Регистрация на программу была открыта:
– до 19 декабря 2021 года для школьников 8 класса
– до 30 января 2022 года для школьников 9-10 классов
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru
Программа включала в себя теоретические (лекции, семинары) и практические занятия в лабораториях по общей, физической, органической и неорганической химии, биохимии и тренировочную олимпиаду.
Лекции и задачи
• Кинетика сложных реакций
• Коллигативные свойства растворов
• Основы кристаллического строения твердых тел
• Цикл Кребса
• Расчет изменения энергии Гиббса при химической реакции. Зависимость энергии Гиббса реакции от температуры
Главной целью программы стала подготовка ребят к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по химии, а также развитие экспериментальных навыков в области химии, развитие практико-ориентированного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практических задач.
Завершилась программа написанием итоговой олимпиады, состоявшей из теоретического и экспериментального туров. В экспериментальном туре проверялись навыки, приобретенные школьниками в ходе выполнения экспериментальных задач в практикуме, в том числе и практико-ориентированных задач (проектов). Теоретический тур помог закрепить пройденный материал.
• Теоретический тур для школьников 8 классов
• Теоретический тур для школьников 9 классов
• Теоретический тур для школьников 10 классов
Другие материалы программы, описания наиболее интересных опытов практикума и задач вы найдете в журнале X химической образовательной программы. Темой номера выбран химический элемент 16 группы теллур, являющийся аналогом серы и селена. В рубрике «Теория» представлена заметка о финальном этапе ВсОШ-2022, в которой представлена любопытная статистика и приведены несколько задач. Другая статья рассказывает о кислых солях. Рубрика «Практикум» содержит интересные материалы по химии теллура и описывает опыты по использованию растительных соков как кислотно-основных индикаторов. Традиционными для журнала являются подборки задач участников и преподавателей смены.
– проходной балл 8 класса составляет 41 балл
– проходной балл согласно олимпиадам в 8-9 классах составляет 7 баллов и 56,2 баллов за РЭ ВсОШ
– проходной балл согласно олимпиадам в 10 классе составляет 7 баллов и 54,5 баллов за РЭ ВсОШ
Предварительный рейтинг, составленный на основании оценки академических достижений школьников (п.3.5.): 9 класс, 10 класс
Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Решения и критерии заданий заключительного отборочного тура
Результат дистанционного отборочного этапа вычисляется по формуле 0,6 * результат дистанционного тестирования + 0,4 * процент решённых задач учебно-отборочного курса. На заключительный отборочный этап приглашаются участники, набравшие по данной формуле не менее 70%.
Условия и ответы дистанционного тестирования
Результаты дистанционного отборочного этапа
Список участников заключительного отборочного этапа
К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 8-10 классов образовательных организаций регионов России.
Отбор участников из числа учащихся 8-х классов осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – заключительный отборочный тур (проводится в регионах).
Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 1 декабря 2021 года по 15 января 2022 года. Дистанционное тестирование с целью отбора на заключительный тур будет проведено 15 января 2022 года.
По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдет на площадках в субъектах Российской Федерации 29 января 2022 года.
Предварительные результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 11 февраля.
Отбор участников из числа учащихся 9-х и 10-х классов осуществляется в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки академических достижений школьников.
При отборе на образовательную программу будут оцениваться следующие академические достижения школьников:
– Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021/22 учебного года – 10 баллов.
– Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021/22 учебного года – 7 баллов.
– Победитель олимпиад по химии 1-го уровня за 2020/21 учебный год – 5 баллов.
– Призер олимпиад по химии 1-го уровня за 2020/21 учебный год – 3 балла.
– Победитель олимпиад по химии 2–3-го уровней за 2020/21 учебный год – 2 балла.
– Призер олимпиад по химии 2–3-го уровней за 2020/21 учебный год – 1 балл.
Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о лицах, проявивших выдающиеся способности.
Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.
По итогам оценки академических достижений формируется рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивается по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 9-му и 10-му классу).
При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников 2021/22 учебного года и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-го, 2-го и 3-го уровня 2020/221 учебного года.
Список школьников, приглашенных для участия в образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 24 февраля 2022 года.
Профессор кафедры физической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, руководитель национальной команды на Международной химической олимпиаде, автор школьных и вузовских учебников по химии, доктор физико-математических наук
Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, руководитель кафедры химии школы Центра педагогического мастерства (г. Москва), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор школьных и вузовских учебников по химии, кандидат химических наук
Инженер химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор методических пособий, кандидат химических наук
Тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по химии, золотой медалист Международной химической олимпиады
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Преподаватель химии Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, педагог дополнительного образования Центра педагогического мастерства (Москва)
Студент химического факультета Вологодского государственного университета
Заместитель директора Университетской гимназии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, профессор химического факультета МГУ, член Международного олимпийского комитета по химии, доктор химических наук
Ординатор факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри Международной Менделеевской олимпиады по химии, лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность, автор учебных пособий по неорганической химии, кандидат химических наук
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады
Педагог дополнительного образования лицея № 131 (г. Казань), аспирант Казанского федерального университета, член центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады
Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), аспирантка химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Специалист химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), аспирант химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Специалист химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Магистр Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова
Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады и Международной олимпиады по химии
Преподаватель химии Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Положение об апрельской образовательной программе по химии
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Апрельской химической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех») с 1 по 24 апреля 2022 года.
1.3. Для участия в образовательной программе приглашаются учащиеся 8-10 классов из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации, успешно прошедшие конкурсный отбор.
1.4. Количество участников образовательной программы: не более 175 школьников 8-10 классов, успешно прошедших конкурсный отбор, из них: 8 класс – до 50 человек, 9 класс – до 75 человек, 10 класс – до 50 человек.
Координационный совет может своим решением перераспределить квоты по классам.
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Центр Педагогического мастерства г. Москвы.
1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.
1.8. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора.
1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.9.1 Школьник может быть отчислен с программы в случае если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.
1.10. В соответствии с п.11 Общих критериев допускается участие школьников с июля 2021 года по июнь 2022 года не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука», не идущих подряд.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели проведения образовательной программы: подготовка к участию в олимпиадах по химии высшего уровня, развитие способностей учащихся и расширение кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе у ведущих педагогов России, развитие проектного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач.
2.2. Задачи образовательной программы:
– углубление знаний участников образовательной программы в области химии и материаловедения;
– развитие умений, навыков и отработка приемов решения олимпиадных задач;
– развитие умений и навыков экспериментальной работы с веществами и материалами;
– развитие умений ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать;
– формирование межпредметных связей путем решения практико-ориентированных задач;
– популяризация химии и смежных областей знания.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядку отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука».
3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 8-10 классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, из всех регионов России.
3.3 Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет открыта
– с 10 ноября 2021 года по 19 декабря 2021 года для школьников 8 класса
– с 10 ноября 2021 года по 30 января 2022 года для школьников 9-10 классов
3.4. Отбор участников из числа учащихся 8-х классов осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – заключительный отборочный тур (проводится в регионах).
3.4.1. Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 1 декабря 2021 года по 15 января 2022 года.
3.4.2. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на заключительный тур будет проведено 15 января 2022 года.
3.4.3. Список школьников, допущенных к участию в заключительном отборочном туре, будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 19 января 2022 года.
3.4.4. По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдет на площадках в субъектах Российской Федерации 29 января 2022 года.
3.4.5. Регламент проведения заключительного отборочного тура, места и время проведения этого тура в регионах будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 20 января 2022 года.
Предварительные результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 11 февраля.
3.5. Отбор участников из числа учащихся 9-х и 10-х классов осуществляется в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки академических достижений школьников.
3.5.1. При отборе на образовательную программу будут оцениваться следующие академические достижения школьников:
– Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021/22 учебного года – 10 баллов.
– Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021/22 учебного года – 7 баллов.
– Победитель олимпиад по химии 1-го уровня за 2020/21 учебный год – 5 баллов.
– Призер олимпиад по химии 1-го уровня за 2020/21 учебный год – 3 балла.
– Победитель олимпиад по химии 2–3-го уровней за 2020/21 учебный год – 2 балла.
– Призер олимпиад по химии 2–3-го уровней за 2020/21 учебный год – 1 балл.
Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о лицах, проявивших выдающиеся способности.
Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.
3.5.2. По итогам оценки академических достижений формируется рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивается по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 9-му и 10-му классу).
3.5.3. При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников 2021/22 учебного года и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-го, 2-го и 3-го уровня 2020/221 учебного года.
В случае равенства баллов в рейтинговом списке у двух и более школьников приоритет в приглашении на программу имеют школьники, показавшие лучший результат на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021/22 учебного года.
3.6. Участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021-2022 учебного года не могут принять участие в Апрельской образовательной программе по химии. При этом они могут принять участие в Августовской образовательной программе по химии Образовательного центра «Сириус».
3.6.1.Школьники, принявшие участие в Августовской образовательной программе по химии 2021 года, не смогут участвовать в Апрельской образовательной программе по химии 2022 года.
3.7. От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 20% школьников по каждому классу.
3.8. Список школьников, приглашенных для участия в образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 24 февраля 2022 года.
3.9. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, будут заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 17 марта 2022 года.
3.10. Учащиеся 9-10 классов, приглашенные на Образовательную программу, должны прислать организаторам смены собственную оригинальную задачу по химии олимпиадного уровня.
4. Аннотация образовательной программы
Программа включает в себя теоретические (лекции, семинары) и практические занятия в лабораториях по неорганической, аналитической и органической химии, лекции и семинары ведущих преподавателей. Также предусмотрены спортивные и культурно-досуговые мероприятия, экскурсии по Олимпийскому парку, в Красную Поляну. Помимо этого, в вечернее время школьникам предоставляется возможность посещать образовательные лекции, расширяющие их кругозор.
5. Финансирование образовательной программы
5.1. Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы – осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».
Темой журнала «X Химическая образовательная программа» (апрель 2022 года) выбран химический элемент 16 группы теллур, являющийся аналогом серы и селена.
В рубрике «Теория» представлена заметка о финальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022 года, в которой представлена любопытная статистика и приведены несколько задач. Другая статья рассказывает о кислых солях.
Рубрика «Практикум» содержит интересные материалы по химии теллура и описывает опыты по использованию растительных соков как кислотно-основных индикаторов.
Традиционными для журнала являются подборки задач участников и преподавателей смены.