Программа включала в себя теоретические (лекции, семинары) и практические занятия в лабораториях по общей и неорганической, аналитической и физической, органической и биоорганической химии, лекции и семинары ведущих преподавателей. Теоретическая подготовка включала лекции химической направленности, семинарские занятия и практикумы по методам решения олимпиадных задач.
Материалы программы
Лекции
– Америций
– Аминокислоты
– Фотохимические реакции
– Нуклеофильное замещение при насыщенном атоме углерода
– Реакции конденсации в органической химии и их роль в современном органическом cинтезе
– Нетипичная химия галогенов, или что обычно остается за пределами рассмотрения в олимпиадной химии
Во время задачного практикума участники развили экспериментальные навыки в области химии, познакомились с новыми элементами и свойствами их соединений, научились их определять, потренировались в решении практико-ориентированных задач, учились работать в коллективе в процессе выполнения практических задач, потренировались в решении олимпиадных задач.
Итоговая олимпиада
– 9 класс: теоретический тур, 1 часть
– 9 класс: теоретический тур, 2 часть
– 10 класс: теоретический тур
— Экспериментальный тур
Другие материалы программы и описания наиболее интересных опытов практикума вы найдете в журнале XI химической образовательной программы. Выпуск посвящен платине. Читателей ждет лекция, посвященная химии этого элемента, виртуальный практикум с подробными описаниями и красочными фотографиями опытов. Традиционная заметка о филателии также посвящена платине, ее производству и применению.
Видеолекции
Козлов Максим Игоревич «Нуклеофильное присоединение по карбонильной группе»: Лекции адресованы учащимся, изучающим органическую химию в 10 классе. Выбрав одну из наиболее важных тем курса, лектор излагает материал, начиная с самого простого, изучаемого в школе, и углубляет его до уровня требований заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Лекция 1
Лекция 2
Рейтинг участников конкурсного отбора: 8 класс, 9 класс, 10 класс
Прием заявок открыт до 12 июня 2022 года включительно.
К участию в программе без дополнительного отбора приглашаются победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022 года (до 80 чел.)
При отборе на образовательную программу оцениваются следующие академические достижения школьников, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности:
Прикреплять дипломы и сертификаты к заявке не нужно.
При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников по химии и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней.
При отборе также будет учитываться участие школьников в проектной и исследовательской деятельности. Для этого школьнику необходимо представить в произвольной форме краткое описание выполненных проектов или исследований. По итогам оценки опыта проектной и исследовательской деятельности школьник может получить максимально 1 балл. При оценке проектной (исследовательской) работы оценивается оригинальность проекта, его научность и вклад школьника в его выполнение.
Описание работы загружается при подаче заявки в графу «Файлы к заявке» в единственном файле формата PDF размером не более 10 МБ.
От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 25% от общего числа участников смены (до 50 чел.).
Школьники, принявшие участие в Августовской образовательной программе по химии 2022 года, не смогут участвовать в Апрельской образовательной программе по химии 2023 года.
Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 16 июня 2022 года.
Профессор кафедры физической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, руководитель национальной команды на Международной химической олимпиаде, автор школьных и вузовских учебников по химии, доктор физико-математических наук
Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, руководитель кафедры химии школы Центра педагогического мастерства (г. Москва), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор школьных и вузовских учебников по химии, кандидат химических наук
Инженер химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор методических пособий, кандидат химических наук
Преподаватель химии Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, педагог дополнительного образования Центра педагогического мастерства (Москва)
Заместитель директора Университетской гимназии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, профессор химического факультета МГУ, член Международного олимпийского комитета по химии, доктор химических наук
Методист Центра педагогического мастерства (г. Москва), член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор методических пособий
Студент факультета наук о материалах Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Заведующий практикумом кафедры общей химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доцент, кандидат химических наук
Аспирантка химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри Международной Менделеевской олимпиады по химии, лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность, автор учебных пособий по неорганической химии, кандидат химических наук
Преподаватель первой категории лицея «Воробьевы горы», золотой медалист Международной естественнонаучной олимпиады юниоров, Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады, кандидат химических наук
Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады
Педагог дополнительного образования лицея № 131 (г. Казань), аспирант Казанского федерального университета, член центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады
Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), аспирантка химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Специалист химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Специалист химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Магистр Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета
Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады и Международной олимпиады по химии
Положение об Августовской образовательной программе по химии
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Августовской образовательной программы по химии Образовательного центра «Сириус» (далее — образовательная программа), её методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Образовательная программа по химии проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 августа 2022 года.
1.3. К участию в образовательной программе приглашаются школьники 8–10 классов (на май 2022 года) из образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, всех субъектов Российской Федерации.
1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации и стран СНГ.
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд) по направлению «Наука».
1.6. Общее число участников образовательной программы — до 200 человек. Принять участие в образовательной программе могут только зарегистрировавшиеся школьники.
1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и Центр педагогического мастерства г. Москвы.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».
1.9. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на систематическую и углубленную подготовку учащихся, одарённых в области химии, к олимпиадам и конкурсам различного уровня, развитие способностей школьников и повышение их общекультурного и образовательного уровней развития.
2.2. Цели:
– подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по химии, Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии;
– повышение уровня теоретической подготовки по основным разделам химии;
– развитие экспериментальных навыков в области химии;
– развитие проектного мышления и навыков работы в коллективе путем привлечения школьников к выполнению проектных работ.
2.3. Задачи:
– развитие интеллектуальных способностей учащихся в области химии и материаловедения и расширение их кругозора;
– развитие навыков и отработка приемов решения олимпиадных задач;
– развитие умений и навыков экспериментальной работы с веществами и материалами;
– развитие умения ставить перед собой задачи и опыта самостоятельно их решения;
– формирование межпредметных связей путем реализации межпредметных проектов;
– популяризация химии и смежных областей знаний.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус», а также требований, изложенных в настоящем Положении.
3.2. Для участия в конкурсном отборе школьникам необходимо подать заявку на странице программы на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».
Прием заявок открыт до 12 июня 2022 года включительно.
3.3. К участию в программе без дополнительного отбора приглашаются победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022 года — до 80 чел.
3.4. К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 8–10 классов 2021\22 учебного года всех регионов России, проявившие себя на заключительном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021\22 учебного года, а также на олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней 2021\22 учебного года (согласно Перечню олимпиад школьников) и в проектно-исследовательской деятельности — не менее 120 чел., из них:
— 8 класс — до 20 чел.,
— 9 класс — не менее 80 чел.,
— 10 класс — не менее 20 чел.
3.4.1. При отборе на образовательную программу оцениваются следующие академические достижения школьников, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности:
Прикреплять дипломы и сертификаты к заявке не нужно.
3.4.2. По итогам оценки академических достижений кандидатов формируется рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивается по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 8, 9 и 10 классам).
3.4.3. При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников по химии и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней.
В случае равенства баллов в рейтинговом списке у двух и более школьников приоритет в приглашении на программу имеют школьники, показавшие лучший результат на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии.
3.5. При отборе также будет учитываться участие школьников в проектной и исследовательской деятельности. Для этого школьнику необходимо представить в произвольной форме краткое описание выполненных проектов или исследований. По итогам оценки опыта проектной и исследовательской деятельности школьник может получить максимально 1 балл. При оценке проектной (исследовательской) работы оценивается оригинальность проекта, его научность и вклад школьника в его выполнение.
Описание работы загружается при подаче заявки в графу «Файлы к заявке» в единственном файле формата PDF размером не более 10 МБ.
3.6. От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 25% от общего числа участников смены (до 50 чел.). При превышении квоты региона приоритет имеют участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, следом — школьники тех классов, в которых число меньше 25% от школьников соответствующего класса.
3.7. Школьники, принявшие участие в Августовской образовательной программе по химии 2022 года, не смогут участвовать в Апрельской образовательной программе по химии 2023 года.
3.8. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.
3.9. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 16 июня 2022 года. Внесение изменений в список происходит до 15 июля 2022 года.
3.10. Дата публикации списка участников может быть изменена координационным советом программы.
3.11. Каждый участник образовательной программы должен подготовить к ее началу задачу или вопрос олимпиадного характера (загадать вещество и его свойства, описать опыт и попросить его объяснить и т. д.), максимально визуализировав его в виде небольшой презентации с использованием фото- и видеоматериалов. Эту презентацию нужно будет представить в первый день образовательной программы
4. Аннотация образовательной программы
Программа включает в себя теоретические (лекции, семинары) и практические занятия в лабораториях по неорганической, аналитической и органической химии, лекции и семинары ведущих преподавателей. Также предусмотрены спортивные и культурно-досуговые мероприятия, экскурсии по Олимпийскому парку, в Красную Поляну. Помимо этого, в вечернее время школьникам предоставляется возможность посещать образовательные лекции, расширяющие их кругозор.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников — участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».
Выпуск журнала «XI Химическая образовательная программа» (август 2022 года) посвящен платине, имеющей интересную химию, которую большинству школьников и студентов не удается изучить экспериментально ввиду высокой стоимости соединений.
В рубрике «Теория» представлена статья о 54-й Международной химической олимпиаде, написанная В.В. Ереминым. Статья М.И. Козлова рассказывает о методе ЯМР.
Рубрика «Практикум» содержит интересные материалы по химии платины и описывает опыты по определению фосфора в растительных соках.
Традиционными для журнала являются подборки задач участников и преподавателей химической образовательной программы.