
Одно из 12-ти направлений научно-технологической
проектной образовательной программы «Большие вызовы»
Информационная поддержка программы — https://bigchallenges.ru
Когнитивные исследования — междисциплинарное научное направление, которое открывает невероятные перспективы для расширения знаний о развитии психики, интеллекте и поведении, а главное, позволяет узнать больше о тех способностях, которые скрыты в каждом из нас.
Современные когнитивные исследования включают в себя такие области знаний, как психология, нейрофизиология, генетика, лингвистика, социология, философия, искусственный интеллект и большие данные.
Многогранность когнитивной науки объясняется сложностью объекта ее исследований — психики человека. Для этого исследователями используются психофизиологические (изучающие головной мозг и нервную систему) и психометрические (исследующие способности и поведение) методы. Исследователей-когнитивистов интересуют такие процессы, как восприятие, внимание, память, речь, мышление.
К наиболее актуальным задачам когнитивной науки относятся изучение познавательных и языковых способностей человека в разном возрасте и в разных условиях, возможностей их развития и разработка научных основ для эффективного обучения.
Аннотация: В рамках проекта было исследовано влияние музыкального сопровождения на эффективность когнитивных процессов и динамику психических состояний человека. Эксперимент охватил различные аспекты воздействия музыки: влияние ритма, жанра и тональности на внимание, память и восприятие, а также роль индивидуальных различий в музыкальном опыте и эмоциональной регуляции. Было поставлено несколько экспериментальных задач, позволивших выяснить, оказывает ли музыкальное сопровождение специфическое влияние на отдельные когнитивные функции и усиливается ли этот эффект при наличии определённых музыкальных характеристик. Также было исследовано, способствует ли музыка концентрации или, наоборот, снижает продуктивность. Исследование позволило получить более глубокое представление о связи между музыкальным воздействием и когнитивными процессами с учётом индивидуально-психологических различий.
Партнер: Научно-технологический университет «Сириус»
2. Влияние стрессового состояния на параметры движений глаз при работе с текстами
Аннотация: Целью проекта являлось изучение изменений глазодвигательной активности в условиях стрессового состояния при выполнении задач, связанных с чтением текстов. Школьниками было освоено теоретическое знание о природе стресса и его связи с когнитивными функциями, а также проведено практическое исследование с применением айтрекинга (Eyelink 1000+) и системы психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Были реализованы два экспериментальных дизайна: с введением стрессогенного фактора и без него. В ходе работы были собраны и проанализированы данные движений глаз, разработаны метрики стрессового состояния, проверены гипотезы, сделаны выводы и обсуждены перспективы дальнейших исследований. Проект продемонстрировал влияние стресса на стратегии решения когнитивных задач и позволил наглядно отразить изменения когнитивной регуляции в стрессовых условиях.
Партнер: Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова
Аннотация: Проект был направлен на создание программного приложения для анализа выражения лица по фотографии с целью первичной оценки эмоционального состояния. С использованием специализированных библиотек, написанных на языке C и подключаемых к Lua, Python или C#, были реализованы алгоритмы распознавания ключевых точек лица (глаза, губы, брови) и измерения параметров (например, углы наклона, симметрия). Полученные данные использовались для вычисления эмоциональной стабильности и интерпретации состояния. Школьниками были освоены технологии машинного зрения, методы анализа изображений и принципы психологической оценки эмоциональных выражений, что способствовало развитию как аналитических, так и программных компетенций.
Партнер: ООО «Стеллар»
Аннотация: В проекте были изучены механизмы развития агентности и самоопределения у школьников на основе организационно-деятельностной игры и личностно-ресурсного картирования. Исследование было направлено на выявление факторов, способствующих развитию субъектности, а также на разработку измерительных инструментов оценки уровня учебно-познавательной самостоятельности. В рамках организационно-деятельностной игры анализировались игровые роли и выборы участников, определялись условия формирования агентности на основе модели «двухтактности» субъектной способности. При реализации технологии личностно-ресурсного картирования было проведено экспериментальное моделирование условий инициации пробного действия, в том числе с использованием противопоставленных поведенческих стратегий. Полученные данные позволили определить траектории формирования самостоятельности и сфер самоопределения.
Партнер: ФГБНУ ФИЦ «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»
Аннотация: Проект был направлен на разработку подходов к своевременной оценке когнитивного функционирования и динамики психической деятельности, включая профилактику когнитивного снижения в зрелом возрасте. Была сформирована батарея методов компьютеризированного тестирования и проективных методик, результаты которых интерпретировались с помощью алгоритмов искусственного интеллекта и сопоставлялись с экспертными заключениями. Изучены возможности применения семантического дифференциала и машинного анализа текстовых и визуальных данных в оценке когнитивного статуса. Проект позволил заложить основы для создания новых диагностических инструментов, ориентированных на автоматизированную интерпретацию результатов психологического обследования.
Партнер: Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Декан факультета психологии, заведующий кафедрой методологии психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик, директор Психологического института Российской академии образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор психологических наук
Научный руководитель Центра когнитивных исследований Университета «Сириус», доктор педагогических наук