help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Литературный клуб «Напиши свою историю»

В клубе учатся писать авторские тексты в жанре волшебной сказки.

На занятиях клуба:
– знакомятся со спецификой современной волшебной сказки;
– изучают структуру и методику сочинительства волшебной сказки;
– знакомятся с основными правилами редактирования текста и верстки книг;
– практикуют приемы свободного письма;
– учатся ясно выражать свои мысли;
– развивают фантазию и креативное мышление.

Возраст участников: 14–17 лет

Количество участников в группе: не более 10 человек

Место проведения: Кампус Образовательного центра «Сириус» / корпус «Школа»

Подробнее о клубе

Занятие 1. История как рассказ о герое
Практическая работа.  Составление короткой истории «Как я приехал(а) в Сириус». «Техника Довлатова»: все слова в одном предложении должны начинаться с разных букв.

Теория. История как рассказ о герое. Обсуждение: почему невозможно написать историю, не имея персонажа. Деятельность писателя. Практика креативного письма (дополнительные задания, которые выполняются по желанию в течение программы).

Занятие 2. Точка зрения персонажа. Проявление эмоций
Практическая работа. Упражнение «Где живут эмоции?». Распределение чувств и эмоций из списка по изображению человека (индивидуально) в соответствии с тем, как каждое из них переживается телесно. Обсуждение результатов: общечеловеческие и индивидуальные проявления эмоций. «Тезаурус эмоций. Руководство для писателей и сценаристов» А. Акерман и Б. Пульизи – презентация книги и работа со справочником.

Творческое задание: пересказ эпизода известной сказки от лица разных персонажей. Обсуждение результатов с опорой на теоретический материал первой части занятия.

Занятие 3. Понятия «перспектива» и «точка зрения» в художественных текстах. Проектирование героя
Теория. Понятия «нарратор» и «рассказчик». Фокализация и фокальный персонаж. Фокализация как способ организации в повествовании точек зрения, позиция, с которой читатель смотрит на происходящие события. Типы фокализаций по В. Шмиду; точка зрения в композиции произведения по Б. А. Успенскому.

Практическая работа. Анализ отрывков из художественных произведений, написанных от первого лица, с опорой на теоретический материал.

Творческое задание: «Создание персонажа». Участники получают карточки с характеристиками персонажа, которые необходимо заполнить. Задача – продумать предысторию и условия существования героя своего будущего текста, которые смогут стать основой для сюжета..

Занятие 4. Пространство истории
Теория. Предметный мир в литературе и его описание. Пространство и время, влияющие на историю. Обыденный мир героя.

Творческое задание: создание описания открытки с городским/«естественным»/сказочным пейзажем или изображением интерьера (возможно, с использованием репродукций известных художников) с опорой на вопросы: какое ощущение у вас возникает при взгляде на это место? какие детали привлекают внимание? что обязательно должно быть в этом пространстве, но «не попало в кадр»? есть ли хозяин у этого пространства? кто это? если бы вы писали историю, которая происходит в таком месте, о чем она была бы?

Творческая задание: составление плана оригинального произведения. Выбор жанра: рассказ, сказка, очерк, притча, миниатюра, и т. д. (допустимо представить в качестве итоговой работы синопсис крупного прозаического произведения или сценарий графического романа).

Занятие 5. Функции волшебной сказки. Путь героя*
Теория. Краткая история жанра волшебной сказки. Функции волшебных сказок (В. Я. Пропп). Сказка как повествование с ограниченным набором функций и порядком их следования, выделение «ходов», создающих повествование. «Путь героя» в литературе, кино, играх. Стадии путешествия героя (К. Воглер).

Практическая работа. Анализ сюжета сказки «Гуси-лебеди» либо анализ сюжета произведения (приключенческая литература/кино по выбору группы) согласно функциям волшебной сказки.

* Дополнительная тема. Может быть использована при наличии образовательных запросов обучающихся с учетом их возрастной категории.

Занятие 6. Творческий проект «Создание оригинального художественного произведения»
Практическая работа. Создание собственного текста. Работа с редактором.

Фестиваль клубов

На площадке клуба проходит презентация сборника текстов, которые написали его участники. Кроме того, все желающие могут выполнить творческое задание «Создание персонажа».

 

Руководитель

Левченко
Виктория Александровна

редактор учебно-методических материалов ресурсно-методического центра Образовательного Фонда «Талант и успех»

Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!