help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
30 июля-23 августа 2019

Литературное творчество: «Homo legens. Человек читающий»

 

Образовательная программа была реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры «Игра в бисер» Германа Гессе. 

Заявки на образовательную программу принимались до 20 мая 2019 года.  

Со списком участников августовской образовательной программы можно ознакомиться здесь.

Подробное содержание образовательной программы «Homo legens. Человек читающий» можно найти в электронной рабочей тетради.

Конкурсный отбор осуществлялся Экспертным советом Фонда на основании следующих критериев.

По вопросам участия в образовательной программе просим обращаться по адресу: lit@sochisirius.ru

 

 

Программа

Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству.  Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.

 

Все участники программы в ходе ее реализации:

  • проявили себя в одном из жанров литературного творчества, создав авторские тексты, лучшие из которых будут опубликованы в Альманахе;
  • посетили цикл семинаров и мастер-классов по литературе и редактуре текстов;
  • прослушали лекции общегуманитарного и общекультурного профиля;

  • приняли участие в литературном проекте «Игра в бисер», сочинили и провели собственные литературные игры;

  • изучили методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями в рамках Всероссийского образовательного проекта «Школа волонтеров чтения»;

  • получили возможность стать участником мастерской, расширяющей и дополняющей возможности литературного творчества, и в составе творческого коллектива мастерской приняли участие в фестивальном проекте;

  • провели литературоведческое исследование;

  • стали активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством;

  • совершили литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера).

 

Посмотреть, как в августе жила программа, можно в группе «НИИЧАВО им. А.и Б. Стругацких».

 

Литература и другие источники вдохновения

Образовательная программа «Литературное творчество» погрузилась в атмосферу Касталии — в августе нас ждал удивительный мир Игры.

Мы убедительно просим вас прочитать (перечитать) роман Германа Гессе «Игра в бисер».

 

Литература 1. Концепт «Петербург»
 
Обязательная литература:
К. Н. Батюшков «Прогулка в Академию Художеств»
В. Г. Белинский «Петербург и Москва»
Д. В. Григорович «Петербургские шарманщики»
Н. В. Гоголь «Петербургские записки 1836 года»
Е. Замятин «Пещера»
Т. Толстая «Река Оккервиль» (рассказ из одноименного сборника)
 
Одно произведение на выбор из списка:
Ф. М. Достоевский «Подросток»
И. А. Гончаров «Обыкновенная история»
А. Белый «Петербург»
 
Дополнительно, по желанию:
Ф. М. Достоевский «Бедные люди»
Ф. М. Достоевский «Неточка Незванова»
В. Каверин «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»
В. Шефнер «Сестра печали»
А. Битов «Пушкинский дом»
 
Тексты школьной программы, которые рекомендуем освежить в памяти:
А. С. Пушкин «Медный всадник»
Н. В. Гоголь «Петербургские повести»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
 
Визуальные материалы:
1) Экранизации «Пиковой дамы» А. С. Пушкина:
- «Пиковая дама» (режиссер – И. Масленников, 1982)
- «Пиковая дама» (режиссер – Р. Тихомиров, 1960)
- «Пиковая дама» (режиссер – Я. Протазанов, 1916)
2) Экранизации произведений Н. В. Гоголя:
- «Шинель» (режиссер – А. Баталов, 1959)
- «Нос» (режиссер – Р. Быков, 1977)
- «Невский проспект-300» (режиссер – Е. Белт, 2019)
3) Экранизации произведений Ф. М. Достоевского:
- «Преступление и наказание» (режиссер – Л. Кулиджанов, 1969)
- «Белые ночи» (И. Пырьев, 1959)
- «Белые ночи» (Л. Висконти, 1957)
4) Х/ф «Хармс» (режиссер – Иван Болотников, 2016)
 
Сайты:
 
1). Подробнее о Петербурге-Ленинграде в кинематографе
 
Исследования:
 
1) О «петербургском тексте» русской литературы
2) Н. П. Анциферов. «Душа Петербурга», «Петербург Пушкина», «Петербург Достоевского», «Быль и миф Петербурга».
 
В качестве «навигатора» для подготовки можно использовать:
 
- Качурин М. Г., Кудырская Г.А., Мурин Д.Н. Санкт-Петербург в русской литературе. Спб, Свет, 1996.
- Петербург на уроках русской литературы: Конспект уроков / Е. Д. Тенютина. - СПб.: Сага, 2003.
 
 
Литература 2. Концепт «Москва»
 
Обязательная литература:
 
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
М. А. Осоргин «Сивцев Вражек»
О. Э. Мандельштам, стихотворения 1930-х годов о Москве
Б. Акунин «Статский советник», «Коронация»
Б. Окуджава, песни о Москве
С. Есенин, сборник «Москва кабацкая»
Ю. Трифонов «Дом на Набережной»
 
Визуальные материалы:
 
Х/ф «Фильм Покровские ворота»
 
 
Литература 3. Концепт «Лисс»
 
Обязательная литература:
А. Блок «О современном состоянии русского символизма», стихотворения «У моря», «В углу дивана», «Девушка пела в церковном хоре», «Оставь меня в моей дали», «Корабли пришли»
А. Грин «Алые паруса», «Корабли в Лиссе»
 
Дополнительно, по желанию:
А. Грин «Бегущая по волнам»
 
Музыка:
П. Коган «Бригантина» 
Гумилев «Капитаны», поет Ж.Бичевская
«Бабушка пирата» (Э.Успенский).
 
Визуальные материалы:
Х/ф «Алые паруса» 1961 г.; «Пираты Карибского моря» (серия со слезой русалки)
«"Крузенштерн" в гонке Катти Сарк. TollShipsRaises», часть 1 — кусочек для ознакомления.
 
 
Литература 4. Концепт «Прага»
 
Обязательная литература
 
Густав Майринк «Ангел западного окна»
Густав Майринк «Голем»
Чешские народные сказки
 
Дополнительная литература:
 
Марина Цветаева «Пражский рыцарь», «Прага»
Игорь Северянин «Прага»
Иосиф Бродский «Витезслав Незвал»
Александр Кушнер «Что страшней забитой двери...»
 
Визуальные материалы:
 
Мультфильм «Веселая коза: легенды старой Праги».
Передачи о путешествиях, посвящённые Праге
 
Музыка:
 
Мельница «Голем»
 
 
Литература 5. Концепт «Флоренция»
 
Данте Алигьери «Божественная комедия», «Ад», песнь 16
Дж. Боккаччо «Декамерон» (VI, 5. Шестой день. Пятая новелла о художнике Джотто; VIII, 3. Восьмой день. Третья новелла о художниках Бруно и Буффальмакко )
Н. Макиавелли «История Флоренции», фрагмент
П. Муратов «Образы Италии», фрагмент
П. Волкова «Мост через бездну», фрагмент о Боттичелли
А. Блок, цикл «Флоренция»
А. Ахматова «Данте»
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
 
 
Литература 6. Концепт «Париж»
 
Обязательная литература:
 
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Э. Золя «Чрево Парижа»
Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»
 
Визуальные материалы:
 
Х/ф «Полночь в Париже», «Окно в Париж»
Картины импрессионистов (Ренуар, Моне, Мане, Сёра и др.)
 
Музыка:
 
Самые известные французские исполнители (Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Джо Дассен, Ив Монтан, ZAZ и др.).
 
 

 

Участники и критерии отбора

Участники программы

Школьники 8-10 классов 2018-2019 учебного года, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.

Критерии конкурсного отбора

Конкурсный отбор осуществлялся Экспертным советом Фонда на основании следующих критериев.

Заявки на участие в конкурсном отборе принимались до 20 мая 2019 года на сайте Образовательного центра «Сириус».

Со списком участников августовской образовательной программы можно ознакомиться здесь.

 

Руководители

Галактионова
Татьяна Гелиевна

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук

Приглашенные преподаватели

Абдуллаева
Джанзала Бунятовна

Заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ, кандидат филологических наук, победитель конкурсного отбора учителей Приоритетного национального проекта «Образование», заместитель председателя жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений

Азбель
Анастасия Анатольевна

Кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Алферова
Татьяна Георгиевна

Главный редактор издательства «Геликон Плюс», член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей

Бабурина
Марина Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена

Башаков
Михаил Анатольевич

Российский музыкант, поэт, автор-исполнитель, художник, лидер и автор песен группы «Башаков Бэнд»

Браташ
Валентина Сергеевна

Ведущий методолог ООО «Сберобразование», младший научный сотрудник СПбГУ, кандидат педагогических наук

Бояшов
Илья Владимирович

Российский писатель, преподаватель истории, лауреат премии «Национальный бестселлер» за книгу «Путь Мури»

Гаврилов
Сергей Борисович

Сооснователь агентства коммуникационных решений BEsmart, рулевой питерской Федерации дебатов, ведущий Digitale, Nordic Bussiness Forum, «Лучше здесь», Startup Day ФРИИ, Science Slam, других деловых и научных мероприятий.

Галактионова
Татьяна Гелиевна

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук

Галицких
Елена Олеговна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы ВГТУ им. Кирова

Данилова
Галина Владимировна

эксперт федеральной программы "Россия - страна возможностей. Флагманы образования", кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Жданова
Валерия Алексеевна

Учитель русского языка и литературы Академической гимназии им. Д.К. Фаддеева СПбГУ, магистр СПбГУ

Илюшин
Леонид Сергеевич

Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук

Исаева
Екатерина Сергеевна

Директор департамента искусства ОЦ «Сириус»

Криволапова
Анастасия Анатольевна

Магистр института философии СПбГУ

Кудряшов
Егор Станиславович

аспирант СПбГУ

Кучина
Татьяна Геннадьевна

Доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, председатель ЦПМК по литературе, почетный работник сферы образования Российской Федерации

Модестов
Сергей Юрьевич

Доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член научного общества имени Лейбница, кандидат педагогических наук

Моисеев
Александр Анатольевич

Директор МАОУ СОШ № 147, г. Екатеринбург, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, член ассоциации «Гильдия словесников»

Носов
Сергей Анатольевич

Российский прозаик и поэт, драматург, лауреат премии «Нацбест» за роман «Фигурные скобки»

Пугач
Вадим Евгеньевич

Председатель секции «Поэзия» Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Раппопорт
Римма Вадимовна

Учитель первой категории, член союза писателей Санкт-Петербурга, блогер, преподаватель-исследователь СПБГУ

Романичева
Елена Станиславовна

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией стратегий формирования читательской грамотности и языковой интеграции Института системных проектов МГПУ

Сыромятникова
Марина Валерьевна

Магистр СПбГУ

Тенютина
Екатерина Дмитриевна

Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, заместитель директора академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, руководитель службы научного сопровождения

Шубина
Елена Даниловна

Руководитель «редакции Елены Шубиной» в издательстве «АСТ», литературовед, редактор и издатель

Яхина
Гузель Шамилевна

Российская писательница, автор романа «Зулейха открывает глаза», лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна»

Альманах и НИИЧАВО

Группа литературного института НИИЧАВО им. А. Б. Стругацких. 

В рамках реализации программы «Литературное творчество» лучшие работы стажеров публикуются в Альманахе Образовательного центра «Сириус». 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!