущей профессии.