Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Подать заявку на участие в конкурсном отборе могут школьники 14-17 лет на официальном сайте ОЦ «Сириус».
С критериями отбора на образовательную программу «Литературное творчество» можно ознакомиться здесь.
Ответы на часто задаваемые вопросы.
Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.
Как можно подготовиться к программе?
Образовательная программа «Литературное творчество» погружается в атмосферу Касталии — в августе нас ждет удивительный мир Игры.
Мы убедительно просим вас прочитать (перечитать) роман Германа Гессе «Игра в бисер».
Литература для чтения
Символ — дождь
Александр Пушкин «Медный всадник»
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
Константин Паустовский «Золотая роза»
Михаил Пришвин «Живительный дождь»
Михаил Шолохов «Благодатный дождь»
Иван Бунин «Летний дождь»
Эрнест Хемингуэй «Кошка под дождем».
Символ — ласточка
Гавриил Державин «Ласточка»
Афанасий Фет «Ласточки»
Осип Мандельштам «Ласточка»
Владислав Ходасевич «Ласточки»
Владимир Набоков «Ласточка»
Сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» и О. Уайльда «Счастливый принц».
Символ — призрак
Александр Пушкин «Пиковая дама»
Николай Гоголь «Шинель», «Портрет».
Символ — медведь
Алан Милн «Винни-пух и все-все-все» (желательно в переводе Б. Заходера)
Евгений Шварц «Обыкновенное чудо»
Дино Буццати «Невероятное нашествие медведей на Сицилию» (пер. Г. Киселева)
Некрасов Н.А «Генерал Топтыгин», Пушкин А.С. - отрывок из «Евгения Онегина» (Сон Татьяны из 5-й главы), «Три медведя» (русская народная сказка), А. Чехов «Медведь», Крылов И.А «Трудолюбивый медведь», «Медведь в сетях», Лафонтен Ж «Медведь и два дружка».
Символ — маска
Герман Гессе «Степной волк»
Уильям Шекспир «Буря»
Михаил Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».
Символ — река
Андрей Платонов «Река Потудань»
Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»
«Русалка» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Любая научно-популярная книга по древнегреческой мифологии (имена рек Аида)
Желательно знать базовую речную терминологию: исток, устье, водораздел и т.д. – любой источник.
Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству. Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
Все участники программы в ходе ее реализации:
· в составе творческого коллектива примут участие в литературном проекте;
· проявят себя в одном из жанров литературы, создав авторский текст;
· изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями;
· прослушают цикл лекций о литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров;
· получат возможность стать участниками мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества;
· станут активными участниками дискуссий и творческих, связанных с литературным творчеством;
· совершат литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера).
Литературные семинары
Символ «Привидение» — Алферова Татьяна Георгиевна, главный редактор, член СП СПб, член Союза российских писателей.
Символ «Река» — Логинов Михаил Валентинович, член Союза писателей СПб, автор исторических романов и повестей.
Символ «Ласточка» — Пугач Вадим Евгеньевич, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей.
Символ «Маска» — Раппопорт Римма Вадимовна, учитель первой категории, аспирант СПБГУ.
Символ «Медведь» — Животовский Тимофей Иванович, кандидат искусствоведения, преподаватель мифологии в Академии художеств, экскурсовод.
Символ «Дождь» — Тенютина Екатерина Дмитриевна, заместитель директора ГБОУ Академическая гимназия №56, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса учителей ПНПО.
Мастерские
Чэн Глеб Николаевич — «Цифровой сторителлинг»
«Цифровой сторителлинг» — это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории с помощью цифровых технологий. Фото, видео, интерактивные карты и многое другое — в бой идут все современные визуальные средства. На мастерской вы узнаете, что такое лонгрид и чем он отличается от обычных статей в интернете, познакомитесь с основами веб-дизайна, а также научитесь верстать и создавать сайты без знания языков программирования.
Жданова Валерия Алексеевна — «Слово автору»
Как писать обо всем на свете — о путешествиях, вещах, людях — живо, оригинально и по делу? На мастерской каждый автор непременно найдет слова, чтобы создать текст, который точно прочтут до конца.
Гаврилов Сергей Борисович — «Спикер. Слайды. Рок-н-ролл»
На мастерской мы с вами разберем основные популярные форматы презентаций - в чем их особенности, успех и популярность и научимся создавать свои презентации от сценария до выступления. За 5 занятий каждый участник/ца мастерской создаст презентацию в понравившемся ему/ей формате и примет участие в презентационном баттле.
Браташ Валентина Сергеевна — «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»
В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок.
· Исаева Екатерина Сергеевна — «Инфографика как способ визуализации текста»
В процессе работы мастерской учащиеся изучат основы графического дизайна, смогут попробовать себя в роли дизайнеров, научатся ярко и интересно представлять объемную информацию.
· Раппопорт Римма Вадимовна — «Блогпост»
Участники мастерской научатся современно и своевременно высказываться на волнующие темы в формате блога, узнают, как писать интересные и содержательные посты в разных жанрах, научатся подбирать нужные слова и отказываться от лишних, смогут поработать над собственным стилем письма.
Мокрушан Анастасия Андреевна — «Мастерская графических историй»
Участнику мастерской предлагается возможность создания истории в формате комикса — жанра, позволяющего обогатить текст эмоциональной составляющей. Экранизированные комиксы давно завоевали внимание широкой публики, но что сравнится с чтением полюбившихся историй в оригинале? Обладая способностями к анализу и визуализации, любой желающий может создать текст новой природы — собственную историю в картинках.
· Манухина Софья Владимировна — «Пиши, снимай»
Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадут мультфильм в технике stop-motion
· Новоселова Дарья Николаевна — «Метаморфозы»
Превращение — это всегда неизвестность, никогда не знаешь, что из этого получится. Ну а превращение текста — процесс особенно интересный. На мастерской нам предстоит необычная работа: от перевода стихов в прозу до покушения на великих: писать, как Чехов, Бунин, Достоевский.
Литературный проект
«Игра в бисер»
Заказчик: СПБГУ, магистерская программа «Genius. Учитель для талантливых школьников».
Техническое задание: мы предлагаем вам выступить в роли создателей своей Игры в бисер по предложенному символу.
Ваши задачи:
1. определить, с какими значениями связан Ваш символ (река, ласточка, дождь, привидение, медведь, маска);
2. выявить, какие отсылки связывают этот символ с живописью, литературой, музыкой, математикой и другими областями знаний и культуры;
3. на основании собранного материала создать сценарий Игры согласно предложенному символу. Необходимо продумать артефакты, локации, события, которые будут способствовать наполнению и проведению Игры.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук