Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.
Как можно подготовиться к программе?
Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Быть готовым принять участие в литературных дискуссиях, посвященных современной (изданной на рубеже ХХ и ХХI веков) литературе для подростков и молодежи.
Прочитать (перечитать) следующие произведения:
Рекомендуем посмотреть фильмы:
Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству. Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
Все участники программы в ходе ее реализации:
· в составе творческого коллектива примут участие в театральном проекте
· проявят себя в одном из жанров литературы, создав авторский текст
· изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями
· прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров
· получат возможность стать участником мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества
· станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством
· совершат литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера).
Литературные семинары
«Законы жанра — пьеса» — Кулешова Сюзанна Марковна, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член приёмной комиссии СП Спб
«Исторический роман» — Логинов Михаил Валентинович, член Союза писателей СПб, автор исторических романов и повестей
«Минипьеса» — Скороход Наталья Степановна , кандидат искусствоведения, доцент кафедры театрального искусства РГИСИ, театральный автор, автор книг «Как инсценировать прозу», «Леонид Андреев» в серии ЖЗЛ, «Анализ постдрамы»
«Документальный театр» — Боренко Наталья , психолог, драматург, магистр по специальности «Театральная драматургия», выпускник Школы театрального лидера при Центре им. Мейерхольда
«Эссе» — Бабурина Марина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена.
Мастерские письма
· Азбель Анастасия Антольевна «Мастерская разумных суждений и научного бреда»
Участникам мастерской предстоит стать специалистами в области будущего, поработать с пророчествами, предсказаниями и прогнозами. Также стажеры смогут освоить аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата будут созданы тексты — решение парадоксальных кейсов.
· Жданова Валерия Алексеевна «Мастерская неожиданных финалов: как написать новеллу»
Новелла — один из самых сложных литературных жанров: с одной стороны, она стремится к небольшому объему, с другой — текст нужно наполнить таким увлекательным сюжетом, от которого читатель не сможет оторваться, не дойдя до финала. В рамках занятий мастерской участники напишут собственную новеллу, а в завершении работы попробуют себя в качестве критиков и редакторов готовых текстов.
· Илюшин Леонид Сергеевич «Мастерская живого текста»
Во время работы в мастерской участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по мартовскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного фантастического персонажа.
· Новоселова Дарья Николаевна «Метаморфозы»
Превращение — это всегда неизвестность, никогда не знаешь, что из этого получится. Ну а превращение текста — процесс особенно интересный. На мастерской нам предстоит необычная работа: от перевода стихов в прозу до покушения на великих: писать, как Чехов, Бунин, Достоевский.
Мастерские текстов новой природы
· Резцова Валерия Сергеевна «Текст превращается в игру»
На занятиях участники мастерской узнают, как найти захватывающую историю, которую они смогут рассказать большой аудитории, познакомятся с форматом TED-конференции, узнают секреты хорошей презентации и подготовят свое выступление в формате стендап.
· Чэн Глеб Николаевич «Цифровой сторителлинг»
Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.
· Браташ Валентина Сергеевна «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»
В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок.
· Манухина Софья Владимировна «Пиши, снимай»
Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадут мультфильм в технике stop-motion.
· Илюшин Глеб Леонидович «Буктрейлинг»
Во время работы в мастерской участники смогут, объединившись в группы, поработать над созданием визуальных образов книг, записав и смонтировав видео в формате трейлера к книге (book trailer).
Литературный проект
«Арт-пространство поэзии. Выставка "Поэтических школ"»
Партнер проекта: творческая лаборатория «Ювента»
Название проекта
1. Создание и постановка ремейка по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени
2. Создание и постановка сиквела по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени
3. Создание и постановка фанфика по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени
4. Создание и постановка мюзикла-ремейка по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени
5. Создание и постановка произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» в жанре нон-фикшен
Техническое задание:
Разработать сценарий и представить на сцене один из жанров по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»:
1. Ознакомиться с различными жанрами, представляющими современный диалог с классическим произведением
2. Изучить специфику одного из жанров
3. Проанализировать классический текст и создать сценарий
4. Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданную группой театральную постановку
Защита проекта:
Выступление — до 15 минут.
Ответы на вопросы — до 10 минут.
Подведение итогов защиты — 5 минут.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена