Прием заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 18 мая 2020 года включительно
По вопросам участия в программе можно обращаться по адресу students@sochisirius.ru
Образовательный модуль представляет интерес для студентов бакалавриата и магистратуры, которые обучаются по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Менеджмент» и ориентированы на научно-исследовательскую, экспертную, управленческую, методическую или педагогическую деятельность в условиях дошкольного образования, а также на решение актуальных задач дошкольного образования в команде профессионалов.
Для освоения образовательного модуля в дистанционном формате студенты должны обладать высоким уровнем самоорганизации и владеть навыками работы с персональным компьютером; иметь представление об основных направлениях развития человека и методах исследований в социогуманитарных науках; владеть навыками анализа научных статей, владеть проектными компетенциями, навыками участия в дискуссии и публичных выступлений.
Количество обучающихся, приглашаемых для освоения образовательного модуля – 30 человек.
Обучение бесплатно.
Претенденты на участие в образовательном модуле выполняют общие (технические) требования к заявке (прохождение регистрации на сайте Образовательного центра «Сириус») и предоставляют: резюме, мотивационное письмо и эссе.
Резюме, содержащее следующую информацию (от 0 до 20 баллов):
- ФИО, возраст, место учебы.
- Направление подготовки, название программы, курс обучения; перечень освоенных ранее дисциплин в области психологии, педагогики, методов исследования, менеджмента и результаты промежуточной аттестации по этим дисциплинам.
- Опыт участия в научных конференциях и школах; образовательных и исследовательских проектах (от 0 до 5 баллов).
- Опыт прохождения педагогической (производственной) практики на базе образовательных учреждений (от 0 до 3 баллов).
- Область исследовательских интересов (от 0 до 3 баллов).
- Область профессиональной деятельности (планируемой или реализуемой в настоящее время по направлению образовательного модуля) (от 0 до 3 баллов).
- Опыт волонтерской деятельности в области образования (от 0 до 3 баллов).
- Уровень владения английским языком (другими иностранными языками; чтение и перевод со словарем, свободное чтение научно-информационных источников, свободное владение; от 0 до 3 баллов).
Мотивационное письмо (от 0 до 20 баллов) (не более 500 слов), отвечающее на следующие вопросы: Почему Вы заинтересованы в обучении по программе данного образовательного модуля? Какими компетенциями, на развитие которых направлен данный образовательный модуль, Вы, с Вашей точки зрения, уже обладаете и на каком уровне? Каким образом участие в данном образовательном модуле позволит Вам решать задачи развития профессиональных компетенций?
В качестве творческого задания претендентам на участие в образовательном модуле предлагается оформить в виде эссе (не более 500 слов) смысловую интерпретацию следующего высказывания: «Детство – это время множества вопросов, возможностей и последствий» (А. Адлер).
Критерии оценивания эссе:
- оформленность авторской позиции (от 0 до 5 баллов);
- корректность аргументации (от 0 до 5 баллов);
- логика, стиль и оформление текста (от 0 до 5 баллов).
Отборочная комиссия принимает решение по совокупности результатов на основании:
- экспертной оценки резюме (от 0 до 30 баллов);
- экспертной оценки мотивационного письма (от 0 до 20 баллов);
- экспертной оценки эссе (от 0 до 15 баллов).
Суммарные значения результатов отображаются в итоговом рейтинге участников.
Тридцать участников, продемонстрировавших наилучшие результаты и выполнившие общие (технические) требования к заявке, приглашаются на обучение по программе. Спорные вопросы решаются на уровне руководителя программы.
Образовательный модуль ориентирован на развитие компетенций, способствующих успешному решению профессиональных задач, связанных с осуществлением научно-исследовательской, экспертной, управленческой, методической и педагогической деятельности в условиях дошкольного образования; задает смысловой контекст решения задач интеграции научного знания в образовательную практику, а участие в программе студентов, ориентированных на разные виды деятельности, позволяет создать условия для развития компетенций, позволяющих эффективно работать в командах профессионалов над задачами, требующими научно-обоснованных, комплексных и системных подходов к их решению.
В условиях ориентации образования на устойчивое развитие человека в быстро меняющемся мире становятся востребованными профессионалы, способные не только определять перспективные направления развития образовательной практики, но и разрабатывать научно-обоснованные решения управленческих и практических задач образовательной практики на современном этапе ее развития. Поэтому содержание модуля построено таким образом, чтобы решаемые студентами образовательные задачи достаточно полно и корректно отражали проблематику развития практики дошкольного образования, а также способствовали развитию экспертной позиции студентов в отношении оценки эффективности образовательных программ.
Модуль реализуется с использованием дистанционных технологий и электронного обучения; предполагает индивидуальное и групповое консультирование студентов в процессе самостоятельной работы между интерактивными сессиями; выполнение индивидуальных и групповых заданий и проектов с последующей презентацией и организацией обратной связи.
Первая интерактивная сессия предполагает погружение студентов в актуальную проблематику развития современного образования с акцентом на особой роли научного знания в принятии решений в практике дошкольного образования. Студенты смогут оформить корректные представления как о базовых основах разработки междисциплинарных лонгитюдных исследований, так и о значимости результатов этих исследований в образовательной практике. В результате на первой сессии будет задан смысловой контекст содержания всего модуля, предполагающий, с одной стороны, ориентацию на запросы образовательной практики при разработке программы исследований, а, с другой стороны, – образовательную интерпретацию полученных результатов.
Основная задача второй интерактивной сессии – познакомить студентов с исследовательским проектом, проводимым на базе Международного центра исследований развития человека, «Проспективное лонгитюдное междисциплинарное исследование детского развития» (PLIS) и проиллюстрировать на примере этого проекта все аспекты разработки и проведения лонгитюдных исследований, которые обсуждались на первой сессии.
Третья сессия модуля направлена на создание условий, способствующих переходу студентов в экспертную позицию в отношении оценки эффективности образовательных программ и развитию компетенций, позволяющих решать задачи, связанные с научно-обоснованной разработкой и реализацией образовательных технологий, поддерживающих ценностно-целевые ориентиры современного образования как практики устойчивого развития человеческого ресурса.
Четвертая сессия модуля предполагает презентацию и обсуждение выполненных студентами итоговых проектных заданий, ориентированных на решение задач, связанных с: разработкой дизайна исследований в области детского развития и дошкольного образования; предупреждением негативных траекторий детского развития; анализом содержания образовательных программ и разработкой дизайна исследования по оценке их эффективности; разработкой предложений с целью совершенствования практики дошкольного образования.
Выбор итогового задания осуществляется студентами с учетом их исследовательских интересов и профессиональных предпочтений. Выполнение итогового задания предполагает командную работу студентов.
Целью программы является создание условий, способствующих формированию представлений студентов о перспективных направлениях междисциплинарных исследований детского развития и тенденциях развития дошкольного образования, а также развитию компетенций, позволяющих решать задачи, связанные с конструированием междисциплинарного знания о развитии человека и использованием этого знания в принятии информированных решений в экспертной, управленческой, методической или педагогической деятельности.
Задачи образовательного модуля:
- Организация условий, способствующих развитию компетенций, связанных с решением задач интеграции научного знания в практику образования;
- Оформление студентами представлений о современных тенденциях развития образования, базовых основаниях разработки дизайна и реализации междисциплинарных лонгитюдных исследований в области развития человека;
- Организация условий для самоопределения студентов в выборе наиболее предпочтительного вида профессиональной деятельности, востребованной в развивающейся практике дошкольного образования, и конкретизации компетенций, позволяющих успешно реализовывать эту деятельность;
- Овладение студентами навыками конструирования междисциплинарного знания о развитии человека на основе анализа научно-информационных источников и использования этого знания для решения образовательных, экспертных и методических задач в практике дошкольного образования.
- Оформление студентами представлений о научно-обоснованном подходе к разработке программ детского развития и оценке их эффективности.
- Организация условий, способствующих развитию проектных компетенций студентов, навыков самопрезентации, работы в команде, оформления и аргументации ценностно-смысловой позиции в отношении различных аспектов детского развития и организации современной практики дошкольного образования.
Директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab), PhD, профессор генетики и психологии Университета Голдсмитс (Лондон, Великобритания), директор международного центра исследований развития человека, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики, профессор Томского государственного университета, научный руководитель направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус".
Доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии, директор центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии Томского государственного университета, кандидат педагогических наук
Доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии, директор центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии Томского государственного университета, кандидат педагогических наук
Доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии, старший научный сотрудник центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии Томского государственного университета, кандидат педагогических наук
Заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования факультета психологии Томского государственного университета, профессор, доктор психологических наук
Доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования факультета психологии Томского государственного университета, кандидат психологических наук
Модуль реализуется с использованием онлайн платформы электронного обучения Moodle и платформы для организации видеоконференций Zoom.
Студентам, приглашенным к участию в образовательном модуле, до 22 мая 2020 года будет дополнительно предоставлена информация о регистрации на этих платформах.
Для участия в образовательном модуле необходимо иметь персональный компьютер или ноутбук (с видеокамерой и микрофоном) с устойчивым подключением к сети Интернет.
Интерактивные сессии направлены на содержательное включение студентов в обсуждаемые в логике реализации модуля вопросы и проблемы, организацию ориентировочной основы для самостоятельной работы и предоставление обратной связи по результатам этой работы в режиме рефлексивных семинаров.
Во время первой и второй сессии студенты объединятся в проектные группы и выберут задание для итогового проекта. Конкретизация содержания работы проектных групп будет определяться самими студентами с помощью консультантов в зависимости от их исследовательских и профессиональных интересов. На итоговой сессии образовательного модуля состоится представление и обсуждение итоговых проектов.
Подробное содержание интерактивных сессий для студентов, приглашенных к участию в образовательном модуле, будет размещено на платформе Moodle.
Даты интерактивных сессий в формате видеоконференции:
Сессия 1
26.05. 2020 (6 часов). Интеграция научного знания о развитии человека в образовательную практику. Лонгитюдные исследования развития человека: цели, дизайн, результаты.
29.05. 2020 (6 часов). Рефлексивный семинар. Представление и обсуждение результатов самостоятельной работы студентов.
Сессия 2
30.05. 2020 (6 часов). Проспективное лонгитюдное исследование детского развития (PLIS): генетически информативное исследование био-психо-социальных факторов детского развития.
03.06. 2020 (6 часов). Рефлексивный семинар. Представление и обсуждение результатов самостоятельной работы студентов.
Сессия 3
04.06. 2020 (6 часов). Научно-обоснованный подход к разработке программ детского развития и оценке их эффективности.
06.06. 2020 (4 часа). Консультация по подготовке итоговых проектов.
10.06. 2020 (6 часов). Рефлексивный семинар. Представление и обсуждение результатов самостоятельной работы студентов.
Сессия 4
11.06. 2020 (6 часов). Проектные решения актуальных задач в области детского развития и дошкольного образования: презентация и обсуждение итоговых проектов.
По результатам успешного обучения на образовательном модуле студенты получат сертификат. По результатам представления проектов будет рассмотрена возможность их реализации на базе учреждений дошкольного образования. Авторы проектов могут быть приглашены к участию в исследовательских проектах Центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии ТГУ или лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» Университета «Сириус».