help@sochisirius.ru
4-16 ноября 2019

Научные исследования в образовании: методы, результаты и внедрение в практику

В рамках данного модуля студенты познакомятся с методом критического анализа распространенных в современной образовательной практике подходов, теорий, идей, методов, технологических приемов; овладеют методикой, методами организации и проведения репликационных исследований в области образования.

Модуль реализуется при участии ведущих ученых в области когнитивных наук, психологии и нейрофизиологии.

Список обучающихся, приглашенных на обучение по итогам конкурсного отбора

 

По вопросам участия в программе можно обращаться по адресам:

– lihanov.mv@talantiuspeh.ru – вопросы по содержанию программы, включая выполнение отборочных заданий,
– student@talantiuspeh.ru – организационные вопросы (приезд, размещение, отбор и участие в программе, предоставление документов и сведений для организации приезда и зачисления на программу).

О программе

Одним из вызовов для современного образования является подготовка специалистов, способных решать проблемы, которые ставятся перед ними наукой, экономикой и обществом. Психолого-педагогические науки и образовательная практика постоянно находятся в поиске более эффективных методов обучения и сопровождения обучающихся: разрабатываются новые образовательные программы (например, дистанционные или с использованием дополненной или виртуальной реальности); форматы (например, смешанное обучение и «перевернутый класс»); продукты (например, компьютеризированные когнитивные тренинги для развития познавательных способностей или учебные пособия по развитию скорости мышления) и т.д.

Часто эти инновации разработаны на основании устаревших концептов или рекомендаций, которые не были проверены эмпирически. Реализация подобных инноваций может сказываться на качестве организации образовательного процесса и его результатах. В рамках данного модуля студенты познакомятся с методом критического анализа распространенных в современной образовательной практике подходов, теорий, идей, методов, технологических приемов; овладеют методикой, методами организации и проведения репликационных исследований в области образования.

Модуль реализуется при участии ведущих ученых в области когнитивных наук, психологии и нейрофизиологии.

Цель и задачи модуля
 

  • освоение студентами современных методов проведения междисциплинарных исследований;
  • развитие у обучающихся критичности в восприятии и оценке научной информации;
  • формирование у студентов готовности к участию в репликационных исследованиях для определения степени надежности и достоверности полученных результатов и сформулированных на их основе рекомендаций для образования;
  • вовлечение студентов после прохождения ими модуля в реальные исследовательские проекты, реализуемые на базе Лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования».

Планируемые результаты обучения

Студенты, освоившие модуль, будут готовы к решению следующих задач:
 

  • Осуществлять критический анализ и оценку информации о результатах прикладных психолого-педагогических исследований, используемых методах, полученном эффекте.
  • Планировать и осуществлять репликационные исследования в области образования.

Исследовательские / научно-технологические задачи, решаемые в рамках модуля

В рамках модуля решается задача вовлечения студентов-магистрантов в большие концсорциумные исследования. Студенты, проявившие высокую заинтересованность во время модуля, могут стать членом существующего «плюсКонсорциума», включиться в исследовательскую работу и использовать результаты для подготовки своей магистерской диссертации.

Учебный план
 

Название раздела

Лекционные

занятия

Практические занятия

СРС

Общий объем в часах

1

Проблемы взаимодействия психолого-педагогических наук и образовательной практики в пространственно-временной ситуации XXI века.

3

5

2

10

2

Исследования когнитивной сферы личности: ведущие направления, современные методы

16

28

16

60

3

Этика научных исследований в когнитивной психологии

3

3

6

12

4.

Мифы в образовании и об образовании

6

2

6

14

5.

Промежуточная аттестация

 

6

6

12

 

Итого

28

44

36

108

Форма аттестации. Структура и критерии оценки. Оценочные средства

Аттестация по модулю проводится в форме защиты разработанного магистрантом дизайна (протокола) верификационного исследования на заданную тему.

Критерии оценивания:
 

  • умеет формулировать проблему исследования;
  • умеет самостоятельно, исходя из анализа проблемной ситуации выбрать необходимые методы исследования;
  • умеет разрабатывать дизайн, программу,
  • умеет разрабатывать протокол исследования;
  • умеет составлять этическую форму исследования.

Оценивание проводится по 5-тибалльной шкале. «Не зачтено» по итогам модуля выставляется при  выполнении менее 60% из приведенных выше критериев оценивания; пять баллов студент получает при  выполнении более 80% из приведенных выше критериев оценивания.

Участники и порядок отбора

На обучение по программе образовательного модуля приглашаются студенты российских вузов, преимущественно, обучающиеся магистратуры.

Для освоения содержания модуля студенты должны уметь организовывать исследование и владеть систематизированными теоретическими и практическими знаниями для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

Группа формируется на конкурсной основе. Конкурсный отбор проводится по результатам экспертной оценки на основе анализа выполненного отборочного задания. 

Для участия в конкурсном отборе необходимо до 14 октября 2019 года (включительно) пройти регистрацию на нашем сайте, к заявке прикрепить документ с результатами выполнения отборочного заданияразработать программу, протокол исследования «Влияние шрифта на восприятие текста у первоклассников» (студенту необходимо предоставить текст объемом не более одной страницы, шрифт: TimesNewRoman, 14, интервал: одинарный).

Критерии оценивания результатов выполнения задания (сформированность профессиональной компетентности):
 

  • умеет самостоятельно, исходя из анализа проблемной ситуации профессиональной деятельности, сформулировать проблему исследования;
  • умеет разрабатывать программу, протокол исследования;
  • владеет теоретическими, эмпирическими методами исследования.

Студент получит допуск к участию в программе, если самостоятельно сформулирует проблему исследования, предложит обоснованную структурированную логически верную программу исследования, обоснует выбор методов исследования.

Процедура оценивания и отбора: задание оценивается (2 экспертами) по каждому критерию по 10-балльной шкале (10 – высшая оценка), оценки суммируются и усредняются между экспертами, и на основе полученных баллов выстраивается рейтинг студентов в порядке убывания. Пороговое значение баллов для допуска к участию в программе устанавливается руководителем программы.

Критерии оценки заявок на программу

1. Выполнение общих (технических) требований к заявке - прохождение регистрации на сайте Образовательного центра «Сириус».

2. Результат прохождения отборочных испытаний. 

Спорные вопросы решаются на уровне руководителя программы.

Общее число обучающихся программы – до 70 человек.

Результаты отбора будут опубликованы до 22 октября 2019 года на данном сайте.

 

Условия участия

Для обучающихся, прошедших конкурсный отбор и приглашенных на программу, Фонд «Талант и успех» обеспечивает проезд / перелет по территории РФ, проживание на базе объектов Фонда. Проездные документы приобретаются сотрудниками Фонда и направляются участнику не позднее чем за 2 дня до отправления.

Питание обучающиеся оплачивают самостоятельно.

При этом плата за обучение на программе не взимается.

Руководитель программы

Ковас
Юлия Владимировна

Профессор генетики и психологии Голдсмитс, Университет Лондона (Великобритания). Директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab). Научный руководитель лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» Университета «Сириус»; профессор Томского государственного университета. Заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики ТГУ. Содиректор Международного центра междисциплинарных исследований развития человека ТГУ

Авторы программы

Голавская
Наталья Ивановна

Методист Республиканского бурятского национального лицея-интерната №1 (Улан-Удэ), кандидат педагогических наук

Лиханов
Максим Владимирович

Старший научный сотрудник лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» Образовательного Фонда «Талант и успех», кандидат филологических наук. Область научных интересов — индивидуальные различия, нейронауки, поведенческая генетика и лингвистика. Реализуемые проекты — исследование индивидуальных различий в образовании и успешности.

Партнеры

Университеты-партнеры

 

Каплан Александр Яковлевич, профессор, доктор биологических наук (akaplan@mail.ru)  

Яковлев Лев Владимирович, аспирант (leojackovlev@gmail.com)

 

Баланев Дмитрий Юрьевич, и.о. декана факультета психологии ТГУ, кандидат психологических наук, доцент (balanevd@gmail.com)

Богданова Ольга Евгеньевна, доцент, кандидат педагогических наук ТГУ (coglabtsu@mail.ru)

 

Штыров Юрий Юрьевич, профессор, PhD (yury@cfin.au.dk)

Щербакова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СПбГУ, руководитель магистерской программы "Общая и когнитивная психология" (o.scherbakova@gmail.com)

 

Аббакумов Дмитрий Федорович, PhD in Education, руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ (abbakumovdf@gmail.com)

Ключарев Василий Андреевич, профессор, кандидат биологических наук, директор Института когнитивных нейронаук (vasily.klucharev@hse.ru)

 

Киселев Сергей Юрьевич, кандидат психологических наук, зав. лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития, департамент психологии (s.j.kiselev@urfu.ru)

 

Научные партнеры

Картинки по запросу психологический институт

Малых Сергей Борисович, доктор психологических наук, профессор (malykhsb@mail.ru)

 

Материалы для самостоятельного изучения

Список рекомендованной литературы

  1. Bernard, H. R., & Bernard, H. R. (2012). Social research methods: Qualitative and quantitative approaches. Sage.
  2. Campbell, D. T., Stanley, J. C., & Gage, N. L. (1963). Experimental and quasi-experimental designs for research (No. 04; Q175, C3.). Boston: Houghton Mifflin.
  3. Cohen, J. (1969). Statistical power analysis for the behavioural sciences. New York: Academic Press.
  4. Creswell, J. W. (2013). Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. Sage publications.
  5. Field, A. (2013). Andy Field – Discovering Statistics Using SPSS. Lavoisier.Fr. https://doi.org/10.1111/j.1365-2648.2007.04270_1.x.
  6. Fraenkel, J. R., Wallen, N. E., & Hyun, H. H. (1993). How to design and evaluate research in education (Vol. 7). New York: McGraw-Hill.
  7. Gall, M. D., Borg, W. R., & Gall, J. P. (1996). Educational research: An introduction . Longman Publishing.
  8. Keppel, G. (1991). Design and analysis: A researcher's handbook . Prentice-Hall, Inc.
  9. Levene, Howard (1960). "Robust tests for equality of variances". In Ingram Olkin; Harold Hotelling; et al. Contributions to Probability and Statistics: Essays in Honor of Harold Hotelling. Stanford University Press. pp. 278–292.
  10. Lipsey, M. W. (1990). Design sensitivity: Statistical power for experimental research (Vol. 19). Sage.
  11. Luck, S. J. (2005). Ten simple rules for designing ERP experiments. Event-related potentials: A methods handbook.
  12. Luck, S. J. (2014). An introduction to the event-related potential technique. MIT press.
  13. Luck, S. J., & Kappenman, E. S. (Eds.). (2011). The Oxford handbook of event-related potential components. Oxford University Press.
  14. McNeish, D. (2017). Thanks coefficient alpha, we’ll take it from here. Psychological Methods. doi:10.1037/met0000144 
  15. Neuman, W. L., & Neuman, W. L. (2006). Social research methods: Qualitative and quantitative approaches.
  16. Norman WT, Goldberg LR (1966). "Raters, ratees, and randomness in personality structure". Journal of Personality and Social Psychology. 4 (6): 681–691. 
  17. Punch, K. F. (2013). Introduction to social research: Quantitative and qualitative approaches. Sage
  18. Richardson, J. T. E. (2011). Eta squared and partial eta squared as measures of effect size in educational research. Educational Research Review, 6(2), 135–147. doi:10.1016/j.edurev.2010.12.001 
  19. Sarah Mae Sincero (May 10, 2012). Methods of Survey Sampling . Retrieved Sep 23, 2019 from Explorable.com: https://explorable.com/methods-of-survey-sampling
  20. Sullivan, G. M., & Feinn, R. (2012). Using Effect Size—or Why thePValue Is Not Enough. Journal of Graduate Medical Education, 4(3), 279–282. doi:10.4300/jgme-d-12-00156.1 
  21. Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2007). Using Multivariate Statistics (5th ed.). New York: Allyn and Bacon.
  22. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных/ А.Д. Наследов. -  Речь, 2012. – 392 с.

Электронные ресурсы программы

  1. Калькулятор эффектов: https://www.socscistatistics.com/effectsize/default3.aspx
  2. Выборка: https://explorable.com/methods-of-survey-sampling  
  3. Заметки об интеллекте: https://opentextbc.ca/introductiontopsychology/chapter/9-2-the-social-cultural-and-political-aspects-of-intelligence/   
  4. Медицационный анализ: http://davidakenny.net/cm/mediate.htm  
  5. Трансформация Фурье: http://www.jezzamon.com/fourier/
  6. Конфирматорный факторный анализ: http://davidakenny.net/cm/fit.htm
  7. Конфирматорный факторный анализ: https://stats.idre.ucla.edu/spss/seminars/introduction-to-factor-analysis/a-practical-introduction-to-factor-analysis-confirmatory-factor-analysis/
  8. Виды распределений: https://m.habrahabr.ru/post/331060/
  9. 50 репликационных исследований: https://docs.google.com/document/d/1C2On1wwej4ZqJyOfT0VayH1VOj9PkJmi_wluB8Hm27c/edit#heading=h.1r4gt89757jb
Подать заявку
© 2015–2020 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!