Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 20 марта 2022 года
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники
Список участников образовательной программы
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru
Образовательная программа была ориентирована на обеспечение эффективного старта учащихся 8 класса в изучении физики.
Школьники прослушали лекции по физике по разделам «Избранные разделы механики» и «Тепловые явления», целью которых являлось изучение на повышенном уровне соответствующего теоретического материала:
– Общефизическое введение
– Механическая энергия. Сохранение энергии
– Потенциальная энергия и равновесие механической системы. Принцип минимума потенциальной энергии. Потенциальные кривые. Метод виртуальных перемещений
– Внутренняя энергия. Баланс энергии в организме животных. Работа мышц. Еще раз о сохранении энергии
– Тепловые явления. Основы молекулярно-кинетической теории. Тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса
– Изменение агрегатного состояния вещества. Теплота фазового перехода. Механизмы теплопередачи. Закон Ньтона-Рихмана. Теплопроводность
– Основные понятия и определения кинематики. Система отсчета. Радиус-вектор. Скорость. Ускорение
– Равноускоренное движение. Некоторые задачи баллистики
– Движение точки по окружности. Криволинейное движение. Ускорение при криволинейном движении. Радиус кривизны траектории
– Законы Ньютона. Силы в механике
– Импульс тела и системы тел. Закон сохранения импульса. Теорема о движении центра масс
– Законы изменения и сохранения механической энергии. Упругие и неупругие соударения тел
Также школьники изучили теоретический материал блока «Математика для физиков». Углубленное знакомство с некоторыми разделами школьного курса математики необходимо для успешного освоения учебного материала по физике. Курс представлен лекциями, направленными на знакомство обучающихся с тригонометрическими функциями и векторами и с применением векторов в механике:
– Тригонометрические функции и их графики
– Тригонометрическая окружность. Основное тригонометрическое тождество
– Понятие вектора. Действия с векторами. Сложение векторов по правилу треугольника
– Действия с векторами. Сложение векторов по правилу параллелограмма. Вычитание векторов. Умножение вектора на число
– Понятие центра масс. Решение и разбор задач по тригонометрии
Отработка навыков решения задач повышенной сложности по физике проводилась на семинарах. С каждой группой были проведены семинары по темам «Кинематика», «Механическая энергия. Основы статики и динамики» и «Тепловые явления».
Кинематика
– Прямолинейное движение по прямой. Средняя скорость. Относительное расстояние
– Графическое представление прямолинейного движения
– Равномерное движение на плоскости
– Сложение скоростей
– Относительная скорость
– Методы решения комбинированных кинематических задач
– Равноускоренное прямолинейное движение
– Криволинейное движение с ускорением. Задачи баллистики
Механическая энергия. Основы статики и динамики
– Оценки. Метод размерностей
– Механическая работа и закон сохранения механической энергии
– Равновесие. Метод виртуальных перемещений
– Равновесие твердых тел. Теорема о трех силах. Равновесие комбинированных систем, состоящих из блоков и рычагов
– Применение законов Ньютона для решения задач о движении под действием нескольких сил. Движение по наклонной плоскости
Тепловые явления
– Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса
– Фазовые переходы. Плавление и испарение. Уравнение теплового баланса с учетом теплоты фазового перехода. Мощность и КПД
– Графики зависимости температуры системы от времени. Графические методы решения задач с тепловыми потерями
– Применение уравнения теплового баланса при наличии тепловых потерь и фазовых переходов
Изучение теоретического материала сопровождалось выполнением практических задач олимпиадного уровня трудности. Эти занятия проводились на уровне, обеспечивающем подготовку школьников к практическому туру Олимпиады им. Дж. К. Максвелла по физике. Были организованы занятия по методике проведения измерений физических величин.
На практических занятиях школьники выполняли работы совместно с преподавателем, постепенно отрабатывая навыки выполнения экспериментальных работ по физике. В первом учебном блоке обучающиеся познакомились с правилами выполнения экспериментальных работ. На этих занятиях их научили обрабатывать экспериментальные данные, оценивать погрешности и строить графики. Второй блок занятий подразумевал самостоятельное выполнение практических работ под руководством преподавателей. В начале занятия преподаватель разъяснял обучающимся поставленную задачу, далее помогал ее выполнять. Каждую задачу практикума школьники должны были выполнить, обработать полученные результаты, оформить письменный лабораторный отчет и в личной беседе с преподавателем объяснить полученные результаты.
Также были организованы индивидуальные консультации по порядку выполнения работ.
Были проведены входная олимпиада (с разбором), контрольные работы по математике (тригонометрия и векторы), кинематике, тепловым явлениям и обработке экспериментальных данных и заключительная олимпиада.
За время программы учащиеся получили опыт анализа физических явлений, соотнесения изучаемого теоретического материала с практическими явлениями, решения теоретических задач, приобрели навыки выполнения практических работ (включая выбор стратегии проведения экспериментального мини-исследования, сборку экспериментальной установки, проведение измерений, обработку экспериментальных данных, получение и анализ физического результата).
Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Порядок проведения апелляции
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Решения заданий заключительного отборочного тура
Регламент проведения заключительного тура
Список участников заключительного тура
Решения заданий дистанционного тура
В конкурсном отборе на программу могут принять участие школьники 7 классов (на март 2022 года). В качестве исключения могут быть приглашены учащиеся 6 класса, прошедшие отбор по программе 7 класса.
Отбор участников осуществляется в два тура. Первый тур – дистанционный учебно-отборочный курс. Второй тур – заключительный тур в регионах Российской Федерации.
С 2 марта по 23 апреля 2022 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс.
Дистанционное тестирование с целью отбора на заключительный тур будет проведено 23 апреля.
По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдет на площадках в субъектах РФ 14 мая 2022 года.
Регламент проведения заключительного отборочного тура, места и время проведения тура в регионах будут опубликованы на сайте не позднее 27 апреля.
Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 30 мая.
К участию в образовательной программе не допускаются участники образовательных программ Образовательного центра «Сириус» по физике, а именно:
– Сентябрьская образовательная программа «Физика. Старт в науку» (сентябрь 2021 года);
– Апрельской физической образовательной программы (апрель 2022 года).
Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте не позднее 3 июня 2022 года.
С 1 июля по 30 августа 2022 года для участников образовательной программы будет доступен дистанционный курс предобучения.
Учитель физики академического лицея «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета Российской академии наук и Городского центра физического образования при лицее, председатель жюри экспериментального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, автор книги «Физический кружок для шестиклассников и семиклассников», кандидат физико-математических наук
Научный руководитель лицея «Воробьевы горы» (г. Москва), почетный работник сферы образования Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования, лауреат премии Президента РФ, руководитель творческого объединения «Olphys»
Заместитель директора академического лицея «Физико-техническая школа» им. Ж.И. Алферова Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета РАН, преподаватель математики, почетный работник общего образования РФ, стипендиат Алферовского фонда, многократный лауреат Корчаковской премии, соавтор учебников по алгебре и началам анализа, лауреат премий «Учитель, воспитавший Ученика» и «Наставник будущих ученых» фонда «Династия», победитель конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование» (2012, 2018), многократный лауреат премий правительства Санкт-Петербурга в области образования
Доцент кафедры общей физики физического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, cтарший методист отдела подготовки к интеллектуальным соревнованиям Центра педагогического мастерства (г. Москва), кандидат физико-математических наук, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации
Преподаватель тихоокеанских смен Центра довузовской подготовки Дальневосточного федерального университета, член жюри краевой олимпиады по физике и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
Учитель физики лицея «Воробьевы горы» (г. Москва), победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках нацпроекта «Образование», тренер сборной Москвы по физике, педагог олимпиадных физических школ OlPhys, член жюри Московской олимпиады школьников по физике и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, лауреат гранта Правительства Москвы в сфере образования, обладатель Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации и медали «За вклад в развитие образования»
Учитель физики лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алфёрова, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, заслуженный учитель РФ, неоднократный победитель конкурса на присуждение премии лучшим учителям в педагогической деятельности
Преподаватель Городского центра физического образования и Летней физической школы при академическом лицее «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета Российской академии наук, аспирант Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А.Стеклова РАН (ПОМИ РАН), член жюри городской олимпиады Санкт-Петербурга по физике, призер Всероссийской олимпиады школьников по физике
Преподаватель физики школы №2086 (Москва), методист Центра педагогического мастерства (Москва), член жюри международной олимпиады по экспериментальной физике (IEPhO), лауреат гранта Правительства Москвы в сфере образования (2018, 2019), кандидат физико-математических наук
Преподаватель математики Академического лицея «Физико-техническая школа», почетный работник общего образования России, лауреат Корчаковской премии, лауреат гранта фонда «Династия» в номинации «Учитель, воспитавший Ученика», эксперт ЕГЭ
Тренер сборной Москвы по физике по подготовке к экспериментальным турам олимпиад, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, организатор экспериментальных туров по физике международной олимпиады Мегаполисов, организатор олимпиады для преподавателей «Учитель школы большого города», лауреат гранта правительства Москвы в сфере образования
Сотрудник учебно- методической лаборатории по работе с одарёнными детьми МФТИ, учитель физики высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования, победитель конкурса «Лучшие учителя России» нацпроекта «Образование» (2006, 2010)
Преподаватель Городского центра физического образования и Летней физической школы при академическом лицее «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета Российской академии наук, студент Университета ИТМО, призер Всероссийской олимпиады школьников по физике
Выпускник физического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, победитель и призер финала ВсОШ по астрономии, победитель олимпиады Санкт-Петербургского государственного университета по физике, призер олимпиады Физтеха по физике и математике
Учитель физики высшей квалификационной категории, лауреат премии Президента Российской Федерации за подготовку победителя международной олимпиады IOAA (2022), обладатель почетной грамоты Министерства образования Республики Мордовия (2019), доцент, кандидат технических наук
Студент Московского физико-технического института, призер международных олимпиад по физике, тренер сборной России по физике
Преподаватель Городского центра физического образования Академического лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алферова, научный сотрудник Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе РАН (Санкт-Петербург), член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, кандидат физико-математических наук
Учитель физики ГБОУ города Москвы Школа № 2044, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, народный учитель Республики Мордовия, учитель учителей Республики Саха (Якутия), доцент, кандидат педагогических наук.
Учитель физики высшей квалификационной категории Республиканского лицея для одаренных детей (Республика Мордовия), почетный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный учитель Республики Мордовия, двукратный победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках нацпроекта «Образование»
Учитель экспериментальной физики академического лицея «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета Российской академии наук, преподаватель Городского центра физического образования и Летней физической школы при лицее
Преподаватель физики и физического практикума школы №1589 (Москва) и физико-математического отделения лицея «Воробьевы горы» (Москва), сотрудник и студентка магистратуры физического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, преподаватель тренерского штаба команды Москвы по физике, трехкратный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике, победитель Московской олимпиады школьников
Преподаватель Городского центра физического образования и Летней физической школы при Академическом лицее «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алферова, аспирант Математического института имени В.А.Стеклова Российской академии наук, призер Всероссийской олимпиады школьников по физике
Методист Центра педагогического мастерства (г. Москва), тренер сборной Москвы по физике по подготовке к экспериментальным турам олимпиад, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, организатор экспериментальных туров по физике Международной олимпиады мегаполисов
Учитель физики, преподаватель отделения дополнительного образования и Летнего физического лагеря лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алфёрова
Студент Московского физико-технического института, призер Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, призер международной астрономической олимпиады IAO (Шри-Ланка, 2018)
Магистр факультета математики Высшей школы экономики и Сколтеха, призер Международной олимпиады по экспериментальной физике IEPHO
Учитель физики академического лицея «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета Российской академии наук, преподаватель Городского центра физического образования и Летней физической школы при лицее, магистрант Высшей школы экономики (Санкт-Петербург)
Старший преподаватель кафедры физики Новосибирского государственного университета и СУНЦ НГУ, председатель жюри региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и Олимпиады имени Дж.К.Максвелла, член жюри Международной олимпиады по экспериментальной физике (IEPhO), тренер сборной г. Новосибирска по физике
Преподаватель Городского центра физического образования и Летней физической школы при Академическом лицее «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алферова, студент Университета ИТМО, золотой медалист международной олимпиады по физике
Старший научный сотрудник кафедры физики твердого тела физического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри Московской олимпиады школьников по физике и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике в городе Москве, автор диагностических и тренировочных работ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по физике, кандидат физико-математических наук
Положение о Сентябрьской образовательной программе
«Физика. Старт в науку» Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Сентябрьской образовательной программы «Физика. Старт в науку» Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), её методическое и финансовое обеспечение.
1.1. Образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и успех») с 1 по 24 сентября 2022 года.
1.2. К участию в образовательной программе приглашаются учащиеся 8-х классов (на сентябрь 2022 года), обучающиеся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Общее количество участников образовательной программы: не более 125 человек.
1.3. К участию в образовательной программе допускаются только школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации.
1.4. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.5. Научно-методическое и кадровое сопровождение осуществляют сотрудники Центра педагогического мастерства г. Москвы, физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского физико-технического института, Академического лицея «Физико-техническая школа» им. Ж.И. Алферова (г. Санкт-Петербург).
1.6. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда «Талант и успех».
1.8. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.
1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.9.1. Школьник может быть отчислен с программы решением Координационного совета программы, если им не усваиваются материалы образовательной программы или систематически пропускаются занятия без уважительной причины, независимо от результатов отбора.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на обеспечение эффективного старта учащихся 8-х классов в изучении физики и на организацию систематической работы с талантливыми школьниками, выявленными путем конкурсного отбора по итогам самостоятельной работы.
2.2. Задачи образовательной программы:
– развитие способностей учащихся в области физики и расширение их кругозора;
– углубленное изучение дополнительных вопросов школьного курса физики;
– рассмотрение приемов и методов решения теоретических олимпиадных задач по физике;
– развитие навыков решения экспериментальных физических задач олимпиадного типа;
– популяризация физики как науки.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядком отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука».
3.2. В конкурсном отборе на программу могут принять участие школьники 7 классов (на март 2022 года) из образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
В качестве исключения могут быть приглашены учащиеся 6 класса, прошедшие отбор по программе 7 класса.
3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».
Регистрация будет доступна до 20 марта 2022 года. Не зарегистрировавшиеся школьники к участию в образовательной программе не допускаются.
3.4. Отбор участников осуществляется в два тура. Первый тур – дистанционный учебно-отборочный курс. Второй тур – заключительный тур в регионах Российской Федерации.
3.5. С 2 марта по 23 апреля 2022 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс. Информация о курсе размещается в личном кабинете участника после его регистрации.
3.6. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на заключительный тур будет проведено 23 апреля 2022 года.
3.7. По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдет на площадках в субъектах РФ 14 мая 2022 года.
3.8. Список школьников, допущенных к участию в заключительном отборочном туре, будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 27 апреля 2022 года.
3.9. Регламент проведения заключительного отборочного тура, места и время проведения этого тура в регионах будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 27 апреля 2022 года.
3.10. Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 30 мая.
3.11. В образовательной программе «Физика. Старт в науку» могут принять участие не более 10 школьников от одного субъекта Российской Федерации.
3.12. К участию в образовательной программе не допускаются участники образовательных программ Образовательного центра «Сириус» по физике, а именно:
– Сентябрьская образовательная программа «Физика. Старт в науку» (сентябрь 2021 года);
– Апрельской физической образовательной программы (апрель 2022 года).
3.13. Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 3 июня 2022 года.
3.14. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 16 августа 2022 года.
3.15. С 1 июля по 30 августа 2022 года для участников образовательной программы будет доступен дистанционный курс предобучения.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия по физике, лекции и семинары ведущих педагогов, индивидуальные консультации, общеобразовательные, спортивные и культурно-досуговые мероприятия, экскурсии по Олимпийскому парку, в Красную Поляну, по историческим местам города Сочи.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».