help@sochisirius.ru
5-25 января 2018

Литературное творчество: «Современный литературный поток»

Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».

Участники

Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности. 

Как можно подготовиться к программе?

Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Быть готовым принять участие в литературных дискуссиях, посвященных современной (изданной на рубеже ХХ и ХХI веков) литературе для подростков и молодежи.

 Прочитать (перечитать) следующие книги:

  • Тамара Цинберг «Седьмая симфония»

  • Максим Кронгауз, Мария Бурас «Новогодняя сказка. Выше некуда!»

  • Нина Дашевская «Я не тормоз»

  • Варлам Шаламов «Одиночный замер»

  • Андрей Битов «Пенелопа», «Фотография Пушкина»

  • Сергей Довлатов «Шоферские перчатки», «Чемодан»

  • Татьяна Толстая «Соня», «Река Оккервиль»

  • Владимир Сорокин «Тополиный пух»

  • Андрей Геласимов «Нежный возраст»

  • Виктор Пелевин «Желтая стрела»

Программа

Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству.  Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.

 

Все участники программы в ходе ее реализации:

  • в составе творческого коллектива примут участие в литературном проекте

  • проявят себя в одном из жанров литературы, создав авторский текст

  • изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями

  • прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров

  • получат возможность стать участником мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества

  • станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством

  • совершат литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера) 

 

Литературные семинары

«Рассказ» — Нечипоренко Юрий Дмитриевич, доктор физ.-мат. наук, член Русского ПЕН-центра, член Московского правления АИС, главный редактор подросткового журнала «Электронные пампасы» и дружелюбного обозрения «Русская жизнь».

«Сказка» — Яковлев Лев Григорьевич, писатель, руководитель РИЦ «Чёрная курица», председатель литературного жюри фестиваля «Литература и кино детям», лауреат премии имени Корнея Чуковского, лауреат «Новой Пушкинской премии».

«Эссе» — Звонарева Лола Уткировна, профессор, доктор исторических наук, главный редактор  альманаха «Литературные знакомства». 

«Стихи» — Орлова Анастасия Александровна, поэтесса, писатель, лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства для детей и юношества за 2016 год. Лауреат литературных премий им. Самуила Маршака, им. Антона Дельвига, им. Корнея Чуковского, победитель литературного конкурса «Новая детская книга».

«Фантастический рассказ» — Романовская Лариса Андреевна, писатель, лауреат премии «Книгуру» в номинации «Лучшее произведение для детей и подростков».

 

Мастерские текстов новой природы

·         Резцова Валерия Сергеевна «Текст превращается в игру»

На занятиях участники мастерской узнают, как найти захватывающую историю, которую они смогут рассказать большой аудитории, познакомятся с форматом TED-конференции, узнают секреты хорошей презентации и подготовят свое выступление в формате стендап.

·         Чэн Глеб Николаевич «Цифровой сторителлинг»

Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.

·         Браташ Валентина Сергеевна «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»

В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок​.

·         Манухина Софья Владимировна «Пиши, снимай»

Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадут мультфильм в технике stop-motion.

·         Исаева Екатерина Сергеевна «Инфографика как способ визуализации текста»

В процессе работы мастерской учащиеся изучат основы графического дизайна, смогут попробовать себя в роли дизайнеров, научатся ярко и интересно представлять объемную информацию.

 

Мастерские письма

  ·        Большев Александр Олегович «Литературная рецензия» 

Участники мастерской освоят жанр литературной рецензии, овладеют навыками лаконичного и ясного анализа как проблематики, так и образной системы различных произведений текущей литературы. Участникам мастерской предлагается выбрать в качестве материала для рецензирования одно из следующих произведений: Л. Петрушевская «Свой круг», А. Битов «Пенелопа», Т. Толстая «Соня» (или «Река Оккервиль»), С. Довлатов «Чемодан».

·           Жданова Валерия Алексеевна «Мастерская неожиданных финалов: как написать новеллу» 

Новелла — один из самых сложных литературных жанров: с одной стороны — небольшой объем, с другой — максимальная сюжетная насыщенность и неожиданный финал. В рамках занятий в мастерской участники напишут собственную новеллу, а в завершении работы попробуют себя в качестве редакторов готового текста.

·         Илюшин Леонид Сергеевич «Мастерская живого текста» 

Во время работы в мастерской ее участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по январскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного фантастического персонажа.

·         Мокрушан Анастасия Андреевна «Мастерская объективной критики» 

Участники мастерской приобретут и усовершенствуют навыки написания коротких рецензий, освоят аналитический жанр журналистики (газетно-журнальной публикации) и литературной критики, основу которого составляет отзыв (прежде всего, критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В качестве результата работы мастерской будут созданы мини-рецензии для журнала.

·           Раппопорт Римма Вадимовна «Блогпост»

Участники мастерской научатся современно и своевременно высказываться на волнующие темы в формате блога, узнают, как писать интересные и содержательные посты в разных жанрах, научатся подбирать нужные слова и отказываться от лишних, смогут поработать над собственным стилем письма.

 ·          Пугач Вадим Евгеньевич «Анализ текста»

Участники мастерской будут учиться анализировать и оценивать современный поэтический текст. Продукт, который сможет создать каждый участник мастерской, — небольшое, но убедительное критическое эссе, посвященное одному стихотворению, написанному не более четверти века назад, или одному поэту. 

Литературный проект

«Арт-пространство поэзии. Выставка "Поэтических школ"»

Заказчик: «Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме», г. Санкт-Петербург

     Техническое задание:

  1. Проанализировать различные возможности работы с оформлением арт-пространства, которое в зрелищной художественной форме отражает язык поэзии.
  2. Разработать проект павильона выставки по одной из заданных тем («Поэтические школы»)
  3. Включить в проект оформления пространства выставки обязательные разделы:

— визуальность

— перформанс

— декорации

— артефакты (предметы)

4. Оформить павильон по законченному оригинальному проекту и организовать тематическую экскурсию. 

 

Название проекта

Эксперт-консультант

Поэтическая школа футуристов

Данилова Галина Владимировна

Петербургская-ленинградская поэтическая школа

Соколова  Анна Александровна

Поэзия бардов (авторская песня XX века)

Данилова Галина Владимировна

Поэтическая школа символистов

Галактионова Татьяна Гелиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Формат защиты

     1. Экскурсия для участников программы и экспертов по тематическому павильону выставки «Арт-           пространство поэзии. Выставка “Поэтических школ”».

2. Представление результатов в формате защиты (оформленный в письменном виде проект).

Выступление — до 15 минут.

Ответы на вопросы — до 10 минут.

Подведение итогов защиты — 5 минут.

 

Руководители

Гринева
Мария Игоревна

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель СПбГУ

Казакова
Елена Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики СПбГУ, заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО

Альманах

В рамках реализации программы «Литературное творчество» лучшие работы стажеров публикуются в «Альманахе» Образовательного центра «Сириус». 

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!