help@sochisirius.ru
1-24 сентября 2023

Образовательная программа «Физика. Старт в науку»

Приём заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 2 апреля 2023 года.
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники.

 

Список участников образовательной программы

 

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.


Программы прошлых лет: 2022202120202019

 

О программе

Образовательная программа включала в себя теоретические и практические занятия по физике, лекции и семинары ведущих педагогов, индивидуальные консультации, общеобразовательные, спортивные и культурно-досуговые мероприятия.

Лекции ведущих преподавателей

Букатин Антон Сергеевич «Микроэлектроника на страже здоровья». Лекция посвящена истории развития микроэлектроники. Сегодня возможности микроэлектроники позволяют создавать уникальные устройства, придумывать новые методы анализа биологических объектов, создавать миниатюрные сенсоры для мониторинга и раннего обнаружения заболеваний, автоматизировать и ускорить разработку лекарственных препаратов и многое другое.

Образовательная программа была ориентирована на обеспечение эффективного старта учащихся 8 класса в изучении физики.

Школьники прослушали лекции по физике по разделам «Избранные разделы механики: кинематика, механическая энергия, основы статики и динамики, тепловые явления», целью которых являлось изучение на повышенном уровне соответствующего теоретического материала:

– Общефизическое введение
– Работа и механическая энергия. Закон сохранения энергии
– Потенциальная энергия и равновесие механической системы
– Внутренняя энергия. Баланс энергии в организме животных. Работа мышц. Еще раз о сохранении энергии
– Основы молекулярно-кинетической теории. Температура и тепловое равновесие. Теплообмен. Уравнение теплового баланса
– Фазовые переходы. Удельная теплота фазового перехода. Плавление и кристаллизация. Парообразование и конденсация. Возгонка. Кипение
– Механизмы теплопередачи. Законы Фурье и Ньютона – Рихмана.Тепловой закон Ома
– Основные понятия и определения кинематики. Система отсчета. Радиус-вектор. Скорость. Ускорение
– Равноускоренное движение. Понятие об интегрировании. Примеры движения с переменным ускорением
– Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Различные методы решения задач баллистики (координатный, геометрический, переход в падающую систему отсчета)
– Движение по окружности. Линейная и угловая скорости. Ускорение при движении по окружности
– Криволинейное движение. Нормальное и тангенциальное ускорение. Радиус кривизны траектории

План-конспект лекций

Также школьники изучили теоретический материал блока «Математика для физиков». Углубленное знакомство с некоторыми разделами школьного курса математики необходимо для успешного освоения учебного материала по физике. Курс представлен лекциями, направленными на знакомство обучающихся с тригонометрическими функциями, векторами, квадратными уравнениями и простейшими свойствами квадратичной функции.

План-конспект лекций

Отработка навыков решения задач повышенной сложности по физике проводилась на семинарах. С каждой группой были проведены семинары по темам «Кинематика», «Кинематика неравномерного движения», «Механическая энергия», «Тепловые явления».

Кинематика

– Прямолинейное движение по прямой. Средняя скорость. Относительное расстояние
– Графическое представление прямолинейного движения. Графические методы решения кинематических задач
– Равномерное движение на плоскости
– Сложение скоростей. Система отсчета. Относительное движение
– Относительная скорость. Методы векторной алгебры при решении кинематических задач
Комбинированные методы решения кинематических задач

Кинематика неравномерного движения

Прямолинейное равноускоренное движение
Задачи баллистики. Геометрический подход к решению задач баллистики
– Движение по окружности. Криволинейное движение. Радиус кривизны траектории

Механическая энергия

Задачи на оценки и метод анализа размерностей
– Механическая работа и закон сохранения механической энергии. Оценки высоты прыжка, скорости бега
– Применение метода виртуальных перемещений для решения задач статики

Тепловые явления

– Тепловое расширение
– Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса
– Уравнение теплового баланса с учетом теплоты фазового перехода
Закон Ньютона – Рихмана. Применение уравнения теплового баланса при наличии тепловых потерь
– Графические методы решения задач с тепловыми потерями

Изучение теоретического материала сопровождалось выполнением практических задач олимпиадного уровня трудности. Эти занятия проводились на уровне, обеспечивающем подготовку школьников к практическому туру Олимпиады имени Дж.К.Максвелла по физике. Были организованы занятия по методике проведения измерений физических величин. 

На практических занятиях школьники выполняли работы совместно с преподавателем, постепенно отрабатывая навыки выполнения экспериментальных работ по физике. В первом учебном блоке обучающиеся познакомились с правилами выполнения экспериментальных работ. На этих занятиях их научили обрабатывать экспериментальные данные, оценивать погрешности и строить графики. Второй блок занятий подразумевал самостоятельное выполнение практических работ под руководством преподавателей. В начале занятия преподаватель разъяснял обучающимся поставленную задачу, далее помогал ее выполнять. Каждую задачу практикума школьники должны были выполнить, обработать полученные результаты, оформить письменный лабораторный отчет и в личной беседе с преподавателем объяснить полученные результаты. 
Также были организованы индивидуальные консультации по порядку выполнения работ. 

Описание практических работ

Были проведены входная олимпиада (с разбором), контрольные и самостоятельные работы по кинематике, тепловым явлениям и обработке экспериментальных данных и заключительная олимпиада.

За время программы учащиеся получили опыт анализа физических явлений, соотнесения изучаемого теоретического материала с практическими явлениями, решения теоретических задач, приобрели навыки выполнения практических работ (включая выбор стратегии проведения экспериментального мини-исследования, сборку экспериментальной установки, проведение измерений, обработку экспериментальных данных, получение и анализ физического результата).

Участники и порядок отбора

Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Решения заданий заключительного отборочного тура
Решения заданий дистанционного тура

В конкурсном отборе на программу могут принять участие школьники 7 классов (на март 2023 года). В качестве исключения могут быть приглашены учащиеся 6 класса, прошедшие отбор по программе 7 класса.

Отбор участников осуществляется в два тура. Первый тур – дистанционный учебно-отборочный курс. Второй тур – заключительный тур в регионах Российской Федерации.

С 14 марта по 29 апреля 2023 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс. 

В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на заключительный тур будет проведено 29 апреля 2023 года.

По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдет на площадках в субъектах РФ 13 мая 2023 года.

Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 26 мая.

К участию в образовательной программе не допускаются участники образовательных программ по физике, а именно:
Сентябрьская образовательная программа «Физика. Старт в науку» (сентябрь 2022 года);
Апрельской физической образовательной программы (апрель 2023 года).

Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте не позднее 1 июня 2023 года

Информационный плакат для доски объявлений

Руководители программы

Якута
Алексей Александрович

Доцент кафедры общей физики физического факультета МГУ, начальник отдела подготовки к интеллектуальным соревнованиям Центра педагогического мастерства (Москва), председатель оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике в городе Москве и Московской олимпиады школьников по физике, руководитель сборной команды Москвы на заключительном этапе ВсОШ по физике, кандидат физико-математических наук

Лукьянов
Илья Владимирович

Руководитель физического отделения лицея «Воробьевы горы» (Москва), старший методист отдела подготовки к интеллектуальным соревнованиям Центра педагогического мастерства (Москва), директор олимпиадной физико-математической школы РОО «Ассоциация победителей олимпиад», руководитель сборной команды г. Москвы на заключительном этапе ВсОШ по физике, член жюри Московской олимпиады школьников по физике

Столбов
Константин Михайлович

Заместитель директора академического лицея «Физико-техническая школа» им. Ж.И. Алферова Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета РАН, преподаватель математики, почетный работник общего образования РФ, стипендиат Алферовского фонда, многократный лауреат Корчаковской премии, соавтор учебников по алгебре и началам анализа, лауреат премий «Учитель, воспитавший Ученика» и «Наставник будущих ученых» фонда «Династия», победитель конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование» (2012, 2018), многократный лауреат премий правительства Санкт-Петербурга в области образования

Богословский
Никита Александрович

Учитель физики академического лицея «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета Российской академии наук и Городского центра физического образования при лицее, председатель жюри экспериментального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, автор книги «Физический кружок для шестиклассников и семиклассников», кандидат физико-математических наук

Преподаватели

Альбицкая
Христина Николаевна

Педагог дополнительного образования Академического лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И. Алфёрова

Боронилов
Борис Анатольевич

Учитель физики лицея №23 (Калининград), победитель конкурса учителей в рамках нацпроекта «Образование» и конкурса «Лучшие учителя России», заслуженный учитель России, почетный работник общего образования Российской Федерации

Дрижук
Александр Григорьевич

Учитель физики Вологодского многопрофильного лицея, заслуженный учитель РФ, доцент, кандидат физико-математических наук

Киселевский
Всеволод Алексеевич

Тренер сборной Москвы по физике по подготовке к экспериментальным турам олимпиад, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, организатор экспериментальных туров по физике международной олимпиады Мегаполисов, организатор олимпиады для преподавателей «Учитель школы большого города», лауреат гранта правительства Москвы в сфере образования

Корнеева
Галина Дмитриевна

Сотрудник учебно- методической лаборатории по работе с одарёнными детьми МФТИ, учитель физики высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования, победитель конкурса «Лучшие учителя России» нацпроекта «Образование» (2006, 2010)

Кригер
Вероника Витальевна

Учитель физики Школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель олимпиадных физических школ OlPhys, член жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO

Минарский
Андрей Михайлович

Преподаватель физики Академического лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И. Алферова, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, стипендиат Алферовского фонда, лауреат Корчаковской премии, неоднократный лауреат гранта фонда «Династия» в номинациях «Учитель, воспитавший ученика» и «Наставник будущих ученых»

Мухина
Татьяна Андреевна

Менеджер образовательных программы ЦНП Московского физико-технического института, преподаватель различных выездных олимпиадных школ по физике, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO

Окин
Максим Александрович

Учитель физики высшей квалификационной категории, лауреат премии Президента Российской Федерации за подготовку победителя международной олимпиады IOAA (2022), обладатель почетной грамоты Министерства образования Республики Мордовия (2019), доцент, кандидат технических наук

Оксаниченко
Федор Владимирович

Студент Московского физико-технического института, призер международных олимпиад по физике, тренер сборной России по физике

Павлюченко
Алексей Сергеевич

Преподаватель Городского центра физического образования Академического лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алферова, научный сотрудник Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе РАН (Санкт-Петербург), член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, кандидат физико-математических наук

Подлесный
Дмитрий Владимирович

Учитель физики ГБОУ города Москвы Школа № 2044, методист отдела подготовки к интеллектуальным соревнованиям Центра педагогического мастерства (Москва), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, народный учитель Республики Мордовия, учитель учителей Республики Саха (Якутия), доцент, кандидат педагогических наук.

Сидоров
Павел Сергеевич

Педагог дополнительного образования Академического лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И. Алфёрова

Сисина
Виктория Вадимовна

Преподаватель физики и физического практикума школы №1589 (Москва) и физико-математического отделения лицея «Воробьевы горы» (Москва), сотрудник и студентка магистратуры физического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, преподаватель тренерского штаба команды Москвы по физике, трехкратный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике, победитель Московской олимпиады школьников

Сулимов
Тимофей Вадимович

Преподаватель Городского центра физического образования и Летней физической школы при Академическом лицее «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алферова, аспирант Математического института имени В.А.Стеклова Российской академии наук, призер Всероссийской олимпиады школьников по физике

Тихонов
Павел Сергеевич

Методист Центра педагогического мастерства (г. Москва), тренер сборной Москвы по физике по подготовке к экспериментальным турам олимпиад, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, организатор экспериментальных туров по физике Международной олимпиады мегаполисов

Шестерикова
Светлана Федоровна

Преподаватель, лаборант кабинета физики Вологодского многопрофильного лицея

Шишкина
Анна Фёдоровна

Доцент кафедры материаловедения и физики металлов Уфимского университета науки и технологий, председатель жюри региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и Олимпиады имени Дж.К.Максвелла, член жюри заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и по астрономии, тренер сборной Республики Башкортостан по физике и астрономии, кандидат технических наук

Эдлин
Юрий Михайлович

Преподаватель математики, координатор открытой школы-семинара учителей математики, педагог дополнительного образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Юлдашева
Мария Рашидовна

Старший преподаватель кафедры физики Новосибирского государственного университета и СУНЦ НГУ, председатель жюри региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и Олимпиады имени Дж.К.Максвелла, член жюри Международной олимпиады по экспериментальной физике (IEPhO), тренер сборной г. Новосибирска по физике

Яковлев
Захар Александрович

Преподаватель Городского центра физического образования и Летней физической школы при Академическом лицее «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алферова, студент Университета ИТМО, золотой медалист международной олимпиады по физике

Якута
Екатерина Валерьевна

Старший научный сотрудник кафедры физики твердого тела физического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри Московской олимпиады школьников по физике и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике в городе Москве, автор диагностических и тренировочных работ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по физике, кандидат физико-математических наук

Положение о программе

Положение об Образовательной программе «Физика. Старт в науку»
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Образовательной программы «Физика. Старт в науку» Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), её методическое и финансовое обеспечение.

1.1. Образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и успех») с 1 по 24 сентября 2023 года.

1.2. К участию в образовательной программе приглашаются учащиеся 8-х классов (на сентябрь 2023 года), обучающиеся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Общее количество участников образовательной программы: не более 125 человек. Дополнительно не более 15 мест предоставляется для школьников из государств-членов СНГ, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

1.3. К участию в образовательной программе допускаются только школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации и государств-членов СНГ, а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.

1.4. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».

1.5. Научно-методическое и кадровое сопровождение осуществляют сотрудники Центра педагогического мастерства г. Москвы, физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского физико-технического института, Академического лицея «Физико-техническая школа» им. Ж.И. Алферова (г. Санкт-Петербург).

1.6. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд. 

1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда «Талант и успех».

1.8. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.

1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

1.9.1. Школьник может быть отчислен с программы решением Координационного совета программы, если им не усваиваются материалы образовательной программы или систематически пропускаются занятия без уважительной причины, независимо от результатов отбора.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на обеспечение эффективного старта учащихся 8-х классов в изучении физики и на организацию систематической работы с талантливыми школьниками, выявленными путем конкурсного отбора по итогам самостоятельной работы.

2.2. Задачи образовательной программы:
– развитие способностей учащихся в области физики и расширение их кругозора;
– углубленное изучение дополнительных вопросов школьного курса физики;
– рассмотрение приемов и методов решения теоретических олимпиадных задач по физике;
– развитие навыков решения экспериментальных физических задач олимпиадного типа;
– популяризация физики как науки.

3. Порядок отбора участников образовательной программы.
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядком отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука».

3.2. В конкурсном отборе на программу могут принять участие школьники 7 классов (на март 2023 года) из образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.

В качестве исключения могут быть приглашены учащиеся 6 класса, прошедшие отбор по программе 7 класса.

3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».

Регистрация будет доступна до 2 апреля 2023 года. Не зарегистрировавшиеся школьники к участию в образовательной программе не допускаются.

3.4. Отбор участников осуществляется в два тура. Первый тур – дистанционный учебно-отборочный курс. Второй тур – заключительный тур в регионах Российской Федерации.

3.5. С 14 марта по 29 апреля 2023 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс. Информация о курсе размещается в личном кабинете участника после его регистрации.

3.6. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на заключительный тур будет проведено 29 апреля 2023 года.

3.7. По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдет на площадках в субъектах РФ 13 мая 2023 года.

3.8. Список школьников, допущенных к участию в заключительном отборочном туре, будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 3 мая 2023 года.

3.9. Регламент проведения заключительного отборочного тура, места и время проведения этого тура в регионах будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 3 мая 2023 года.

3.10. Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 26 мая.

3.11. В образовательной программе «Физика. Старт в науку» могут принять участие не более 10 школьников от одного субъекта Российской Федерации.

3.12. К участию в образовательной программе не допускаются участники образовательных программ Образовательного центра «Сириус» по физике, а именно:
Сентябрьская образовательная программа «Физика. Старт в науку» (сентябрь 2022 года);
Апрельской физической образовательной программы (апрель 2023 года).

3.13. Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 1 июня 2023 года. 

3.14. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 16 августа 2023 года.

3.15. С 1 июля по 30 августа 2023 года для участников образовательной программы будет доступен дистанционный курс предобучения.

4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия по физике, лекции и семинары ведущих педагогов, индивидуальные консультации, общеобразовательные, спортивные и культурно-досуговые мероприятия.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания обучающихся Образовательной программы осуществляется за счёт средств Образовательного Фонда «Талант и Успех».

 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!