В рамках данного модуля студенты познакомятся с методом критического анализа распространенных в современной образовательной практике подходов, теорий, идей, методов, технологических приемов; овладеют методикой, методами организации и проведения репликационных исследований в области образования.
Модуль реализуется при участии ведущих ученых в области когнитивных наук, психологии и нейрофизиологии.
Список обучающихся, приглашенных на обучение по итогам конкурсного отбора
По вопросам участия в программе можно обращаться по адресам:
– lihanov.mv@talantiuspeh.ru – вопросы по содержанию программы, включая выполнение отборочных заданий,
– students@sochisirius.ru – организационные вопросы (приезд, размещение, отбор и участие в программе, предоставление документов и сведений для организации приезда и зачисления на программу).
Одним из вызовов для современного образования является подготовка специалистов, способных решать проблемы, которые ставятся перед ними наукой, экономикой и обществом. Психолого-педагогические науки и образовательная практика постоянно находятся в поиске более эффективных методов обучения и сопровождения обучающихся: разрабатываются новые образовательные программы (например, дистанционные или с использованием дополненной или виртуальной реальности); форматы (например, смешанное обучение и «перевернутый класс»); продукты (например, компьютеризированные когнитивные тренинги для развития познавательных способностей или учебные пособия по развитию скорости мышления) и т.д.
Часто эти инновации разработаны на основании устаревших концептов или рекомендаций, которые не были проверены эмпирически. Реализация подобных инноваций может сказываться на качестве организации образовательного процесса и его результатах. В рамках данного модуля студенты познакомятся с методом критического анализа распространенных в современной образовательной практике подходов, теорий, идей, методов, технологических приемов; овладеют методикой, методами организации и проведения репликационных исследований в области образования.
Модуль реализуется при участии ведущих ученых в области когнитивных наук, психологии и нейрофизиологии.
Цель и задачи модуля
Планируемые результаты обучения
Студенты, освоившие модуль, будут готовы к решению следующих задач:
Исследовательские / научно-технологические задачи, решаемые в рамках модуля
В рамках модуля решается задача вовлечения студентов-магистрантов в большие концсорциумные исследования. Студенты, проявившие высокую заинтересованность во время модуля, могут стать членом существующего «плюсКонсорциума», включиться в исследовательскую работу и использовать результаты для подготовки своей магистерской диссертации.
Учебный план
№ |
Название раздела |
Лекционные занятия |
Практические занятия |
СРС |
Общий объем в часах |
1 |
Проблемы взаимодействия психолого-педагогических наук и образовательной практики в пространственно-временной ситуации XXI века. |
3 |
5 |
2 |
10 |
2 |
Исследования когнитивной сферы личности: ведущие направления, современные методы |
16 |
28 |
16 |
60 |
3 |
Этика научных исследований в когнитивной психологии |
3 |
3 |
6 |
12 |
4. |
Мифы в образовании и об образовании |
6 |
2 |
6 |
14 |
5. |
Промежуточная аттестация |
|
6 |
6 |
12 |
|
Итого |
28 |
44 |
36 |
108 |
Форма аттестации. Структура и критерии оценки. Оценочные средства
Аттестация по модулю проводится в форме защиты разработанного магистрантом дизайна (протокола) верификационного исследования на заданную тему.
Критерии оценивания:
Оценивание проводится по 5-тибалльной шкале. «Не зачтено» по итогам модуля выставляется при выполнении менее 60% из приведенных выше критериев оценивания; пять баллов студент получает при выполнении более 80% из приведенных выше критериев оценивания.
На обучение по программе образовательного модуля приглашаются студенты российских вузов, преимущественно, обучающиеся магистратуры.
Для освоения содержания модуля студенты должны уметь организовывать исследование и владеть систематизированными теоретическими и практическими знаниями для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
Группа формируется на конкурсной основе. Конкурсный отбор проводится по результатам экспертной оценки на основе анализа выполненного отборочного задания.
Для участия в конкурсном отборе необходимо до 14 октября 2019 года (включительно) пройти регистрацию на нашем сайте, к заявке прикрепить документ с результатами выполнения отборочного задания: разработать программу, протокол исследования «Влияние шрифта на восприятие текста у первоклассников» (студенту необходимо предоставить текст объемом не более одной страницы, шрифт: TimesNewRoman, 14, интервал: одинарный).
Критерии оценивания результатов выполнения задания (сформированность профессиональной компетентности):
Студент получит допуск к участию в программе, если самостоятельно сформулирует проблему исследования, предложит обоснованную структурированную логически верную программу исследования, обоснует выбор методов исследования.
Процедура оценивания и отбора: задание оценивается (2 экспертами) по каждому критерию по 10-балльной шкале (10 – высшая оценка), оценки суммируются и усредняются между экспертами, и на основе полученных баллов выстраивается рейтинг студентов в порядке убывания. Пороговое значение баллов для допуска к участию в программе устанавливается руководителем программы.
Критерии оценки заявок на программу
1. Выполнение общих (технических) требований к заявке - прохождение регистрации на сайте Образовательного центра «Сириус».
2. Результат прохождения отборочных испытаний.
Спорные вопросы решаются на уровне руководителя программы.
Общее число обучающихся программы – до 70 человек.
Результаты отбора будут опубликованы до 22 октября 2019 года на данном сайте.
Для обучающихся, прошедших конкурсный отбор и приглашенных на программу, Фонд «Талант и успех» обеспечивает проезд / перелет по территории РФ, проживание на базе объектов Фонда. Проездные документы приобретаются сотрудниками Фонда и направляются участнику не позднее чем за 2 дня до отправления.
Питание обучающиеся оплачивают самостоятельно.
При этом плата за обучение на программе не взимается.
Директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab), PhD, профессор генетики и психологии Университета Голдсмитс (Лондон, Великобритания), директор международного центра исследований развития человека, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики, профессор Томского государственного университета, научный руководитель направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус".
Методист Республиканского бурятского национального лицея-интерната №1 (Улан-Удэ), кандидат педагогических наук
Старший научный сотрудник направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус".
Университеты-партнеры
Каплан Александр Яковлевич, профессор, доктор биологических наук (akaplan@mail.ru)
Яковлев Лев Владимирович, аспирант (leojackovlev@gmail.com)
Баланев Дмитрий Юрьевич, и.о. декана факультета психологии ТГУ, кандидат психологических наук, доцент (balanevd@gmail.com)
Богданова Ольга Евгеньевна, доцент, кандидат педагогических наук ТГУ (coglabtsu@mail.ru)
Штыров Юрий Юрьевич, профессор, PhD (yury@cfin.au.dk)
Щербакова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СПбГУ, руководитель магистерской программы "Общая и когнитивная психология" (o.scherbakova@gmail.com)
Аббакумов Дмитрий Федорович, PhD in Education, руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ (abbakumovdf@gmail.com)
Ключарев Василий Андреевич, профессор, кандидат биологических наук, директор Института когнитивных нейронаук (vasily.klucharev@hse.ru)
Киселев Сергей Юрьевич, кандидат психологических наук, зав. лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития, департамент психологии (s.j.kiselev@urfu.ru)
Научные партнеры
Малых Сергей Борисович, доктор психологических наук, профессор (malykhsb@mail.ru)
Список рекомендованной литературы
Электронные ресурсы программы