Программа ориентирована на студентов, имеющих уверенные математические навыки, знание теории вероятностей, опыт участия в олимпиадах и заинтересованных в создании и развитии проектов в IT-компании. Участники программы прослушают лекции по финтех-трендам, бизнес-анализу, управлению проектами и командой, анализу данных для проверки гипотез, а затем разделятся на команды с выбором задачи под руководством кураторов.
Сроки проведения программы:
• заочный (дистанционный) модуль: 18 марта — 14 апреля 2019 года
• очный модуль: 15–28 апреля 2019 года (г. Сочи)
По вопросам проведения программы обращайтесь:
• Центр поддержки выпускников и сопровождения грантовых программ — gid@talantiuspeh.ru
• Шестимерова Екатерина Константиновна, руководитель отдела образовательных программ Тинькофф — e.k.shestimerova@tinkoff.ru
• Шум Павел Вячеславович, директор регионального центра Тинькофф в Сочи — p.shum@tinkoff.ru
Направление: Наука / Искусственный интеллект и информационные технологии
Формат программы: Проектная работа над задачами в области финансовых технологий. Погружение в финтех, изучение рынка и его ниш, построение гипотез, проведение тестов, анализ результатов, этапы создания проекта. Командная работа под руководством опытных наставников – менеджеров проектов и аналитиков из АО «Тинькофф Банк».
Объем и длительность программы (в академических часах / неделях)
Всего - 232 часа, 6 недель, из них:
• заочный модуль — 124 часа, 4 недели;
• очный модуль — 108 часов, 2 недели
• (12 рабочих дней (6-тидневная неделя) по 9 академических часов в день, 54 академических часа в неделю).
Цели и задачи программы
• Создание проекта в области финансовых технологий по направлению бизнес-аналитика
• Развитие проектного подхода (создание продукта, бизнес-анализ, управление требованиями, пользовательские исследования, системный анализ и архитектура)
• Развитие навыков анализа данных (работа с временными рядами, регрессиями, метриками, моделями роста, А/Б тестами, визуализацией данных) с помощью инструментов Python и SQL
• Обучение командной работе (деловая коммуникация)
В процессе освоения программы планируется, что каждый ее выпускник:
• будет иметь представление об этапах создания и управления IT-проектами
• повысит свой уровень готовности к работе в роли бизнес-аналитика или менеджера проектов в области финансовых технологий
• на основе анализа конкретных ситуаций научится ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать
• приобретет первичные навыки презентации полученных результатов
Результат проекта: анализ и прогнозы сервисов, прототипы сервисов, презентация
Содержательная характеристика программы:
Обучение проходит с помощью лекций по двум дисциплинам (анализ данных и управление проектами), мастер-классов и проектной работы в команде. Перечень проектов приведен на отдельной вкладке «Описание проектов».
1. Дистанционная составляющая программы (заочный модуль):
Набор материалов для всех студентов формируется по двум тематикам: анализ данных с помощью инструментов Python и SQL, базовые навыки управлением проектами. Перечисленные навыки покрываются самостоятельного изучения следующих источников:
• Изучить язык запросов SQL на платформе sql-ex.ru, для практики решить 30 задач из разделов SELECT (обучающий этап) – 10 часов
• Пройти базовый курс по Python на платформе http://pythontutor.ru, для практики решить не менее 50% задач из каждого занятия – 20 часов
• Посмотреть видео про финтех – 3 часа:
https://www.youtube.com/watch?v=Go-4tsB8INw
https://www.youtube.com/watch?v=Q1RcdwKQbQI
https://www.youtube.com/watch?v=jFW4mBE7vgQ
Если у студентов есть желание и время подготовиться к смене заранее, рекомендуем ознакомиться со следующей литературой:
• «Аналитическая культура. От сбора данных до бизнес-результатов», Карл Андерсон, издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2017 год – 20 часов
• «О чем говорят цифры. Как понимать и использовать данные», Том Дэвенпорт и Ким Джин Хо, издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2000 год – 20 часов
• «Deadline. Роман об управлении проектами» Том ДеМарко, издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014 год – 20 часов
2. Очный модуль. Расписание.
Примеры заданий проектного и исследовательского характера, выполняемые в рамках программы:
В рамках выбранного проекта студенты будут работать в группах из 3-7 человек под руководством куратора (ментора). Каждый проект включает в себя:
• Заполнение фреймворка Lean Canvas
• Аналитику рынка и будущего продукта
• Проработку пользовательских сценариев по продукту
• Формирование архитектуры взаимодействий на проекте
• Настройка аналитики по будущему продукту
• Исследование пользовательского опыта
В финале группа студентов представит свой проект остальным участникам программы, кураторам и преподавателям.
Требования к условиям организации образовательного процесса:
1. Лекции (открытие и закрытие программы): Большая аудитория (актовый зал) с проектором, микрофоном.
2. Выполнение проектов: несколько (по числу проектов) аудиторий на 3-7 чел., в которых есть маркерные или меловые доски. Каждому участнику – ноутбук, программное обеспечение по списку, стабильный интернет.
3. Презентация результатов проекта: 1 аудитория с проектором для общей презентации результатов.
Аудитории будут заняты в соответствие с расписанием очного модуля.
Оценка реализации программы и образовательные результаты программы:
По итогам обучения все участники получат сертификаты о прохождении программы, а лучшие студенты будут отдельно приглашены на стажировки в АО «Тинькофф банк» (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Екатеринбург, Иннополис, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Рязань).
Требования к кадровому обеспечению программы:
Требования к преподавателям.
Обязательно:
• опыт работы в области управлением проектами от 2 лет или опыт построения математических моделей от 2 лет;
• отличное знание инструментов проверки гипотез (Python, SQL);
• знание статистики и теории вероятностей;
• высокие коммуникативные навыки, развитая эмпатия;
• готовность работать в команде, умение выстраивать партнерские отношения.
Желательно:
• высшее образование;
• умение управлять командой от 3 человек;
• нацеленность на интересы молодежи.
Электронные ресурсы программы:
https://fintech.tinkoff.ru
https://github.com
http://www.sql-ex.ru
Описание моделей постпрограммного сопровождения:
Постпрограммное сопровождение будет осуществляться кураторами через электронную почту и/или чат команды в месенджере Telegram. Результаты выполненного проекта будут хорошим пунктом в резюме, повышающим вероятность трудоустройства. Знания, полученные при работе в команде над близким к рабочему проекте, позволят быстро расти в IT-компании или науке. По итогам обучения лучшие студенты будут отдельно приглашены на стажировки в АО «Тинькофф банк» и его партнеры (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Екатеринбург, Иннополис, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Рязань).
Прием заявок на программу завершен. Всего подано 337 заявок.
Результаты отбора на программу: 44 человека, в том числе 25 студентов из числа лиц, чьи достижения включены в государственный информационных ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, из них 9 студентов - получатели грантов Президента РФ. Список участников.
Письмо-приглашение в адрес образовательных организаций и студентов-участников
Целевая аудитория: Студенты российских вузов (18+), в том числе победители и призеры мероприятий, включенные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, получатели грантов Президента РФ, выпускники Образовательного центра «Сириус».
Общее число участников программы — до 40 человек.
Требования к кандидатам: Знание математики в области линейной алгебры, математического анализа и теории вероятностей. Участие в олимпиадах по математике будут плюсом (например, региональный и заключительный этапы всероссийской олимпиады школьников, ММО, турнир городов и др.).
Для участия в программе необходимо в срок не позднее 17 марта 2019 года:
1. пройти регистрацию на данном сайте, прикрепив к регистрационной форме мотивационное письмо с обоснованием, почему студент хочет попасть на эту программу, и резюме;
2. пройти отборочное испытание - тестирование. Тест по математике из 7 задач (пример: Вариант 1, Вариант 2, Вариант 3). Примеры дисциплин, из которых состоит тест по математике: Математический анализ, Линейная алгебра, Теория вероятностей, Дискретная математика, Игры и задачи на логику.
После успешной регистрации студенту на указанный им адрес электронной почты придет письмо со ссылкой для прохождения тестирования и вопросами для мотивационного письма. Тест по математике из 7 задач и мотивационное письмо из 3 вопросов, общей длительностью 6 часов.
Оценка заявок на программу:
• Проверка соответствия заявки общим требованиям: наличие мотивационного письма, резюме и прохождение тестирования.
• Соответствие требованиям возраста участника: 18 лет и старше по состоянию на день заезда.
• Каждая задача оценивается от 1 до 5 баллов.
• Резюме оценивается по релевантному опыту отборочной комиссией до 25 баллов.
Образовательный Фонд «Талант и успех» АО «Тинькофф Банк»
Партнер программы – АО «Тинькофф Банк».
Партнеры формулируют темы проектов, разрабатывают образовательную программу, обеспечивают наличие кураторов, лекторов и тренеров для участников программы.
О Тинькофф Банке
Тинькофф Банк — первый и единственный в России полностью онлайн-банк, обслуживающий около восьми миллионов клиентов.
У банка нет отделений: все клиенты обслуживаются дистанционно через онлайн-каналы и контакт-центр. В облачном колл-центре банка работает более 10 000 сотрудников, что делает его одним из самых крупных в Европе. Собственная сеть представителей из 2500 человек по всей России позволяет доставлять продукты уже на следующий день после заявки.
Банк развивает экосистему Tinkoff.ru, которая предоставляет финансовые и лайфстайл-услуги. Помимо классических банковских продуктов в нее входят инвестиции, путешествия, обслуживание бизнеса, ипотека, страхование, мобильный оператор, развлечения и образование.
Банк основан в 2006 году предпринимателем Олегом Тиньковым. Материнская компания банка TCS Group Holding PLC торгуется на Лондонской фондовой бирже с октября 2013 г. Чистая прибыль по МСФО по итогам девяти месяцев 2018 г. составила 19 млрд руб., рентабельность капитала составила 72,9%.
Тинькофф Банк — второй по объему портфеля игрок на российском рынке кредитных карт с долей рынка 11,4%.
Тинькофф Банк был признан лучшим розничным онлайн-банком мира в 2018 году и лучшим розничным онлайн-банком России в 2018 и 2016 годах по версии Global Finance и Банком года в России в 2017 и 2013 по версии The Banker. Мобильное приложение регулярно становится победителем отраслевых рейтингов и премий (Deloitte 2013, 2014, 2015, 2016, Global Finance 2018).
Директор по бизнес-технологиям, Вице-президент, Управление бизнес-технологий АО «ТИНЬКОФФ БАНК».
Монетизация внутренних сервисов – облачный колл-центр
Краткая постановка задачи: проверка гипотезы о том, что для компаний в сегменте малого и среднего бизнеса услуга “обработка звонков” может быть востребована.
Описание: WebOffice (weboffice.tinkoff.ru) – платформа виртуальных рабочих мест сотрудников, предназначенная для привлечения удаленных ресурсов с целью выполнения ими операционной работы, такой как продажи продуктов потенциальным клиентам, назначения встреч с представителями и другое. Вся работа декомпозируется на отдельные задания, у каждого задания есть четко сформулированная цель. Сотрудник из любой точки мира работает с этими заданиями и для достижения целей по ним выполняет простейшие действия, предписанные системой. Логика обработки заданий и стратегия коммуникаций с клиентами реализованы в системе. Для работы сотруднику нужен только современный браузер, гарнитура и стабильный интернет. Нужно проверить гипотезу, что для компаний в сегменте малого и среднего бизнеса услуга “обработка звонков” востребована.
Пример: Есть небольшое агентство по организации детских праздников. Скоро новый год, но заказов пока не очень много. У агентства есть 1832 телефонных номера – людей, который когда-то уже пользовались или интересовались услугами организации детских праздников. Агентство хочет обзвонить эту базу и предложить им сделать заказ. Если агентство совершит обзвон самостоятельно, процесс займет несколько недель. Вместо этого агентство может воспользоваться услугами WebOffice и получить результат за один день.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Монетизация внутренних сервисов – верификация
Краткая постановка задачи: проверка гипотезы о том, что для компаний в сегменте малого и среднего бизнеса услуга “верификация” может быть востребована.
Описание: Клиенты в Тинькофф оставляют онлайн-заявку на различные, в том числе кредитные, продукты. Заявка – это вся информация, чтобы принять решение, выдавать ли человеку кредит. При этом иногда по заявке принять решение нельзя, и требуется верификация. Верификация – процесс проверки достоверности данных и их пополнения, чтобы принять итоговое решение. Для клиента это выглядит как звонок от сотрудника колл-центра. Так как это хорошо построенный внутренний процесс для внутреннего использования, есть гипотеза, что можно его продавать на рынке - для небольших компаний, который не могут позволить себе большой штат сотрудников и сложные процессы.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Монетизация внутренних сервисов – доставка представителем
Краткая постановка задачи: проверка гипотезы о том, что для компаний в сегменте малого и среднего бизнеса услуга “доставка” может быть востребована.
Описание: В Tinkoff.ru огромная сеть представителей – агентов, который доставляют клиенту продукты (страховой полис, дебетовую карту и тд), проверяют клиента (в случае физлица – идентифицируют, в случае юрлица – определяют, реальную ли деятельность ведет предприниматель и проверяют документы), дозаполняют заявки, предлагают дополнительные продукты и делают многое другое. Так как это хорошо отлаженный, эффективный внутренний процесс, есть идея, что можно его продавать на рынке – для небольших компаний, которым требуется доставка.
Пример: У вас небольшой интернет-магазин, и вам нужно доставлять клиентам товары. Через почту или службы доставки – долго, нанимать своего курьера – дорого. И вы ищете сервис, который предоставит эту услугу удобно и выгодно для вас.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Тинькофф Авто
Краткая постановка задачи: проверка гипотезы о том, что единое приложение для отслеживания технического состояния автомобиля будет востребовано на рынке.
Описание: В Tinkoff.ru несколько миллионов клиентов, и среди них есть множество автолюбителей. Для клиентов разработаны разные продукты - оплата штрафов, карта с повышенным кэшбеком на автомобильные тематики, страховки. Но нет единого приложения, которое позволит организовать все содержание автомобиля - например, помимо перечисленных продуктов, напоминать о сроке сервисного обслуживания, помогать с выбором запчастей и вести аналитику, а в перспективе удаленно управлять автомобилем.Проект позволит проверить гипотезу, насколько может быть востребовано такое приложение.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Самостоятельный осмотр автомобиля
Краткая постановка задачи: проверка гипотезы о том, что единое приложение для отслеживания технического состояния автомобиля будет востребовано на рынке.
Описание: принятие решения о стоимости страховки для автомобиля страховая компания принимает с помощью агента, который выезжает на осмотр авто и фиксации состояния автомобиля фотографиями. В этом процессе есть несколько проблем – во-первых, работа разъездного агента – это операционные расходы, во-вторых, есть место для мошенничества – некачественных фото или их подмены, в-третьих, процесс заказа страховки пользователем прерывается до выезда представителя. Во время проекта студенты спроектируют базовую версию мобильного приложения, которое позволит пользователю самому сделать необходимые фотографии и отправить в страховую, снабдит его подробной инструкцией и будет проверять качество фото. Вторым этапом проектная группа оценит, насколько востребовано такое приложение на рынке.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Бонусы для клиента
Краткая постановка задачи: разработка пользовательских сценариев, повышающую информированность клиента о доступных ему специальных приложениях.
Описание: У клиента Tinkoff.ru может быть множество бонусов – спецпредложения от партнеров, категории повышенного кэшбека, акции и многое другое. Вся эта информация отображается в мобильном приложении. Проблема в том, что предложений много и найти релевантные пользователю во всем объеме данных трудозатратно. Из-за этого многие не пользуются преимуществами и упускают выгоду. В рамках проекта предполагается продумать систему рекомендаций, чтобы показывать человеку не 300+ различных, а 5 самых подходящих ему спецпредложения, разработать удобный поиск по ним и провести переработку дизайна страницы на основе проведенных UX-исследований.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Управление онлайн присутствием
Краткая постановка задачи: проверка гипотезы о том, что единое приложение для управления онлайн присутствием будет востребовано на рынке.
Описание: В Тинькофф Бизнес разрабатываются сервисы, которые увеличивают продажи и помогают бизнесу привлекать клиентов. Один из таких сервисов – управление онлайн присутствием. Чтобы клиенты могли находить компанию, информация о ней должна быть представлена во всех популярных источниках. К ним относятся карты, справочники, навигационные системы, социальные сети и т.п. Ручное размещение и обновление информации является рутинным и затратным процессом. В рамках проекта предполагается спроектировать автоматизацию этого процесса и создать единое окно для управления контентом на всех площадках.
Пример: Представьте небольшой итальянский ресторан. Владелец заходит в личный кабинет Тинькофф Бизнес, указываете название, адрес, описание, часы работы, наличие парковки, возможность приема карт и т.п. Сохраняете эту информацию и через несколько дней она появляется на всех популярных площадках: Яндекс Карты, Google карты, 2gis, maps.me, facebook, tripadvisor и тд.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Ипотека для риэлторов
Краткая постановка задачи: разработка приложения для поиска подходящего риэлтора в рамках Тинькофф Ипотеки.
Описание: Для получение ипотеки клиенту нужно пройти 3 основных этапа: одобрение клиента, одобрение объекта и заключение сделки. Одобрение объекта – самый длительный этап, который включает в себя несколько сложных шагов: поиск объекта, договор с покупателем и проверка юридической стороны сделки. На этом этапе клиенты часто обращаются к услугам риэлтора. Рынок подобных услуг привлекает мошенников, поэтому требуется разработка приложения, которое упрощает и автоматизирует процесс поиска проверенного риэлтора для клиента Тинькофф Ипотеки.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Навыки голосового помощника “Олег”, новый скилл
Краткая постановка задачи: разработка нового функционала для чат-бота Tinkoff.ru
Описание: “Олег” – это чат-бот Tinkoff.ru, который помогает клиентам быстрее решить их вопросы, а так же может предложить им дополнительную функциональность интернет-банка и мобильного приложения: заказ билета в кино, бронь столика в ресторане. У чат-бота есть “скиллы” – например, заказ билета в кино. В рамках этого проекта предлагается выбрать и внедрить новый скилл для Олега.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Навыки голосового помощника “Олег”, небанковские ниши
Краткая постановка задачи: анализ небанковских ниш в рамках общения с голосовым помощником.
Описание: “Олег” – это чат-бот Tinkoff.ru, который помогает клиентам быстрее решить их вопросы, а так же может предложить им дополнительную функциональность интернет-банка и мобильного приложения: заказ билета в кино, бронь столика в ресторане. Есть наблюдение, что часть пользователей хотят пообщаться с Олегом вне его текущей области компетенций, например, просят рассказать его анекдот, развлечь их, предложить занятие на вечер. В рамках проекта нужно научить Олега быть для пользователей интереснее, то есть проанализировать, какие тематики важны для таких пользователей и оценить их приоритет. Предстоит исследовать частоту запросов с целью “пообщаться” и оценить целесообразность проекта, найти самые популярные запросы и продумать сценарии их обработки, запустить сценарии на тестовую выборку пользователей.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Робот-тренер
Краткая постановка задачи: проверка гипотезы, что в образовательном процессе по некоторым направлениям работы можно заменить учителя на робот.
Описание: WebOffice (weboffice.tinkoff.ru) – платформа виртуальных рабочих мест сотрудников, предназначенная для привлечения удаленных ресурсов с целью выполнения ими операционной работы, такой как продажи продуктов потенциальным клиентам, назначения встреч с представителями и другое. Вся работа декомпозируется на отдельные задания, у каждого задания есть четко сформулированная цель. Сотрудник из любой точки мира работает с этими заданиями и для достижения целей по ним выполняет простейшие действия, предписанные системой. Логика обработки заданий и стратегия коммуникаций с клиентами реализованы в системе. Для работы сотруднику нужен только современный браузер, гарнитура и стабильный интернет. Чтобы начать работать на платформе, оператор должен пройти обучение, и обучением его занимается другой человек. Есть идея, что можно заменить обучающего человека на робота, чем удешевить и ускорить обучение.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Платформа для партнерских приложений
Краткая постановка задачи: проектирование платформы работы с партнерами для компаний в сегменте малого и среднего бизнеса.
Описание: предпринимателям удобно вести процессы по бизнесу в едином месте, без дублирования информации. Поэтому можно добавлять к существующим сервисам “Тинькофф бизнес” небанковские услуги. При этом есть много сервисов, которые востребованы на < 5% аудитории и разработках их собственными силами будет неоправданной. Есть идея спроектировать платформу для работы с партнерами, предоставляющих недостающие сервисы, и встроить их в личный кабинет предпринимателя Тинькофф Бизнес.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
______________________________________________________________________________________________
Автоматизация бизнеса
Краткая постановка задачи: проектирование платформы сервисов для автоматизации процессов компаний в сегменте малого и среднего бизнеса.
Описание: предпринимателям удобно вести процессы по бизнесу в едином месте, без дублирования информации. Поэтому можно добавлять к существующим сервисам “Тинькофф бизнес” небанковские услуги, например, отправки писем клиенту по факту передачи заказа в курьерскую службу, поздравление с днем рождения, отправка анкеты обратной связи и так далее. Можно разработать сервис автоматизации, чтобы соединить все существующие сервисы для бизнеса в экосистему и предпринимателям было бы удобно управлять всеми дополнительными услугами через единый интерфейс.
В рамках проекта студенты освоят следующие профессиональные компетенции:
Ролик о программе Тинькофф-Сириус для студентов