help@sochisirius.ru
1-24 августа 2022

Августовская естественнонаучная образовательная программа

Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 12 июня

Для участников тестирования регистрация была открыта до 10 мая 2022 года
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники

 

Рейтинг по итогам очного отборочного тура (РЭ ВcОШ + тест)
Результаты очного отборочного тура

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru

 

Программы прошлых лет: 2021201920182017

О программе

Образовательная программа была направлена на подготовку учащихся, одаренных в области физики, химии, математики и биологии, к Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров и Международной олимпиаде Лаборатория подготовки талантов 2022 года. Кроме того, целью программы являлось сопровождение талантливых школьников, выявленных на ранних этапах олимпиад Максвелла и ВсОШ, и подготовка кандидатов на IJSO-2023 из числа обучающихся 2008 г.р. и младше.

Задачи программы

— развитие способностей учащихся в области физики, химии, математики и биологии и расширение их кругозора,
— повышение мастерства при решении олимпиадных задач,
— развитие у школьников естественнонаучного мышления и формирование у них умений ведения научной дискуссии,
— популяризация физики, химии и биологии,
— совершенствование навыков и техники ведения экспериментальной работы.

Программа включала теоретические и практические занятия по физике, химии и биологии, лекции и семинары ведущих преподавателей страны. Участники написали олимпиадный тур (в формате IJSO), выполнили итоговые экспериментальные работы и сдали зачет по теоретическому материалу.

Программа по биологии состояла из четырёх содержательных блоков

1) Структура и свойства живого, строение и функции клетки, наследственность, генетика. В данном разделе у учащегося формируется общее представление о живом, о его неотъемлемых свойствах, а также о наблюдаемой реализации живого. Обсуждаются такие важные аспекты, как жизненные циклы и размножение, обмен веществ, принципы хранения и передачи наследственной информации, принципы взаимодействия живого с внешним миром, физические аспекты существования живых организмов.
Данный блок имеет своей целью дать целостное представление о том, что такое жизнь. 

2) Ботаника. В данном разделе учащийся осваивает основные понятия ботаники, получает представление о разнообразии растительного мира, о способе растений решить проблемы, стоящие перед всеми живыми существами. В частности, особенно обращается внимание на способ получения энергии для анаболизма– фотосинтез, а также на решение чисто физических проблем на примере водно-солевого баланса в корне, в листьях. Даются также базовые знания о строении тканей и органов растений, с акцентом на высших растениях.
Эти знания позволяют сравнивать различные подходы к организации индивидуального развития организма (онтогенеза).

3) Зоология. Данный раздел знакомит учащегося с разнообразием животного мира, а также с анатомическими и физиологическими особенностями,обосабливающими животный мир. Особый акцент установлен на понятие плана строения, на его видоизменение и эволюцию и вместе с тем единство среди различных организмов. Рассматриваются разные планы строения как способ взаимодействия со средой и решения проблем организма, таких как ориентирование в пространстве, поиск и добывание пищи. Рассматривается единство планов строения и их проявления в конкретных анатомических структурах. Обсуждаются функции и логика возникновения тех или иных анатомических структур животных, в том числе человека.

4) Экология и эволюция. Данный раздел посвящен пониманию мира как сети взаимодействующих биологических и небиологических элементов. Рассматриваются основные понятия и феномены в экологии, основы экологии как науки. Предлагается к освоению математический (теоретико-игровой) подход к решению экологических задач для логического понимания тех или иных явлений экологии. Обсуждается эволюционный процесс как причина разнообразия и приспособленности живых организмов. Рассматриваются парадоксы эволюции. Данный раздел необходим для понимания биологии в целом и полезен для учащихся, в частности, в связи с физическим складом ума аудитории, которую затронутые темы могут в большой степени заинтересовать в биологической науке.

Программа по химии включила в себя программу для младшей группы и старшей группы.

Программа для младшей группы:  Строение атома. Типы химических связей. Реперные точки. Калориметрия. Состояния веществ и их свойства. Классы неорганических соединений. Понятие моля. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Кристаллические решётки. Водородная связь. Силы Ван-дер-Ваальса. Баланс. Стехиометрия. Типы реакций. Кислотно-основные соединения. Окислительно-восстановительные реакции. Полуреакции. Реакции получения газообразных веществ. Скорость реакций. Катализаторы.

Программа для старшей группы: Кристаллическая решетка. Электрохимия. Термохимия.

Программа по физике состояла из пяти блоков.

Кинематика. Кинематика равномерное и равноускоренное движения (случаи одномерного и двумерного движения). Относительность движения. 

Динамика. Статика, как частный случай динамики. Гидростатика.

Работа, мощность, энергия. Законы сохранения энергии и импульса. Представление о законе сохранения момента импульса.

Расчет цепей постоянного тока, измерительные приборы.

Термодинамика. Уравнение теплового баланса. Газовые законы.

 

Задачи по темам семинарских занятий Наука 13-14

Входной тест по химии

Метод виртуальных перемещений

Оптика. Задачи на построение

Оптика. Отражение, преломление

Линзы

Неинерциальные системы отсчета

Уравнение Бернулли

Задачи по темам семинарских занятий Наука 11-12

Входной тест по физике

Движение без ускорения

Графические методы решения

Баллистика

Потенциалы в разветвленной схеме

Температура

Уравнение теплового баланса

Работа и мощность электрического тока

Эксперимент Ваха

Химия. Классы соединений. Строение веществ

Участники и порядок отбора

Решения заданий очного тура: физикахимия
Список участников очного тестирования

В образовательной программе могут принять участие граждане Российской Федерации, обучающиеся в 7-11 классах (на сентябрь 2022 года), из всех регионов РФ, прошедшие конкурсный отбор.

В образовательной программе и Олимпиаде IJSO могут принимать участие школьники, чей возраст не достигает 16 лет на конец года проведения олимпиады. 

К участию в образовательной программе для подготовки сборной команды Российской Федерации к Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров IJSO 2022 г. приглашаются школьники, родившиеся в 2007 году и позже, удовлетворяющие следующим требованиям:
– участники июньских сборов кандидатов на IJSO 2022 года в соответствии с приказом Министерства Просвещения РФ;
– кандидаты в национальную сборную на IJSO 2021 года;
– участники заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике 2022 года, прошедшие дополнительный отбор по химии (до 10 человек);
– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022 года, прошедшие дополнительный отбор по физике (до 10 человек);
– первые семь школьников набравшие наибольшую сумму баллов на региональных этапах Всероссийских олимпиад по физике и по химии и набравшие 30% от максимума баллов на каждом из этапов. 
– школьники, набравшие 30% от максимума баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике или по химии и прошедшие очное тестирование в регионах 14 мая*. Список школьников, приглашенных к тестированию, будет опубликован не позднее 11 мая 2022 года. Регистрация для данной категории школьников будет открыта до 10 мая.

*На образовательную программу приглашаются:
– от каждого направления (физика, химия) по два школьника с наивысшим рейтингом по результатам тестирования по смежному предмету;
– школьники, набравшие не менее 119 баллов, в соответствии с общим рейтингом. Рейтинг формируется как сумма балла за региональный этап, нормированного к 100 баллам, и балла за тестирование, нормированного к 100 баллам. При нормировке используется округление до десятых долей балла.

К участию в образовательной программе для подготовки сборной команды Российской Федерации к Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров IJSO 2023 г. приглашаются  участники заключительного этапа Олимпиады им. Дж. Максвелла 2022 года, родившиеся в 2008 году и позже, успешно прошедшие тестирование по биологии (7 класс) или по химии (8 класс).

Порядок проведения тестирования.
а) Участники заключительного этапа Олимпиады по физике им. Дж. Максвелла 2022 года и участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2022 года прошли тестирование в точках проведения олимпиад.
б) Для школьников, набравших 30% от максимума баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике или по химии будет организовано очное тестирование в регионах 14 мая.
Список участников, места и регламент проведения очного тестирования будут опубликованы на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 11 мая 2021 года.

 

Участники Августовской естественнонаучной образовательной программы 2022 года не могут принять участие в следующих образовательных программах Образовательного центра «Сириус» 2022 года:
– Научно-технологическая программа «Большие вызовы»;
– Образовательная программа «Физика. Старт в науку»;
– Олимпиадная биологическая программа.

Список участников образовательной программы будет опубликован не позднее 17 июня.

Руководители программы

Воронов
Артем Анатольевич

Проректор по учебной работе и довузовской подготовке Московского физико-технического института, председатель методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по физике, руководитель национальной команды на международной олимпиаде по физике, кандидат физико-математических наук

Преподаватели

Абросимов
Владимир Николаевич

Студент 3 курса Московского физико-технического института, член жюри регионального этапа ВсОШ по физике, член жюри финала олимпиады им. Максвелла по физике

Вергунов
Антон Юрьевич

Учитель физики в Физико-математической школе Тюменской области. Ведущий преподаватель областной физико-математической школы, член жюри регионального этапа ВсОШ, член жюри заключительного этапа ВсОШ по физике 2021 года

Галушко
Анна Александровна

Студентка Московского физико-технического института

Гладыш
Татьяна Юрьевна

Студентка 3 курса Московского физико-технического института, двукратный призер Всероссийской олимпиады школьников по физике, призер Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотая медалистка международной Жаутыковской олимпиады

Егорова
Мария Сергеевна

Студентка Московского физико-технического института

Казанцева
Марина Сергеевна

Старший преподаватель департамента молекулярной и биологической физики Московского физико-технического института

Каркешкин
Максим Александрович

Старший преподаватель департамента молекулярной и биологической физики Московского физико-технического института

Кармазин
Сергей Владимирович

Учитель физики, член центральной предметно-методической комиссии заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, победитель конкурса «Лучший учитель–предметник Московской области» (2018), кандидат физико-математических наук

Киреев
Александр Анатольевич

Сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института, учитель физики физтех-лицея имени П.Л. Капицы, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, лауреат премии Президента России (2019)

Киселёв
Игорь Александрович

Преподаватель биологии школы № 192 (Москва), тренер по биологии национальной сборной на Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров

Колдунов
Леонид Модестович

Заместитель декана факультета общей и прикладной физики Московского физико-технического института, доцент, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (10 класс), член жюри заключительного этапа Олимпиады по физике имени Максвелла (8 класс), кандидат физико-математических наук

Корнева
Анна Андреевна

Преподаватель кафедры общей физии МФТИ, преподаватель Отделения физики и Олимпиадных школ МФТИ, руководитель сборной олимпиады стран СНГ «Лаборатория подготовки талантов», член жюри заключительного этапа олимпиады им. Максвелла и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике

Кузнецова
Арина Владимировна

Член жюри заключительного и регионального этапа ВсОШ по физике. Победитель заключительного этапа ВсОШ по физике 2018. Победитель международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO-2018. Призер европейской физической олимпиады EuPhO-2018.

Кутелев
Константин Александрович

Заведующий кафедрой физики АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы. Сотрудник учебно-методической лаборатории по работе с одаренными детьми МФТИ. Член жюри заключительного этапа ВсОШ по физике

Максутов
Айнур Мухарамович

Тренер по биологии национальной сборной РФ на международной естественнонаучной олимпиаде юниоров (IJSO), обладатель гранта Президента за подготовку победителей IJSO

Сеитов
Андрей Иванович

Учитель физики АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы, член жюри заключительного этапа олимпиады имени Максвелла, заслуженный учитель Российской Федерации

Слободянин
Валерий Павлович

Заведующий учебно-методической лабораторией по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии ВсОШ по физике, кандидат физико-математических наук

Титов
Константин Олегович

Студент Физтех-школы электроники, фотоники и молекулярной физики Московского физико-технического института

Хромов
Дмитрий Андреевич

Студент 4 курса Московского физико-технического института

Шишикин
Павел Евгеньевич

Студент Московского физико-технического института

Юдин
Иван Сергеевич

Преподаватель кафедры общей физики Московского физико-технического института, кандидат физико-математических наук

Положение о программе

Положение об Августовской естественнонаучной образовательной программе
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Августовской естественнонаучной образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.

1.2. Августовская естественнонаучная образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и успех») с 1 по 24 августа 2022 года.

1.3. В образовательной программе могут принять участие школьники 7-11 классов (на сентябрь 2022/23 учебного года) из всех регионов Российской Федерации.

1.4. Общее количество участников образовательной программы: до 70 человек.

1.5. К участию в образовательной программе допускаются только граждане Российской Федерации.

1.6. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».

1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение естественнонаучной образовательной программы осуществляют Центральная предметно-методическая комиссия по физике, Учебно-методическая лаборатория по работе с одарёнными детьми (МФТИ).

1.8. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора.

1.10. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на систематическую и углубленную подготовку учащихся, одаренных в области физики, химии, математики и биологии к Международной естественнонаучной олимпиаде и к Международной олимпиаде «Лаборатория подготовки талантов» 2022 года. Развитие их способностей и повышение общекультурного и образовательного уровней участников образовательной программы.
2.2. Цели образовательной программы:
– подготовка к международной естественнонаучной олимпиаде юниоров IJSO 2022;
– подготовка кандидатов к Международной олимпиаде «Лаборатория подготовки талантов» 2022 г;
– начало систематической работы и сопровождение талантливых школьников, выявленных на олимпиаде Максвелла и ранних этапах ВсОШ;
– подготовка кандидатов на IJSO 2023 из числа обучающихся 2008 года рождения и младше.

2.3. Задачи образовательной программы:
– развитие способностей учащихся в области физики, химии, математики и биологии и расширение их кругозора;
– развитие умений, навыков и культуры оформления при решении олимпиадных задач;
– развитие у школьников естественнонаучного мышления и формирование у них умений ведения научной дискуссии;
– популяризация физики, химии и биологии;
– совершенствование навыков и техники ведения экспериментальной работы.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании Порядка отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука», а также требований, изложенных в настоящем Положении.

3.2. В образовательной программе могут принять участие граждане Российской Федерации, обучающиеся в 7-11 классах (на сентябрь 2022 года), из всех регионов РФ, прошедшие конкурсный отбор.

3.3. Для участия в конкурсном отборе школьникам необходимо подать заявку на официальном сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет открыта до 12 июня 2022 года.

3.4. В образовательной программе и Олимпиаде IJSO могут принимать участие школьники, чей возраст не достигает 16 лет на конец года проведения олимпиады. 

3.5. К участию в образовательной программе для подготовки сборной команды Российской Федерации к Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров IJSO 2022 г. приглашаются школьники, родившиеся в 2007 году и позже, удовлетворяющие следующим требованиям:
– участники июньских сборов кандидатов на IJSO 2022 года в соответствии с приказом Министерства Просвещения РФ;
– кандидаты в национальную сборную на IJSO 2021 года;
– участники заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике 2022 года, прошедшие дополнительный отбор по химии (до 10 человек);
– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022 года, прошедшие дополнительный отбор по физике (до 10 человек);
– первые семь школьников набравшие наибольшую сумму баллов на региональных этапах Всероссийских олимпиад по физике и по химии и набравшие 30% от максимума баллов на каждом из этапов. 
– школьники, набравшие 30% от максимума баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике или по химии и прошедшие очное тестирование в регионах 14 мая. Список школьников, приглашенных к тестированию, будет опубликован не позднее 11 мая 2022 года. Регистрация для данной категории школьников будет открыта до 10 мая.

3.6. К участию в образовательной программе для подготовки сборной команды Российской Федерации к Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров IJSO 2023 г. приглашаются  участники заключительного этапа Олимпиады им. Дж. Максвелла 2022 года, родившиеся в 2008 году и позже, успешно прошедшие тестирование по биологии (7 класс) или по химии (8 класс).

3.7. Порядок проведения тестирования.
а) Участники заключительного этапа Олимпиады по физике им. Дж. Максвелла 2022 года и участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2022 года прошли тестирование в точках проведения олимпиад.
б) Для школьников, набравших 30% от максимума баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике или по химии будет организовано очное тестирование в регионах 14 мая.
Список участников, места и регламент проведения очного тестирования будут опубликованы на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 11 мая 2022 года.

3.7.1. На образовательную программу приглашаются:
– от каждого направления (физика, химия) по два школьника с наивысшим рейтингом по результатам тестирования по смежному предмету;
– школьники, набравшие не менее 119 баллов, в соответствии с общим рейтингом. Рейтинг формируется как сумма балла за региональный этап, нормированного к 100 баллам, и балла за тестирование, нормированного к 100 баллам. При нормировке используется округление до десятых долей балла.

3.8. Участники Августовской естественнонаучной образовательной программы 2022 года не могут принять участие в следующих образовательных программах Образовательного центра «Сириус» 2022 года:
– Научно-технологическая программа «Большие вызовы»;
– Образовательная программа «Физика. Старт в науку»;
– Олимпиадная биологическая программа.

3.9. Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 17 июня 2022 года. Внесение изменений в список участников программы происходит до 18 июля 2022 года.

4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия по физике, химии, и биологии, лекции и семинары ведущих преподавателей страны, спортивные и культурно-досуговые мероприятия, знакомство с достопримечательностями города Сочи.
В рамках образовательной программы ее участники предстоит написать олимпиадный тур (в формате IJSO), выполнить итоговые экспериментальные работы, сдать зачет по теоретическому материалу программы.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!