Образовательная программа была ориентирована на развитие лингвистических и творческих способностей учащихся и включала в себя следующие части: теоретическая лингвистика с упором на изучение типологического разнообразия языков мира и решение олимпиадных задач, проектная и учебно-исследовательская работа учащихся, популярные лекции ведущих ученых по лингвистике и смежным наукам.
В рамках теоретической части программы участники учились базовым идеям и методам лингвистики как науки о языковом разнообразии мира и об устройстве человеческого языка в целом. Практическое применение этих идей и методов отрабатывалось на материале олимпиадных задач.
Школьники познакомились с методами решения лингвистических задач и расширили знания о различных уровнях языка и разделах лингвистики.
Учащиеся были разбиты на группы с учетом их уровня подготовки.
В рамках проектной и учебно-исследовательской части программы участники в группах провели самостоятельные лингвистические исследования под руководством преподавателя. Проводимые исследования предполагали междисциплинарный подход с использованием современных информационных технологий и методов математической статистики. В конце исследования школьники описали и представили результаты своей работы.
Программа состояла из четырех основных компонентов:
– семинары
– мастерские
– лекции и мастер-классы
– исследовательские проекты участников
Семинары
В рамках программы были предложены циклы из трех занятий, которые подразделялись на два уровня: базовый и продвинутый.
Тематика занятий базового уровня:
Алгоритмизация обработки языковой информации
Искусственные знаковые системы в информатике
Искусственные языки
Автоматизированная обработка устных и письменных текстов
Компьютерная лингвистика
Интернет как лингвистический ресурс
Типы систем машинного перевода
Синтаксис языка программирования
Проблемы создания систем машинного перевода
Компьютерная лингводидактика
Phyton для обработки текстов
Компьютерная лексикография
Визуализации текстовых параметров с помощью языка R
Компьютерная фонетика
Корпус текстов
Обработка языковых данных
Тематика занятий продвинутого уровня:
Алгоритмизация обработки языковой информации
Искусственные знаковые системы в информатике
Автоматизированная обработка устных и письменных текстов
Компьютерная лингвистика
Гипертекстовые технологии представления текста
Интернет как лингвистический ресурс
Типы систем машинного перевода
Синтаксис языка программирования
Компьютерная лексикография
Компьютерная лингводидактика
Python для обработки текстов
Корпус текстов
Визуализации текстовых параметров с помощью языка R
Компьютерная фонетика
Синтаксис и семантика языка программирования
Математическая лингвистика
Обработка языковых данных
Темы задачных семинаров:
Задачи на озарение
Знаковые системы
Искусственные языки
История русского языка
Кельтские языки
Компьютерная лингвистика
Летоисчисление
Логическая структура языка
Местоимение
Морфология. Введение
Морфология глагола
Морфология существительного
Падежи и адлоги
Перепутанные соответствия
Подчинение
Порядок слов
Психо- и нейролингвистика
Родство
Синтаксис. Введение
Системы письма
Славянские языки
Сравнительно-историческое языкознание
Схемы кодирования ядерных актантов
Ударение
Фонетика
Числительные
Чукотско-камчатские языки
Мастерские
Компьютерное моделирование процессов понимания и вербализации
Визуализация данных
Искусственные языки, их виды и способы построения
Обработка языковых данных
Инструменты для обработки естественного языка
R для лингвистов: программирование и анализ данных
Лекции
Лингвистические технологии
Падежи в языках мира
R для лингвистов Как Альберты и Роберты стали такими популярными?
Появление речи
Работа со статистическими пакетами
Мастер-классы
Мастер-класс по составлению олимпиадных задач
Создание веб-приложений
Программирование и лингвистические данные
Анализ и обработка речевого сигнала с использованием нейронных сетей
Стартап: от идеи продукта до реализации
Войти в IT, когда филфак позади
Инструменты презентации
Работа со статистическими пакетами
Решение командных олимпиадных задач
Сравнение программ автоматического перевода
Машинное обучение и анализ данных
Исследовательские проекты
1. (В)месте или (в)розь
2. L1 – коронный, L2 – похоронный
3. ВсОШ, ЕГЭ, МГУ: род аббревиатур русского языка
4. Говорить или читать
5. Как сделать из овцы ворону и другая переводческая магия
6. Категоризация в искусстве
7. Крепкие соединения: как мы извлекаем коллокации
8. Типология грамматических категорий: корпусный подход
9. Языковое разнообразие России через окно браузера
Программа позволила учащимся познакомиться с различными аспектами научной и практической деятельности в области лингвистики и программирования. Учащиеся получили опыт решения олимпиадных задач, осмысления и представления приобретенных знаний, разработки и реализации проектов под руководством студентов и преподавателей, презентации полученных в рамках проектов результатов, работы в команде.
Список участников образовательной программы (Трек 2)
Условия и решения дистанционного тура (пароль: sirius)
Список участников заключительного тура
Рейтинговый список Трека 2
Результаты заключительного тура (после апелляции)
Условия, решения и критерии заключительного тура (пароль: sirius)
Результаты заключительного тура (после апелляции)
К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 7–10-х классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
Отбор участников образовательной программы проводится по двум трекам:
Трек 1: конкурсный отбор на основе дистанционного учебно-отборочного курса, дистанционного тестирования и заключительного отборочного тура;
Трек 2: конкурсный отбор на основе индивидуальных академических достижений (до 35 участников).
Учащиеся могут принять участие в конкурсном отборе на образовательную программу по обоим трекам.
Трек 1
С 30 марта по 28 мая 2022 года будет организован дистанционный учебно-отборочный курс в системе Сириус.Курсы.
Дистанционный учебно-отборочный курс завершается проведением дистанционного итогового тестирования, которое состоится 28 мая.
На заключительный отборочный тур, вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе, приглашаются учащиеся успешно прошедшие курс дистанционного постсопровождения образовательной программы по лингвистике 2021 года.
По совокупности результатов обучения в дистанционном учебно-отборочном курсе и результатов заочного итогового тестирования будет сформирован список участников заключительного отборочного тура.
Заключительный отборочный тур состоится 11 июня во всех регионах Российской Федерации, в которых учатся участники заключительного отборочного тура.
Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 24 июня.
Трек 2
Отбор участников по Треку 2 производится на основании академических достижений независимо от участия в отборочных испытаниях по Треку 1 и количества баллов, набранных участниками на них.
За академические достижения участникам начисляются баллы по следующей шкале:
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку |
Победитель заключительного этапа |
12 баллов |
Призер заключительного этапа |
9 баллов |
|
Победитель регионального этапа, не являющийся победителем или призером заключительного этапа |
6 баллов |
|
Призер регионального этапа, не являющийся победителем или призером заключительного этапа |
3 балла |
|
Традиционная олимпиада по лингвистике |
Диплом I степени |
12 баллов |
Диплом II степени |
10 баллов |
|
Диплом III степени |
8 баллов |
|
Всероссийская олимпиада школьников |
Диплом I степени |
9 баллов |
Диплом II степени |
6 баллов |
|
Диплом III степени |
3 балла |
|
Турнир им. М.В. Ломоносова |
Грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике |
3 балла |
Победитель заключительного этапа по лингвистике |
5 баллов |
|
Призер заключительного этапа по лингвистике |
2 балла |
|
Пригласительная олимпиада по лингвистике 2022 года | Грамота за успешное выступление | 2 балла |
Итоговый результат участника определяется как сумма двух наиболее высоких результатов по отдельным олимпиадам (в том числе по одной и той же олимпиаде в разные годы).
При отборе на образовательную программу учитываются академические достижения, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.
Список учащихся, приглашенных на образовательную программу, будет опубликован не позднее 29 июня 2022 года.
Порядок проведения апелляции на заключительном отборочном туре
на образовательную программу «Лингвистика»
Образовательного центра «Сириус»
1. Заявления на апелляцию принимаются до 16:00 23 июня (по московскому времени). Все апелляции рассматриваются в течение двух дней после окончания времени подачи заявлений.
2. Не рассматриваются апелляции по вопросам:
– содержания, структуры и критериев оценивания отборочных заданий;
– нарушения участником отбора требований, установленных регламентом отбора;
– неправильного оформления работы;
– процедуры проведения отборочного тура.
3. Процедура подачи апелляции.
3.1. Заявление на апелляцию подается путём заполнения специальной формы (одно заявление на все задачи, на которые подается апелляция), адрес которой будет опубликован одновременно с результатами тура. Если от одного участника подано несколько заявлений на апелляцию, то рассматривается первое из них, остальные игнорируются.
Форма автоматически направляет копию введённой информации на указанный при заполнении адрес электронной почты. Если такая информация не пришла в течение нескольких минут, то это означает, что неверно указан адрес электронной почты, или не была нажата кнопка «Отправить», или письмо попало в «Спам». В таких случаях необходимо повторно заполнить форму.
3.2. В заявлении на апелляцию подробно мотивируется несогласие с выставленными баллами, отдельно по каждому заданию, по которому есть несогласие. При этом опубликованные критерии проверки заданий в процессе апелляции не могут быть изменены, и апелляции на них не рассматриваются.
Апелляции, не содержащие мотивированного несогласия с выставленными баллами, отклоняются без рассмотрения.
4. Порядок рассмотрения апелляций.
4.1. Апелляции, не содержащие мотивированного несогласия с выставленными баллами по конкретным задачам, отклоняются без рассмотрения.
4.2. Рассмотрение апелляции представляет собой дополнительную полную проверку всех заданий отборочного тура двумя экспертами, не проверявшими ее ранее.
4.3. При необходимости к проверке работы могут быть привлечены другие эксперты.
4.4. В результате повторной проверки работы баллы за задания могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
4.5. Результатом рассмотрения апелляции является:
– отклонение апелляции без рассмотрения на основании п.2, п.3 или п.4.1. настоящего Порядка;
– отклонение апелляции и сохранение выставленных баллов;
– изменение выставленных баллов за работу.
4.6. Результаты рассмотрения апелляций утверждаются координационным советом образовательной программы. Школьники могут узнать о результатах рассмотрения апелляции из публикации окончательных итогов заключительного отборочного тура.
5. Разбор ошибок в работе и объяснение выставления баллов за задания не производятся.
6. Повторные апелляции и апелляции на результаты апелляции не предусмотрены.
Научный сотрудник Высшей школы экономики, доцент Российского государственного гуманитарного университета, кандидат филологических наук
Доцент кафедры общего языкознания имени Л.А.Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета, методист программы «Большие вызовы» 2019 года, кандидат филологических наук
Генеральный директор АНПО «Школьная лига», преподаватель-исследователь Санкт-Петербургского государственного университета
Студент филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Студент Высшей школы экономики
Учитель русского языка в школе «Летово», магистрант Высшей школы экономики
Студентка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Лаборант-исследователь Института языкознания РАН, магистрантка филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Специалист по направлению «Литературное творчество», ОЦ «Сириус»
Призер (2021) и абсолютный победитель (2022) Международной олимпиады по лингвистике
Студентка филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Ведущий методолог ООО «Сберобразование», младший научный сотрудник СПбГУ, кандидат педагогических наук
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, профессор РАН, председатель оргкомитета Традиционной олимпиады по лингвистике, доктор филологических наук
Лингвист, антрополог, научный сотрудник и старший преподаватель факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики
Студентка Школы лингвистики Высшей школы экономики, стажер-исследователь лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики
Студент филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студентка школы лингвистики Высшей школы экономики, призер Международной олимпиады по лингвистике (2021)
Магистр лингвистики, ассистент кафедры общего языкознания имени Л. А. Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета
Студентка Высшей школы экономики, стажёр-исследователь Международной лаборатории языковой конвергенции НИУ ВШЭ
Студент Высшей школы экономики, член Славянского лингвистического общества
Студентка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Студентка школы лингвистики Высшей школы экономики, призёр Международной олимпиады по лингвистике (2019)
Аспирантка филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Разработчик в Тинькофф, студент магистратуры факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, педагог Президентского физико-математического лицея № 239
Магистр Санкт-Петербургского государственного университета
Аспирантка Института русского языка имени В.В.Виноградова Российской академии наук, ИТ-лид портала разработчиков ВТБ API
Доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член научного общества имени Лейбница, кандидат педагогических наук
Стажер-исследователь Международной лаборатории языковой конвергенции Высшей школы экономики
Редактор, тренер по олимпиадному русскому языку и лингвистике
Доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета, научный сотрудник Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат филологических наук
Студентка филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат филологических наук
Преподаватель кафедры общего языкознания имени Л.А.Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета, письменный и устный переводчик, специалист по балтийским языкам
Российский лингвист, специалист в области типологии и грамматической теории, морфологии, корпусной лингвистики, африканистики и поэтики, заместитель директора Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик РАН, доктор филологических наук
Руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике, учитель английского языка и педагог дополнительного образования гимназии №642 «Земля и Вселенная» (Санкт-Петербург), аспирант филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Преподаватель изобретательских классов школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, лауреат премии Европейской ассоциации теоретической информатики
Студент школы лингвистики Высшей школы экономики
Студентка Санкт-Петербургского государственного университета
Преподаватель курсов по лингвистике для школьников, серебряный призер и бывший тренер команды Казахстана на Международной олимпиаде по лингвистике
Ассистент Школы лингвистики и стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории по формальным моделям в лингвистике Высшей школы экономики, педагог дополнительного образования школы №179 (Москва)
Студентка филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Начальник отдела организации общеобразовательных и профильных программ Образовательного Фонда «Талант и успех»
Студентка Высшей школы экономики
Студентка филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Положение об образовательной программе «Лингвистика» Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения образовательной программы «Лингвистика» Образовательного центра «Сириус» (далее — образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.1. Образовательная программа «Лингвистика» проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 октября 2022 года.
1.2. В образовательной программе могут принять участие школьники 8–11 классов (на сентябрь 2022 года), являющиеся учащимися образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.
Решение о приёме на программу школьников 6–7 классов (на сентябрь 2022 года), успешно прошедших отбор по программе более старших классов, принимается координационным советом программы в индивидуальном порядке.
1.3. Общее количество участников образовательной программы: не более 140 человек.
1.4. К участию в образовательной программе могут быть допущены только граждане Российской Федерации.
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».
1.7. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда «Талант и успех».
1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.
1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы: выявление школьников, заинтересованных в изучении лингвистики, их знакомство с современными проблемами, достижениями, методологией в данной области науки и возможностями применения знаний на практике, максимальное развитие творческих способностей участников образовательной программы, их способностей к анализу материала различных языков мира и к автоматической обработке текста с помощью современных информационно-компьютерных технологий, а также подготовка учащихся к олимпиадам по лингвистике, в том числе к Международной олимпиаде по лингвистике.
2.2. Задачи образовательной программы:
– развитие способностей учащихся в области лингвистики;
– расширение кругозора учащихся;
– подготовка учащихся к участию в олимпиадах по лингвистике;
– популяризация лингвистики как науки;
– формирование у участников образовательной программы навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий;
– расширение знаний учащихся в области смежных с лингвистикой наук;
– эстетическое воспитание и развитие творческих способностей участников образовательной программы.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общего порядка отбора в Образовательный центр «Сириус»
3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 7–10-х классов (на март 2022 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
3.3. Для участия в конкурсном отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Прием заявок будет открыт до 24 апреля 2022 года. Не зарегистрировавшиеся школьники к участию в образовательной программе не допускаются.
3.4. Для школьников, зарегистрировавшихся на программу, в период с 30 марта по 28 мая 2022 года будет организован дистанционный учебно-отборочный курс в системе Сириус.Курсы.
3.5. Дистанционный учебно-отборочный курс завершается проведением дистанционного итогового тестирования, которое состоится 28 мая 2022 года. Регламент проведения тестирования будет опубликован на странице программы не позднее 24 мая.
На заключительный отборочный тур, вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе, приглашаются учащиеся успешно прошедшие курс дистанционного постсопровождения образовательной программы по лингвистике 2021 года.
По совокупности результатов обучения в дистанционном учебно-отборочном курсе и результатов заочного итогового тестирования будет сформирован список участников заключительного отборочного тура.
3.6. Заключительный отборочный тур состоится 11 июня 2022 года во всех регионах Российской Федерации, в которых учатся участники заключительного отборочного тура.
Регламент проведения заключительного отборочного тура будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 июня 2022 года.
3.7. Список школьников, допущенных к участию в заключительном отборочном туре, а также места и время проведения тура будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 июня 2022 года.
3.8. Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 24 июня.
3.9. Отбор участников образовательной программы проводится по двум трекам:
Трек 1: конкурсный отбор на основе дистанционного учебно-отборочного курса, дистанционного тестирования и заключительного отборочного тура;
Трек 2: конкурсный отбор на основе индивидуальных академических достижений (до 35 участников).
3.10. По Треку 1 составляются два ранжированных списка учащихся на основе результатов дистанционного учебно-отборочного курса (вес — 10%), дистанционного тестирования (вес — 10%) и заключительного отборочного тура (вес — 80%): 1) общий список для учащихся 7 и 8 классов; 2) общий список для учащихся 9 и 10 классов. Из каждого списка отбирается до 55 участников по следующим правилам:
1. от каждого региона, представленного на 100 верхних позициях в списке учащихся по данной паре классов, отбирается 1 участник с наивысшим рейтингом;
2. на оставшиеся места отбираются участники с наивысшим рейтингом вне зависимости от региона обучения.
При этом для участия в образовательной программе по Треку 1 могут быть отобраны только учащиеся, набравшие число баллов не меньше минимального порогового значения, установленного координационным советом.
3.11. В случае, если на участие в образовательной программе претендуют несколько учащихся, показавших одинаково высокие результаты, координационный совет учитывает (в порядке убывания приоритета): 1) их академические достижения по схеме, описанной в пункте 3.13; 2) количество баллов за заключительный отборочный тур; 3) количество баллов за дистанционное тестирование.
3.12. Отбор участников по Треку 2 производится на основании академических достижений независимо от участия в отборочных испытаниях по Треку 1 и количества баллов, набранных участниками на них.
3.13. При оценке академических достижений учитываются следующие олимпиады школьников:
– Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2020/2021 и 2021/2022 учебных годов;
– Традиционная олимпиада по лингвистике (Московская олимпиада школьников по лингвистике) 2020/2021 и 2021/2022 учебных годов;
– Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по русскому языку 2020/2021 и 2021/2022 учебных годов;
– Турнир имени М.В. Ломоносова 2021/2022 учебного года;
– Пригласительная олимпиада по лингвистике 2022 года.
За академические достижения участникам начисляются баллы по следующей шкале:
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку |
Победитель заключительного этапа |
12 баллов |
Призер заключительного этапа |
9 баллов |
|
Победитель регионального этапа, не являющийся победителем или призером заключительного этапа |
6 баллов |
|
Призер регионального этапа, не являющийся победителем или призером заключительного этапа |
3 балла |
|
Традиционная олимпиада по лингвистике |
Диплом I степени |
12 баллов |
Диплом II степени |
10 баллов |
|
Диплом III степени |
8 баллов |
|
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по русскому языку |
Диплом I степени |
9 баллов |
Диплом II степени |
6 баллов |
|
Диплом III степени |
3 балла |
|
Турнир им. М.В. Ломоносова |
Грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике |
3 балла |
Победитель заключительного этапа по лингвистике |
5 баллов |
|
Призер заключительного этапа по лингвистике |
2 балла |
|
Пригласительная олимпиада по лингвистике | Грамота за успешное выступление | 2 балла |
Итоговый результат участника определяется как сумма двух наиболее высоких результатов по отдельным олимпиадам (в том числе по одной и той же олимпиаде в разные годы). После этого составляется ранжированный список, из которого отбираются учащиеся, имеющие наибольший итоговый результат (не более 35 человек). При равенстве баллов нескольких участников координационный совет оставляет за собой право учесть в качестве дополнительного критерия результаты данных участников в отборе по Треку 1.
При отборе на образовательную программу учитываются академические достижения, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.
3.14. Учащиеся могут принять участие в конкурсном отборе на образовательную программу по обоим трекам. При этом учащиеся, прошедшие конкурсный отбор по обоим трекам, учитываются только в общем количестве участников, прошедших конкурсный отбор по Треку 2.
3.15. Список учащихся, приглашенных на образовательную программу, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 29 июня 2022 года.
3.16. Даты публикации списков и регламентов могут быть изменены координационным советом программы.
3.17. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, будут заменены на следующих по рейтингу участников отбора по Треку 1 из соответствующей возрастной группы (7–8 классы или 9–10 классы на момент подачи заявки). Внесение изменений в список участников программы происходит до 16 сентября 2022 года.
4. Аннотация образовательной программ
Образовательная программа ориентирована на развитие лингвистических и творческих способностей учащихся. Программа включает следующие части: теоретическая лингвистика с упором на изучение типологического разнообразия языков мира и решение олимпиадных задач, проектная и учебно-исследовательская работа учащихся, популярные лекции ведущих ученых по лингвистике и смежным наукам.
В рамках теоретической части программы осуществляется обучение участников базовым идеям и методам лингвистики как науки о языковом разнообразии мира и об устройстве человеческого языка в целом; практическое применение этих идей и методов отрабатывается на материале олимпиадных задач. Программа ориентирована на ознакомление учащихся с методами решения лингвистических задач и расширение их знаний о различных уровнях языка и разделах лингвистики. Учащиеся будут разбиты на группы с учетом их уровня подготовки.
В рамках проектной и учебно-исследовательской части программы учащиеся будут разделены на группы, каждая из которых должна будет провести самостоятельное лингвистическое исследование под руководством преподавателя, а также описать и представить результаты своей работы. Проводимые лингвистические исследования предполагают междисциплинарный подход с использованием современных информационно-компьютерных технологий и методов математической статистики.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников — участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».