Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.
Как можно подготовиться к программе?
Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Быть готовым принять участие в литературных дискуссиях, посвященных современной (изданной на рубеже ХХ и ХХI веков) литературе для подростков и молодежи.
Прочитать (перечитать) следующие книги:
Тамара Цинберг «Седьмая симфония»
Максим Кронгауз, Мария Бурас «Новогодняя сказка. Выше некуда!»
Нина Дашевская «Я не тормоз»
Варлам Шаламов «Одиночный замер»
Андрей Битов «Пенелопа», «Фотография Пушкина»
Сергей Довлатов «Шоферские перчатки», «Чемодан»
Татьяна Толстая «Соня», «Река Оккервиль»
Владимир Сорокин «Тополиный пух»
Андрей Геласимов «Нежный возраст»
Виктор Пелевин «Желтая стрела»
Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству. Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
Все участники программы в ходе ее реализации:
в составе творческого коллектива примут участие в литературном проекте
проявят себя в одном из жанров литературы, создав авторский текст
изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями
прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров
получат возможность стать участником мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества
станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством
совершат литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера)
Литературные семинары
«Рассказ» — Нечипоренко Юрий Дмитриевич, доктор физ.-мат. наук, член Русского ПЕН-центра, член Московского правления АИС, главный редактор подросткового журнала «Электронные пампасы» и дружелюбного обозрения «Русская жизнь».
«Сказка» — Яковлев Лев Григорьевич, писатель, руководитель РИЦ «Чёрная курица», председатель литературного жюри фестиваля «Литература и кино детям», лауреат премии имени Корнея Чуковского, лауреат «Новой Пушкинской премии».
«Эссе» — Звонарева Лола Уткировна, профессор, доктор исторических наук, главный редактор альманаха «Литературные знакомства».
«Стихи» — Орлова Анастасия Александровна, поэтесса, писатель, лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства для детей и юношества за 2016 год. Лауреат литературных премий им. Самуила Маршака, им. Антона Дельвига, им. Корнея Чуковского, победитель литературного конкурса «Новая детская книга».
«Фантастический рассказ» — Романовская Лариса Андреевна, писатель, лауреат премии «Книгуру» в номинации «Лучшее произведение для детей и подростков».
Мастерские текстов новой природы
· Резцова Валерия Сергеевна «Текст превращается в игру»
На занятиях участники мастерской узнают, как найти захватывающую историю, которую они смогут рассказать большой аудитории, познакомятся с форматом TED-конференции, узнают секреты хорошей презентации и подготовят свое выступление в формате стендап.
· Чэн Глеб Николаевич «Цифровой сторителлинг»
Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.
· Браташ Валентина Сергеевна «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»
В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок.
· Манухина Софья Владимировна «Пиши, снимай»
Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадут мультфильм в технике stop-motion.
· Исаева Екатерина Сергеевна «Инфографика как способ визуализации текста»
В процессе работы мастерской учащиеся изучат основы графического дизайна, смогут попробовать себя в роли дизайнеров, научатся ярко и интересно представлять объемную информацию.
Мастерские письма
· Большев Александр Олегович «Литературная рецензия»
Участники мастерской освоят жанр литературной рецензии, овладеют навыками лаконичного и ясного анализа как проблематики, так и образной системы различных произведений текущей литературы. Участникам мастерской предлагается выбрать в качестве материала для рецензирования одно из следующих произведений: Л. Петрушевская «Свой круг», А. Битов «Пенелопа», Т. Толстая «Соня» (или «Река Оккервиль»), С. Довлатов «Чемодан».
· Жданова Валерия Алексеевна «Мастерская неожиданных финалов: как написать новеллу»
Новелла — один из самых сложных литературных жанров: с одной стороны — небольшой объем, с другой — максимальная сюжетная насыщенность и неожиданный финал. В рамках занятий в мастерской участники напишут собственную новеллу, а в завершении работы попробуют себя в качестве редакторов готового текста.
· Илюшин Леонид Сергеевич «Мастерская живого текста»
Во время работы в мастерской ее участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по январскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного фантастического персонажа.
· Мокрушан Анастасия Андреевна «Мастерская объективной критики»
Участники мастерской приобретут и усовершенствуют навыки написания коротких рецензий, освоят аналитический жанр журналистики (газетно-журнальной публикации) и литературной критики, основу которого составляет отзыв (прежде всего, критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В качестве результата работы мастерской будут созданы мини-рецензии для журнала.
· Раппопорт Римма Вадимовна «Блогпост»
Участники мастерской научатся современно и своевременно высказываться на волнующие темы в формате блога, узнают, как писать интересные и содержательные посты в разных жанрах, научатся подбирать нужные слова и отказываться от лишних, смогут поработать над собственным стилем письма.
· Пугач Вадим Евгеньевич «Анализ текста»
Участники мастерской будут учиться анализировать и оценивать современный поэтический текст. Продукт, который сможет создать каждый участник мастерской, — небольшое, но убедительное критическое эссе, посвященное одному стихотворению, написанному не более четверти века назад, или одному поэту.
Литературный проект
«Что хотел сказать автор?»
Заказчик: Школа филологии ВШЭ совместно с Южным федеральным университетом
Техническое задание:
1. Продумать и реализовать рекламную кампанию книги для младших школьников такую, чтобы им стало понятно, что книга интересная и ее надо срочно прочитать. Формы могут быть разными. Важно, чтобы содержание соответствовало форме.
2. Разработать и апробировать игру по книге (квест, викторину и т. п.). Придумать интересные вопросы, оригинальные загадки по содержанию, чтобы на них нельзя было ответить, не прочитав книгу. Разработанные игры и задания заказчик использует в проекте популяризации чтения среди школьников с обязательным указанием: разработано в «Сириусе».
Список книг
Формат защиты
Выступление — до 15 минут.
Ответы на вопросы — до 10 минут.
Подведение итогов защиты — 5 минут.
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель СПбГУ
Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор