Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Школьники 14-17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка, литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.
Как можно подготовиться к программе?
Три баллады Жуковского, Из гражданской лирики Рылеева, Любовная лирика Пушкина, Политическая лирика Пушкина и Тютчева, Творческий диалог Пушкина и Вяземского в «Медном всаднике», Лермонтов в зеркале Пушкина, стихотворения Жуковского, Баратынского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Батюшкова, Вяземского, Давыдова, Одоевского, Языкова и др. поэтов первой трети XIX века.
Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей, учащихся к литературному творчеству. Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
Все участники программы в ходе ее реализации:
Литературный проект «Диалоги Золотого века»
Партнеры:
Кафедра непрерывного филологического образования СПБГУ
Институт театра, музыки и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена
Введение
Можно спорить о том, является ли эпоха, названная критиками Золотым веком, временем высших поэтических достижений, кульминационной точкой в развитии русской поэзии. Многие (например, известнейший петербургский поэт Александр Кушнер) считают, что Серебряный век был мощнее и по количеству крупных имен, и по разнообразию языка. Однако в центре Золотого века – фигура Пушкина (в прозе эту же функцию выполнил Гоголь), и именно присутствие Пушкина делает русскую литературу первой трети XIX века уникальной, выводит ее из тени западных литератур, на традициях которых возрос Пушкин, в лидеры мирового литературного процесса.
Актуальность
Изучение в школе творчества поэтов Золотого века часто оказывается непростой задачей как для учеников, так и для самих педагогов. Это происходит по нескольким причинам: отдаленность эпохи, особый поэтический язык. Для того чтобы испытать эстетические эмоции от поэзии двухсотлетней давности, надо обладать определенным уровнем читательской культуры, иметь навык распознавания кодовых слов и образов, видеть нюансы их употребления в конкретном тексте.
Задача
Найти формы и творческие решения, которые позволят современным старшеклассникам приобщиться к тайнам Золотого века русской поэзии.
Продукты коллективного творчества: сборник стихов, коллекция поэтических мини-фильмов, сценарии литературно-музыкальных композиций – все они будут размещены в открытом доступе для использования в школах при изучении данной темы.
Сборник «Золотой век русской поэзии» создается из стихотворений первой трети XIX века. Рекомендуем обратить внимание на творчество В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, К.Ф. Рылеева, Д. Давыдова, Пушкина, А.И. Одоевского, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других поэтов первой трети XIX века. Каждое стихотворение сопровождается небольшим комментарием с личным обоснованием выбора или поэтическим откликом на это произведение. Объем сборника планируется из следующего расчета: один человек – одно стихотворение – одна страница сборника.
Поэтический мини-фильм (1-2 минуты) в жанре «кинопоэзии» является анонсом (трейлером) к музыкально-художественной композиции.
Сценарий композиции воплощается в сценическом действии (до 15 минут) и раскрывает одну из предложенных тем:
Мастерские текстов новой природы
Резцова Валерия Сергеевна «Текст превращается в Игру»
На занятиях в мастерской участники узнают, как пересекается журналистика и театр, попробуют себя в жанре «вербатим», поработают над индивидуальным этюдом и создадут свое первое документальное кино.
Чэн Глеб Николаевич «Цифровой сторителлинг»
Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.
Браташ Валентина Сергеевна «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»
В результате работы в мастерской ее участники смогут: емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок); собрать портфолио работ-зарисовок
Манухина Софья Владимировна «Пиши, снимай»
Мастерская «Пиши, снимай» – это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает две формы, два вида текста: написание сценария (вербальный текст), съемка мультфильма на основе вашего сценария (визуальный).
Жданова Валерия Алексеевна «Инфодизайн»
В рамках занятий мы попробуем создать свои собственные произведения инфографического искусства. Добро пожаловать в мир, где информация – это не просто набор данных, но и яркий художественный образ!
Мастерские письма
Азбель Анастасия Анатольевна «Мастерская разумных суждений и научного бреда»
Участникам мастерской предстоит стать специалистами в области будущего, поработать с пророчествами, предсказаниями и прогнозами. А также освоить аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата будут созданы тексты - решение парадоксальных кейсов.
Илюшин Леонид Сергеевич «Мастерская живого текста»
Во время работы в мастерской ее участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по майскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного, фантастического персонажа.
Данилова Анастасия Игоревна «Как понятно писать о сложном: мастерская научной журналистики»
Тексты для «Популярно о науке». Участники мастерской смогут примерить на себя роль популяризатора науки и попробовать описать сложные научные явления и процессы и рассказать о последних новостях в той или иной отрасли так, чтобы это было понятно широкой публике.
Мокрушан Анастасия Андреевна «Мастерская объективной критики»
Участники мастерской приобретут и усовершенствуют навыки написания коротких рецензий, освоят аналитический жанр журналистики (газетно-журнальной публикации) и литературной критики, основу которого составляет отзыв (прежде всего, критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В качестве результата работы мастерской будут созданы мини-рецензии для журнала.
Доктор филологических наук, профессор, руководитель Центра русского языка и славистики РАО, ректора РГПУ имени А.И.Герцена
Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
Председатель «Гильдии словесников», доцент Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук
Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией стратегий формирования читательской грамотности и языковой интеграции Института системных проектов МГПУ
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена
Председатель секции «Поэзия» Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы ВГТУ им. Кирова