help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
1-24 сентября 2022

Агробиология и генетика растений

Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 17 апреля 2022 года
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники

 

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru

О программе

Образовательная программа была организована преподавателями Санкт-Петербургского государственного университета с привлечением ведущих специалистов из Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова, Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии, Субтропического научного центра Российской академии наук».

Программа была ориентирована на ознакомление учащихся с современными проблемами, достижениями, методологией генетики и агробиотехнологии растений, возможностями применения знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся. 

Основная цель программы — сформировать у учащихся представление о возможности и необходимости вывести селекцию растений, как способ целенаправленного формирования у растений нужных адаптаций и признаков, на уровень требований и возможностей «постгеномной эры», что формулируется как «селекция следующего поколения — next generation breeding NGB». Основные вызовы, на которые предстоит ответить генетикам, — это необходимость создания высокопродуктивного и устойчивого сельскохозяйственного производства с минимальным экологическим риском. 

Программа смены была разделена на три блока.

Лекции охватывали основные проблемы генетики и селекции растений (с элементами геномики), транскриптомики, метаболомики, биотехнологии растений (с элементами генной инженерии), экологии растений. Изучаемые темы предполагали наличие у участников образовательной программы глубоких знаний школьных курсов биологии и химии. 

Школьники прослушали лекции по основным вопросам агробиотехнологии растений на темы: 

Вызовы современному сельскому хозяйству 
Генетика. Генбанки 
Доместикация и генетическое разнообразие 
Введение в биотехнологию растений. 
Молекулярные маркеры 
Биобезопасность новых агротехнологий 
Геномное редактирование 
Геномика растений: методы, результаты и их применение в селекции 
Метаболомика растений 
Симбиогенетика

Краткие планы лекций

По окончании лекций школьникам было предложено ответить на 12 вопросов по вариантам.

Тестовые задания

Во втором блоке школьники в группах выполняли лабораторные работы, целью которых было освоение базовых методов современной агробиотехнолоии и подготовка к выполнению научных проектов. 

Темы практических занятий: 

Методы выделения ДНК 
ПЦР для анализа полиморфизмов ДНК 
Культуры клеток растений
Культивирование микроорганизмов 
Рестрикция ДНК
Основы биоинформатики

Материалы практикума

В третьем блоке школьники работали над научными проектами и представили результаты на конференции.

Исследовательские проекты

1. Молекулярные маркеры в селекции растений
2. Изучение эффективности SCoT-маркеров для характеристики внутривидового разнообразия и оценки генетической стабильности Osmunda regalis L. в медленнорастущей коллекции in vitrо
3. Создание генно-инженерных конструкций с генами флуоресцентных белков
4. Поиск и анализ новых клТ-ДНК в природно-трансгенных растениях
5. Оптимизация параметров транзиентной трансформации протопластов винограда
6. Поиск предполагаемых мишеней транскрипционного фактора MtLEC1

Описание проектов


1. Молекулярные маркеры в селекции растений

Руководитель проекта: Антонова О.Ю.

О проекте: Целью проекта было познакомить учащихся с основными типами молекулярных маркеров и с возможностями их применения для идентификации генов хозяйственно-ценных признаков на примере картофеля и пшеницы. 

Было поставлено две задачи: 

– Идентифицировать аллели гена короткостебельности Rht-B1 у сортов мягкой пшеницы. 
– Провести молекулярный скрининг гибридов картофеля на наличие маркеров генов устойчивости к различным патогенам и выделить гибридные генотипы с пирамидами генов от обоих родительских сортов.

В ходе выполнения первой задачи была изучена выборка 46 сортов мягкой пшеницы из коллекции ВИР, контрастных по высоте растения. Выборка включала два контрольных сорта, несущие анализируемые в ходе проекта аллели Rht-B1e и Rht-B1h. Аллель Rht-B1е связана с нонсенс-мутацией в последовательности самого гена, ее идентификация была проведена при помощи dCAPS-маркеров. Аллель Rht-B1h вызвана инсерцией в регуляторной области, соответственно, для детекции использовали SCAR-маркеры, которые генерируются праймерами, специфичными к последовательностям на границе вставки. Молекулярный скрининг с использованием недавно разработанного dCAPS-маркера B1e/HinfI (Поротников и др., 2021) на выборке образцов коллекции был проведен впервые. В результате в выборке 44 сортов мягкой пшеницы (не считая контролей) было выявлено 3 генотипа с аллелью Rht-B1h и 7 генотипов с аллелью Rht-B1е. 

При решении второй задачи были использованы гибридные клоны, полученные от скрещиваний между сортами, несущими гены устойчивости к различным патогенам. Было изучено три комбинации скрещиваний, от 14 до 38 гибридных генотипов в каждой (всего золотистой картофельной нематоде), маркер Gpa2-2 гена Gpa2 (устойчивость к бледной картофельной нематоде), маркеры 5Rx1 и YES3-3A соответственно генов Rx1 и Rysto все остальные относились к STS- или SCAR-типам. Маркеры были подобраны по литературным источникам из числа тех, которые активно используются в молекулярной диагностике картофеля.

В результате в каждой комбинации были выявлены генотипы, унаследовавшие в разных сочетаниях маркеры от обоих родительских сортов, и единичные гибриды, объединяющие все маркеры генов устойчивости родителей. Таким образом, проведение молекулярного скрининга позволило выделить наиболее перспективные для селекции гибридные клоны, а также на раннем этапе отбраковать те клоны, которые не унаследовали генов устойчивость от родителей. 

Презентация проекта


2. Изучение эффективности SCoT-маркеров для характеристики внутривидового разнообразия и оценки генетической стабильности Osmunda regalis L. в медленнорастущей коллекции in vitrо

Руководитель проекта: Маляровская В.И.

О проекте: Цель проекта — изучить эффективность SCoT-праймеров для характеристики внутривидового разнообразия и оценки генетической стабильности Osmunda regalis L. в медленнорастущей коллекции in vitrо.

Результаты: 

1. Провести апробацию 36 SCoT-праймеров на Osmunda regalis L. 
2. Определить наиболее перспективные для генотипирования целевого вида SCoT-маркеры. 
3. Сравнить ДНК Osmunda regalis L. из коллекции in vitro с маточным растением. 
4. Оценить генетическую стабильность культивируемых в медленнорастущей коллекции in vitro образцов O. regalis L. 

Учащиеся получили сведения о создании и сохранении коллекции исчезающих видов растений природной флоры Западного Кавказа в условиях in vitro, принципах генотипирования растений, позволяющих анализировать взаимоотношения внутри видов, между популяциями и отдельными генотипами. В ходе проекта были освещены приемы работы с видами природной флоры, депонирования in vitro, оценки генетической стабильности растений в медленнорастущей коллекции. 

В ходе выполнения проекта ребятами были освоены следующие методы: культивирование гаметофитов и спорофитов O. regalis, выделение ДНК из листьев по STAB-протоколу, оценка количества и качества выделенной ДНК на спектрофотометре Bio Drop (Великобритания); приготовление агарозного геля, оценка качества выделенной ДНК с помощью электрофореза в 1% агарозном геле, постановка ПЦР со SсoT-маркерами на амплификаторе «MiniAmp» (ThermoFisher, США), статистическая обработка данных с помощью программного приложения Microsoft Exel и программы IMEC. 

Проведена апробация 36 SCoT-праймеров на папоротнике Osmunda regalis L., определены перспективные для генотипирования и оценки генетической стабильности длительно культивируемых растений in vitro SCoT-маркеры: SCoT3, SCoT7, SCoT8, SCoT13, SCoT14, SCoT15, SCoT16, SCoT18, SCoT19, SCoT20, SCoT28, SCoT29, SCoT32, SCoT34. Учащиеся самостоятельно работали с отечественными и зарубежными научными источниками посвященными изучению молекулярных маркеров их особенностей и свойств применения. 

Ценным практическим результатом проекта является подтверждение с помощью SCoT-маркеров генетической стабильности растений O. regalis из медленнорастущей коллекции in vitro и маточным растением. Внедрение и использование методов биотехнологии для ускоренного микроразмножения исчезающего вида папоротника при контроле его генетической стабильности с применением SCoT-маркеров, позволит пополнить исчезающие популяции этого вида в естественных местах произрастания.

Презентация проекта


3. Создание генно-инженерных конструкций с генами флуоресцентных белков

Руководитель проекта: Ганчева М.С.

О проекте: Цель проекта — создание 5 плазмид, содержащих последовательности генов устойчивости к гигромицину, генов флуоресцентных белков и промоторов, чувствительных к ауксину и цитокинину. 

Задачи: 

1. Наработать фрагменты генов устойчивости к гигромицину, генов флуоресцентных белков промоторов, чувствительных к ауксину и цитокинину, с помощью ПЦР. 
2. С помощью рестрикции и лигирования клонировать фрагменты в вектора. 
3. Наработать вектора в клетках кишечной палочки. 
4. Произвести отбор колоний с помощью бело-голубой селекции. 
5. Проверить наличие вставки в вектора с помощью ПЦР и рестрикции. 

Учащиеся получили сведения о различных методах клонирования, этапах создания генно-инженерных конструкций и их практическом применении. 

В ходе выполнения проекта учащимися были освоены следующие методы молекулярной биологии: ПЦР, рестрикция, лигирование, трансформация бактерий, выделение плазмидной ДНК, оценка количества и качества выделенной ДНК с использованием спектрофотометра Nanodrop, приготовление агарозного геля, разделение фрагментов в агарозных гелях, выделение ДНК из агарозного геля. 

Проведена наработка фрагментов с помощью ПЦР и после выделения полученных фрагментов ДНК были проведены рестрикция и лигирование для клонирования фрагментов в нужные вектора. Далее была проведена трансформация клеток E. coli полученной лигазной смесью. Наличие вставки проверялось двумя способами – ПЦР с колоний и рестрикцией. Школьники самостоятельно проанализировали литературу, посвященную различным флуоресцентным белкам и промоторам растений. 

Практическим результатом работы является получение пяти векторов, которые могут быть использованы для создания цельного вектора для анализа активности промоторов трех генов.

Презентация проекта


4. Поиск и анализ новых клТ-ДНК в природно-трансгенных растениях

Руководитель проекта: Хафизова Г.В.

О проекте: Цель работы — на основе расширенного списка известных природно-трансгенных растений выявить формы с протяженными клТ-ДНК и реконструировать временные отрезки, в которые происходила трансформация растений в ходе эволюции. 

Задачи: 

1. Составить базы последовательностей, ранее найденных в разных клТ-ДНК. 
2. Провести поиск клТ-ДНК в геномах двудольных растений и выделить новые виды. 
3. Определить состав найденных клТ-ДНК, построить карты. 
4. Провести датировку актов трансформации растений в ходе их эволюции. 

Учащиеся получили сведения о природно-трансгенных растениях как о примере горизонтального переноса генов между растениями и бактериями. В ходе проекта были освещены алгоритмы поиска и анализа трансгенов в растительных геномах, с учащимися обсуждали значение данного явления, его масштабы и перспективы изучения, прикладные и фундаментальные аспекты, а также вклад полученных ими результатов в общую научную картину. 

В ходе выполнения проекта учащимися были освоены следующие методы: построение локального выравнивания (алгоритм BLAST), поиск открытых рамок считывания в программы Unipro UGENE, построение карт клТ-ДНК в программе SnapGene Viewer, а также работа с таблицами в Excel. Учащиеся самостоятельно знакомились с научной литературой по теме исследования, представленной статьями на русском и английском языках. Кроме того, участниками проекта была освоена работа с базами данных NCBI (nt, wgs). 

На первом этапе работы были подготовлены базы последовательностей, ранее найденных в клТ-ДНК. Далее был проведен поиск природно-трансгенных растений в базе NCBI wgs, содержащей полногеномные данные. Найденные образцы были объединены в список, из которого затем были отобраны виды, ранее уже отнесенные к списку природно-трансгенных, а также виды, в геномах которых были найдены последовательности агробактериального происхождения, не входящие в состав клТ-ДНК. Полученный таким образом итоговый список включал 28 образцов, из них 17 – это новые виды, в которых ранее не были найдены трансгены, и 11 – сортах тех видов, в которых ранее была обнаружена клТ-ДНК. 

В ходе следующего этапа работы мы изучили состав найденных клТ-ДНК и построили карты для самых протяженных вставок. Протяженные клТ-ДНК были найдены в геномах Triadica sebifera, Lonicera japonica и Lonicera maackii. В геноме вида Triadica представлена 2 последовательностями, в состав которых входят гены: RolC, orf13, orf14, последовательностями, в состав которых входят гены: RolB,RolC, cus, orf14, acs, sus. Все клТ-ДНК в данных видах организованы в виде несовершенных инвертированных повторов. 

Построение карт клТ-ДНК проходило в два шага. Сперва для уточнения координат открытой рамки считывания использовали программу Unipro UGENE, затем для отрисовки схемы использовали программу SnapGene Viewer. Всего было получено 9 изображений контигов. Один контиг Lonicera japonica, содержащий всего 1 ген Т-ДНК, не был представлен графически. 

Последним этапом работы была датировка актов трансформации растений в ходе их эволюции. Данный анализ проводили только для тех клТ-ДНК, чья структура представляет собой повтор. Путем сравнения плеч повтора были получены значения их различия в процентах, после чего эти значения делили на универсальную примерную скорость накопления мутаций в год, равную 6.5х10-9. Полученные значения расположили на временной шкале. В анализ вошли не только клТ-ДНК, найденные в ходе выполнения данного проекта, но также и найденные ранее другими научными коллективами. Первые акты трансформации датированы нами концом палеогена, далее они происходили на всем протяжении времени, включая наше время. Таким образом, можно сказать, что природное ГМО — это широко распространенное явление, первые примеры которого датированы поздним палеогеном. 

Таким образом, в ходе реализации проекта мы дополнили новыми примерами список известных природно-трансгенных видов, определили состав найденных клТ-ДНК и провели датировку актов агробактериальной трансформации, которая показала, что основные трансформационные события начались в последней трети палеогена и продолжаются по настоящее время.

Презентация проекта


5. Оптимизация параметров транзиентной трансформации протопластов винограда

Руководитель проекта: Физикова А.Ю.

О проекте: Цель проекта — оптимизировать методику выделения и трансфекции протопластов технических и столовых сортов винограда. 

Задачи: 

1. Выделение и сравнение жизнеспособности протопластов технических и столовых сортов винограда 
2. Трансфекция протопластов редактирующими конструкциями с репортерной меткой GFP 
3. Сравнение частот трансфекции протопластов технических и столовых сортов винограда 

В ходе выполнения проекта обучающиеся освоили современные методики выделения протопластов, химической PEG-опосредованной трансфекции редактирующими векторами, оценки жизнеспособности протопластов при помощи окрашивания трипановым синим и эффективности трансфекции детекцией GFP флуоресценции, а также научились микроклональному размножению древесных растений на примере винограда Vitis vinifera. Ребята самостоятельно прочитали статьи (на английском языке), посвященные CRISPR/ Cas9 редактированию, а также подбору условий селекции и регенерации растений для разных сортов винограда. 

Ценным практическим результатом работы является подбор условий рутинного выделения протопластов для трансфекции редактирующими конструкциями: подбор оптимальной температуры растворения целлюлазы, форматирование методики до объема пробирки типа Эппендорф, калибровка счетчика клеток Countess для повышения точности автоматического подсчета количества и жизнеспособности клеток в смешанной фракции протопластов, подбор оптимальных для выделения жизнеспособной фракции протопластов листьев: достоверно лучше протопласты выделились из молодых листьев технических сортов винограда. 

Полученные результаты будут полезны для подбора оптимальных направляющих РНК в рамках проекта НТУ Сириус по «Созданию форм винограда с комплексной устойчивостью на основе генетического редактирования (GNZH-RD-2008)».

Презентация проекта


6. Поиск предполагаемых мишеней транскрипционного фактора MtLEC1

Руководитель проекта: Творогова В.Е.

О проекте: На сегодняшний день развитие агробиологии во многом связано с методами геномного редактирования и одной из главных проблем этих методов является получение растений из клеток, в генетический материал которых были внесены изменения. Одним из путей решения данной задачи является изучение генов, ответственных за эмбриогенез растений, а также контроль их экспрессии. Ярким примером таких регуляторов является группа генов транскрипционных факторов NF-Y, многие из которых отвечают за развитие зародыша. Одним из важнейших представителей данной группы является белок LEAFY COTYLEDON1 (LEC1), изучению которого и был посвящен данный проект. 

Цель проекта — оценить влияние сверхэкспрессии гена транскрипционного фактора MtLEC1 на экспрессию предполагаемых генов-мишеней MtNF-YA3, MtGRF1, MtGRF4, MtHD-ZIP3, MtWOX1. 

Результаты: 

1. Не выявлено значимого влияния сверхэкспрессии гена MtLEC1 на уровни экспрессии генов MtNF-YA3, MtGRF1, MtGRF4, STF и MtHD-ZIPIII 
2. Не выявлено значимых различий в точности анализа ПЦР в реальном времени при использовании 0.5X и 1X буферов qPCRmix-HS (Евроген) 

Учащиеся получили сведения о принципах и особенностях проведения ПЦР в реальном времени для оценки уровня экспрессии генов. В ходе проекта были освещены различные аспекты молекулярно-генетической регуляции эмбриогенеза растений, а также основы методик поиска мишеней транскрипционных факторов. 

В ходе выполнения проекта учащимися были освоены следующие методы: постановка ПЦР в реальном времени, анализ данных о пороговых циклах с помощью методики delta delta Ct, построение графиков в среде R, статистический анализ данных с помощью t-критерия Стьюдента и критерия Хи-квадрат. Учащиеся проанализировали статьи, посвященные изучению генов-регуляторов эмбриогенеза у бобовых растений и модельных видов. 

Помимо данных о возможных генах-мишенях транскрипционного фактора MtLEC1, ценным практическим результатом работы является информация о возможности использования в два раза более низких концентраций буфера для проведения ПЦР в реальном времени по сравнению с концентрациями, рекомендованными производителем, что позволит в будущем оптимизировать проведение данного анализа.

Презентация проекта

Участники и порядок отбора

Результаты второго отборочного тура

Список участников второго отборочного тура

Решения заданий дистанционного тура

К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 8-10 классов образовательных организаций Российской Федерации.

Отбор участников осуществляется в два тура. Первый тур – дистанционный учебно-отборочный курс. Второй тур – решение практической задачи.

С 4 апреля по 28 мая для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс. Информация о курсе размещается в личном кабинете участника после его регистрации.

Дистанционное тестирование с целью отбора на второй тур будет проведено 28 мая.

Список школьников, допущенных к участию во втором отборочном туре, будет опубликован не позднее 2 июня 2022 года.

Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании баллов, полученных за выполнение практической задачи, предложенной руководителем программы.
Проверяются решения, которые были загружены участниками до 23 июня.

Результаты второго отборочного тура будут опубликованы не позднее 8 июля.

К участию в образовательной программе не допускаются участники образовательных программ Образовательного центра «Сириус»:
Олимпиадная биологическая образовательная программа (сентябрь 2021 года);
Мартовская образовательная программа по биологии (март 2022 года);

Список участников образовательной программы будет опубликован не позднее 14 июля

Информационный плакат для доски объявлений

Руководитель программы

Матвеева
Татьяна Валерьевна

Профессор кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор биологических наук

Преподаватели

Андреева
Елена Александровна

Научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук

Антонова
Ольга Юрьевна

Заведующая лабораторией молекулярной селекции и ДНК-паспортизации Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова (ВИР), кандидат биологических наук

Ганчева
Мария Семеновна

Научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук

Емельянов
Владислав Владимирович

Доцент кафедры генетики и биотехнологии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук

Конинская
Наталья Григорьевна

Младший научный сотрудник федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр Российской академии наук»

Лутова
Людмила Алексеевна

Профессор кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Университета «Сириус», доктор биологических наук

Маляровская
Валентина Ивановна

Заведующая отделом биотехнологии федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр Российской академии наук», кандидат биологических наук

Матвеенко
Андрей Георгиевич

Научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Университета «Сириус», кандидат биологических наук

Рогоза
Татьяна Михайловна

Старший преподаватель кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук

Творогова
Варвара Евгеньевна

Старший научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Университета «Сириус», кандидат биологических наук

Тихонович
Игорь Анатольевич

Академик РАН, декан биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии, профессор Университета «Сириус», доктор биологических наук

Физикова
Анастасия Юрьевна

Научный сотрудник Университета «Сириус», кандидат биологических наук

Хафизова
Галина Васильевна

Младший научный сотрудник кафедры генетики и биотехнологии Санкт-Петербургского государственного университета

Шхалахова
Русет Мадиновна

Младший научный сотрудник федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр Российской академии наук»

Положение о программе

Положение об образовательной программе
«Агробиология и генетика растений» Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения образовательной программы «Агробиология и генетика растений» Центра «Сириус» (далее – образовательная программа), методическое и финансовое обеспечение образовательной программы.

1.1. Образовательная программа «Агробиология и генетика растений» проводится в Центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех») с 1 по 24 сентября 2022 года.

1.2.  К участию в образовательной программе приглашаются школьники 9-11 классов (на сентябрь 2022 г.) образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.

1.3. Общее количество участников образовательной программы: не более 60 человек.

1.4. К участию в образовательной программе могут быть допущены только граждане Российской Федерации.

1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех».

1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», ФГБНУ ФИЦ Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова и ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур», ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии» и НЦМУ «Агротехнологии будущего».

1.7. В целях создания более широких возможностей посещения Образовательного центра «Сириус» допускается участие школьников в течение учебного года (с июля 2022 по июнь 2023 года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех».

1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора

1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник Образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

1.11. Школьник может быть отчислен с программы в случае если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы: выявление одаренных учащихся, заинтересованных в изучении молекулярной генетики и агробиотехнологии растений, их знакомство с современными проблемами, достижениями, методологией в данной области науки, возможностями применения знаний на практике, максимальное развитие их творческих способностей, повышение общекультурного и образовательного уровней участников образовательной программы.

2.2. Задачи образовательной программы:
– развитие способностей учащихся в области молекулярной биологии и генетики;
– расширение кругозора учащихся;
– популяризация генетики и агробиотехнологии растений;
– формирование у участников образовательной программы навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности;
– расширение знаний учащихся в области смежных с биологией наук;
– эстетическое воспитание и развитие творческих способностей участников образовательной программы.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус»

3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 8-10 классов (на март 2022 года). 

3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».

Регистрация будет открыта до 17 апреля 2022 года.
Незарегистрировавшиеся школьники к участию в образовательной программе не допускаются.

3.4. Отбор участников осуществляется в два тура. Первый тур – дистанционный учебно-отборочный курс. Второй тур – решение практической задачи.

3.5. С 4 апреля по 28 мая 2022 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс. Информация о курсе размещается в личном кабинете участника после его регистрации.

3.6. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на второй тур будет проведено 28 мая 2022 года.

3.7. Список школьников, допущенных к участию во втором отборочном туре, будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 2 июня 2022 года.

3.8. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании баллов, полученных за выполнение практической задачи, предложенной руководителем программы.
Проверяются решения, которые были загружены участниками до 23 июня 2022 года.

3.9. Результаты второго отборочного тура будут опубликованы не позднее 8 июля.

3.10. К участию в образовательной программе не допускаются участники образовательных программ Образовательного центра «Сириус»:
– Олимпиадная биологическая образовательная программа (сентябрь 2021 года);
– Мартовская образовательная программа по биологии (март 2022 года).

3.11. Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 14 июля 2022 года. 

3.12. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 16 августа 2022 года.

4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа ориентирована на ознакомление учащихся с современными проблемами, достижениями, методологией генетики и агробиотехнологии растений, возможностями применения знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся.

Основная цель программы – сформировать у учащихся представление о возможности и необходимости вывести селекцию растений, как способ целенаправленного формирования у растений нужных адаптаций и признаков, на уровень требований и возможностей «постгеномной эры», что формулируется как «селекция следующего поколения – next generation breeding NGB». Основные вызовы, на которые предстоит ответить генетикам – это необходимость создания высокопродуктивного и устойчивого сельскохозяйственного производства с минимальным экологическим риском.

Программа будет состоять из трех блоков.
Первый блок: теоретические занятия по молекулярной генетике и селекции растений (с элементами геномики), транскриптомике, метаболомике, биотехнологии растений (с элементами генной инженерии), экологии растений.

Изучаемые темы предполагают наличие у участников образовательной программы глубоких знаний школьных курсов биологии и химии.

Второй блок: практические занятия, направленные на освоение некоторых методов генетики и биотехнологии растений.

Третий блок: самостоятельная исследовательская работа участников образовательной программы.
Участники образовательной программы будут разделены на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки.

Обучение участников образовательной программы будет проходить в рамках трех учебных циклов по 5-6 дней. Объем учебных занятий в каждом цикле: 30 аудиторных часов.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!