help@sochisirius.ru
1-24 августа 2023

Августовская образовательная программа по химии

Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 12 июня 2023 года.
К участию в программе допускались только зарегистрированные школьники.

Список участников образовательной программы

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.


Программы прошлых лет: 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017

 

О программе

Образовательная программа была направлена на создание условий для самоопределения учащихся и их подготовки к соревнованиям по химии федерального и международного уровня. Читаемые курсы соответствовали специфике теоретического и практического туров заключительного этапа Всероссийской олимпиады по химии. Программа была ориентирована на развитие интереса школьников к практической и исследовательской деятельности в сфере химии и в межпредметных областях.

Программа включала в себя теоретические (лекции и семинары ведущих преподавателей, практикумы по методам решения олимпиадных задач), практические занятия в лабораториях по неорганической, аналитической и органической химии, курсы «Химия на английском языке» и «Математика для химиков», консультации, итоговую олимпиаду, а также по выбору — участие в выполнении проекта и образовательную экскурсию в керамическую мастерскую. 

Теоретическая подготовка включала нескольких циклов лекций.

Примеры методических материалов

– Поглощение света. Закон Бугера-Ламберта-Бера
– Нестандартные задачи по кинетике простых реакций
– Определение направления протекания химической реакции
– Радиоактивный распад
– Количественные характеристики растворов
– Синтез ароматических гетероциклических соединений

Практическая подготовка включала в себя практикум и участие в выполнении практико-ориентированных задач — проектов. Являясь логическим продолжением практикума, работа над проектом позволяла продемонстрировать учащимся возможность применения приобретенных знаний и навыков на практике. Проекты включали различные аспекты биохимии и неорганического материаловедения и выполнялись под руководством сотрудников кафедры органической химии химического факультета и факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Темы проектов включали различные аспекты современного материаловедения. Проекты сочетали научность с межпредметным содержанием. 

Темы проектов

– Определение антоцианов в растительных соках и отварах
– Стабилизация неустойчивых степеней окисления 3d-металлов в стекловидных покрытиях на керамике
– Влияние катионов 3d-металлов на окраску кристаллических силикатов
– Неожиданная химия (эффектные опыты)
– Наглядная биохимия

Экспериментальная работа включала проведение практикума по подготовке к олимпиадам, отработку заданий экспериментального тура Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет, а также участие в выполнении школьниками практико-ориентированных задач. Практикум состоял из разделов по неорганической, аналитической, органической химии, биохимии, и химической технологии современных неорганических материалов (на примере стекла и керамики). 

Программа завершилась итоговой олимпиадой, состоящей из теоретического и экспериментального туров. В экспериментальном туре проверялись навыки, приобретенные участниками в ходе выполнения экспериментальных задач в практикуме, в том числе и практико-ориентированных задач. 

Задания олимпиады

8 класс: теоретический тур 
9 класс: теоретический тур, 1 часть и 2 частьэкспериментальный тур
10 класс: теоретический турэкспериментальный тур

По материалам программы подготовлен журнал XIII образовательной химической программы, в котором размещены научно-популярные статьи участников и преподавателей, разработанные ими в ходе программы задачи. Темой номера стала химия лантана и лантаноидов, с которой школьники обычно мало знакомы. Рассмотрены вопросы химии важнейших соединений этих элементов, а также современные люминесцентные и сенсорные материалы на их основе.

Участники и порядок отбора

Рейтинг участников конкурсного отбора: 8 класс, 9 класс, 10 класс.
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)

Тип программы: учебная региональная программа.

К участию в программе без дополнительного отбора приглашаются победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2023 года — до 90 чел.

К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 8–10 классов (на май 2023 года) из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации, проявившие себя на заключительном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022\23 учебного года, а также на олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней 2022\23 учебного года (согласно Перечню олимпиад школьников).

При отборе на образовательную программу оцениваются следующие академические достижения школьников, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности:

Мероприятие

Статус

Количество баллов

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

Участник*

15
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

Победитель

10
Призёр 7
Участник (только для 8 класса)

5

Олимпиады по химии 1-го уровня

Победитель

5

Призёр

3
Олимпиады по химии 2-го уровня Победитель 2
Призёр 1

*Школьники, набравшие проходной балл на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022/23 учебного года.
Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.

При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников по химии и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней.

От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 20% от общего числа участников программы (до 40 чел.). 

Список участников образовательной программы будет опубликован не позднее 16 июня 2023 года.
Внесение изменений в список происходит до 17 июля 2023 года.

Школьники, принявшие участие в Августовской образовательной программе по химии 2023 года, не смогут участвовать в Апрельской образовательной программе по химии 2024 года.

Руководители программы

Дроздов
Андрей Анатольевич

Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, руководитель кафедры химии школы Центра педагогического мастерства (г. Москва), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор школьных и вузовских учебников по химии, кандидат химических наук

Еремин
Вадим Владимирович

Профессор кафедры физической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, руководитель национальной команды на Международной химической олимпиаде, автор школьных и вузовских учебников по химии, доктор физико-математических наук

Преподаватели

Андреев
Максим Николаевич

Инженер химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор методических пособий, кандидат химических наук

Антипов
Евгений Викторович

Заведующий кафедрой электрохимии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член-корреспондент Российской академии наук, доктор химических наук

Белоусов
Юрий Александрович

Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, кандидат химических наук

Веденский
Всеволод Александрович

Студент факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, педагог дополнительного образования Центра педагогического мастерства (Москва)

Гладилин
Александр Кириллович

Заместитель директора Университетской гимназии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, профессор химического факультета МГУ, член Международного олимпийского комитета по химии, доктор химических наук

Гладилина
Оксана Евгеньевна

Педагог школы Центра педагогического мастерства (г. Москва), специалист в области рентгенофазового анализа сплавов, участница Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады

Донцова
Ольга Анатольевна

Заведующая кафедрой химии природных соединений химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик Российской академии наук, профессор, доктор химических наук

Евсюков
Александр Игоревич

Учитель, педагог дополнительного образования Губернаторского физико-математического лицея №30 (Санкт-Петербург)

Еремина
Ирина Вячеславовна

Методист Центра педагогического мастерства (г. Москва), член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор методических пособий

Жигилева
Екатерина Андреевна

Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), золотая медалистка Международной Менделеевской олимпиады и серебряная медалистка Международной олимпиады по химии

Жомин
Георгий Михайлович

Студент факультета наук о материалах Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Захаров
Максим Александрович

Заведующий практикумом кафедры общей химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доцент, кандидат химических наук

Захарова
Татьяна Максимовна

Аспирантка химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Карпова
Елена Владимировна

Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри Международной Менделеевской олимпиады по химии, лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность, автор учебных пособий по неорганической химии, кандидат химических наук

Качмаржик
Александр Денисович

Лаборант-исследователь Химического института имени А.М.Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета

Крысанов
Никита Сергеевич

Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады

Курамшин
Булат Камилевич

Педагог дополнительного образования лицея № 131 (г. Казань), аспирант Казанского федерального университета, член центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады

Ларионов
Владислав Иванович

Специалист химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Морозов
Алексей Андреевич

Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Новожилов
Игорь Александрович

Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва)

Ожималов
Илья Дмитриевич

Старший лаборант Специализированного учебно-научного центра-школы имени А.Н.Колмогорова Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (СУНЦ МГУ), студент факультета фундаментальной медицины МГУ

Ратников
Денис Сергеевич

Специалист химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Сибирцев
Александр Михайлович

Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Тихонов
Тимур Павлович

Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Чернов
Никита Олегович

Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады и Международной олимпиады по химии

Положение о программе

Положение об Августовской образовательной программе по химии
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Августовской образовательной программы по химии Образовательного центра «Сириус» (далее — образовательная программа), её методическое и финансовое обеспечение.

1.2. Образовательная программа по химии проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 августа 2023 года.

Тип программы: учебная региональная программа.

1.3. К участию в образовательной программе приглашаются школьники 9–11 классов (на сентябрь 2023 года) из образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, всех субъектов Российской Федерации.

1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации и стран СНГ.

Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.

1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд) по направлению «Наука».

1.6. Общее число участников образовательной программы — до 200 человек. Принять участие в образовательной программе могут только зарегистрировавшиеся школьники.

1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и Центр педагогического мастерства г. Москвы.

1.8. В течение всего периода обучения в общеобразовательной организации школьник может принять участие не более чем в трех учебно-региональных программах и не более чем в двух научных программах.

1.9. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

1.10. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».

1.11. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса и региона обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.

1.12. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы:
– Раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
– Обеспечение школьникам, проявившим свой талант на региональном уровне, равных, независимо от региона проживания, возможностей для развития таланта и его проявления в творческих проектах, конкурсах и соревнованиях федерального и международного уровня

2.2. Задачи образовательной программы:
– Организация практики выполнения участниками программы творческих заданий и заданий высокого уровня сложности, а также освоения необходимых для этого разделов профильных учебных предметов на углубленном уровне;
– Расширение кругозора участников программы в спектре естественных наук и их приложений;
– Повышение мотивации участников к текущим занятиям в рамках программы и дальнейшим занятиям вне рамок программы;
– Вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Сириуса и его региональных партнеров, действующую вне рамок программы;
– Ориентирование участников программы на дальнейшее поступление в ведущие вузы России на специальности, важные с точки зрения СНТР;
– Ориентирование участников программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус», а также требований, изложенных в настоящем Положении.

3.2. Для участия в конкурсном отборе школьникам необходимо подать заявку на странице программы на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».

Прием заявок открыт до 12 июня 2023 года включительно.

3.3. К участию в программе без дополнительного отбора приглашаются победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2023 года — до 90 чел.

3.4. К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 8–10 классов (на май 2023 года) из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации, проявившие себя на заключительном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022\23 учебного года, а также на олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней 2022\23 учебного года (согласно Перечню олимпиад школьников) — не менее 110 чел., из них:
— 8 класс — до 25 чел.,
— 9 класс — не менее 50 чел., но не более 100 чел. с учетом п.3.3.
— 10 класс — не менее 20 чел.

3.4.1. При отборе на образовательную программу оцениваются следующие академические достижения школьников, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности:

Мероприятие

Статус

Количество баллов

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

Участник*

15
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

Победитель

10
Призёр 7
Участник (только для 8 класса)

5

Олимпиады по химии 1-го уровня

Победитель

5

Призёр

3
Олимпиады по химии 2-го уровня Победитель 2
Призёр 1

*Школьники, набравшие проходной балл на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2022/23 учебного года.

Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.

3.4.2. По итогам оценки академических достижений кандидатов формируется рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивается по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 8, 9 и 10 классам).

3.4.3. При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников по химии и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней.

В случае равенства баллов в рейтинговом списке у двух и более школьников приоритет в приглашении на программу имеют школьники, показавшие лучший результат на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии.

3.5. От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 20% от общего числа участников программы (до 40 чел.). При превышении квоты региона приоритет имеют участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. Координационный совет распределяет места между учебными параллелями отдельным решением, исходя из места участника в общем по всем регионам ранжированном списке. На программу приглашаются школьники, занявшие более высокие места.

3.6. Школьники, принявшие участие в Августовской образовательной программе по химии 2023 года, не смогут участвовать в Апрельской образовательной программе по химии 2024 года.

3.7. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.

3.8. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 16 июня 2023 года. Внесение изменений в список происходит до 17 июля 2023 года.

3.9. Дата публикации списка участников может быть изменена координационным советом программы.

3.10. Каждый участник образовательной программы должен подготовить к ее началу задачу или вопрос олимпиадного характера (загадать вещество и его свойства, описать опыт и попросить его объяснить и т. д.), максимально визуализировав его в виде небольшой презентации с использованием фото- и видеоматериалов. Эту презентацию нужно будет представить в первый день образовательной программы

4. Аннотация образовательной программы
Программа включает в себя теоретические (лекции, семинары, тренинги) и практические занятия в лабораториях по неорганической, аналитической, физической и органической химии, лекции ведущих ученых и педагогов страны, общеобразовательную, культурно-досуговые, развивающие и спортивно-оздоровительные мероприятия. Помимо этого, в вечернее время школьникам предоставляется возможность посещать образовательные лекции, расширяющие их кругозор.

Содержание профильной части образовательной программы тематически сгруппировано по блокам, включающим неорганическую, органическую, физическую, аналитическую химии и биохимию, в зависимости от класса обучения.

Лекции представляют ведущие ученые, знакомящие слушателей с определенным разделом химии в свете современных научных достижений. Большая часть теоретических занятий проводится в формате семинаров, предполагающих обсуждение нового материала в формате беседы и разбор типичных олимпиадных заданий, включая нестандартные задачи. Тренинги проходят в форме решения логически выстроенных цепочек задач и индивидуального обсуждения решений с преподавателями. Одновременно предусмотрены специальные консультации, время на самостоятельное решение задач.

Практические занятия предполагают экспериментальную работу школьников в лабораториях, которая направлена на развитие и совершенствование экспериментальных навыков по работе с веществами, подготовку к практическим турам олимпиад и решение экспериментальных задач по химии, в том числе и межпредметных. Учащимся, имеющим высокий исходный уровень олимпиадной подготовки, предлагают участвовать в выполнении межпредметных практико-ориентированных задач, связанных с химической технологией, нанотехнологией, фармацией.

На образовательной программе приоритетны активные формы обучения, в частности, необходимые теоретические знания при освоении новых разделов и тем школьники получают через решение комплектов специально подобранных задач по данной теме (неорганическая, органическая, аналитическая, физическая химия и биохимия), выстроенных в линейку нарастающего уровня сложности. При этом во главу угла ставится не рассказ о конкретных фактах, а более фундаментальная задача — обучение подходам к решению задач и методам их применения.

Количество учебных часов на каждый тематический блок различается не только в зависимости от класса, но и в зависимости от учебных групп, которые состоят из школьников со схожими образовательными потребностями в ближайшей зоне развития. Конкретное наполнение тематических блоков определяется для каждой учебной группы отдельно и постоянно корректируется в процессе обучения, исходя из уровня усвоения ранее изученного материала. 

Конкретная сложность, глубина и тематика изучаемого материала зависят от класса обучения и уровня подготовленности школьников. Участники программы будут разбиты на учебные группы с учетом уровня их подготовки, основанном на их результатах отбора, выступлениях в предыдущих олимпиадах, характеристики от их наставников. 

Образовательная программа предусматривает проведение встреч и бесед как с преподавателями, работающими на программе, так и с приглашенными учеными, педагогами, организаторами различных химических олимпиад. Перед зачетом проводятся консультации, повторяющие и обобщающие изученный на программе материал.

В конце образовательной программы проводится олимпиада, состоящая из теоретического и практического туров. Каждый учащийся по итогам программы получает оценку усвоенных им знаний по важнейшим разделам химии в виде процента от максимального балла. Баллы выставляются на основе оценивания экспериментальной работы школьника в практикуме за всё время программы (20 баллов), а также выполнения задач теоретического (100 баллов) и практического (30 баллов) туров олимпиады. Максимальный зачетный балл, который может набрать учащийся, составляет 150 баллов. Зачет получают все учащиеся, освоившие программу более чем на 25%, то есть набравшие более 37,5 баллов. Учащимся, не получившим зачет, сертификат о прохождении программы не выдается, а заявки от них на участие в следующей образовательной программе по химии не принимаются. Исключение делается только для учащихся, пропустивших итоговую олимпиаду по болезни, которые не получают зачет, но допускаются к участию в конкурсе на следующую программу по химии.

На встречах с ведущими учеными и представителями индустриальных партнеров «Сириуса» участники программы смогут познакомиться с приоритетами стратегии научно-технологического развития России, передовыми разработками в направлениях, связанных с областью их интересов и смежных областях, узнать, чем занимаются современные отечественные ученые, инженеры, представители наукоемкого бизнеса. Часть вечерней программы пройдет в форме мастер-классов и научно-технических клубов, на которых учащиеся смогут применить полученные знания, найти интересные для себя приложения математики, поработать в лабораториях Образовательного центра и Научно-технологического университета «Сириус», а также обсудить свои планы и перспективы с наставниками, познакомиться с программами ведущих вузов России и с привлекательными местами работы по окончании вуза.

За время проведения образовательной программы будет подготовлен очередной выпуск журнала «Химическая образовательная программа».

По завершению программы ее участники смогут продолжить обучение дистанционно на платформе Сириус.Курсы, участвовать в других проектах Образовательного центра «Сириус», стажировках, предлагаемых его технологическими партнерами.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников — участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

Журнал программы

Журнал «XIII Химическая образовательная программа»

Выпуск журнала «XIII Химическая образовательная программа» (август 2023 года) посвящен химии лантана и лантаноидов, с которой школьники обычно мало знакомы. Рассмотрены вопросы химии важнейших соединений этих элементов, а также современные люминесцентные и сенсорные материалы на их основе.

В разделе «Олимпиады» приведена статья Еремина В.В. о международной химической олимпиаде 2023 года. В разделе «Теория» представлены статьи об основных солях и об органических реакциях «домино».

Раздел «Практикум» содержит статьи о занимательных опытах и виртуальный практикум по химии лантаноидов. Отдельное внимание в номере уделено задачам, составленным школьниками, педагогами и слушателями курсов повышения квалификации.

Смотреть все выпуски журнала

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!