Прием заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 12 июня 2024 года.
Для участников тестирования регистрация открыта до 12 мая 2024 года.
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.
Список участников образовательной программы: IJSO-2024, IJSO-2025
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Образовательная программа была направлен на получение и углубление знаний по физике, химии и биологии, подготовку кандидатов для участия в Международной естественно-научной олимпиаде юниоров и олимпиаде стран СНГ «Лаборатория подготовки талантов». Обучающиеся осваивали особенности научного подхода к естественно-научным дисциплинам, а также развивали практические навыки для экспериментальной работы.
Участники были распределены на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки.
7–8 класс
Биология
Цитология. Свойства живого
Обмен веществ в клетке. Пассивный и активный транспорт
Специализация клеток. Ткани
Ботаника. Ткани растений
Движение растений. Тропизмы
Физиология растений. Поглощение веществ. Транспирация
Физиология растений. Фотосинтез. Фитогормоны
Клеточный цикл. Митоз и мейоз
Цифровой эксперимент
Микроскопия. Генетические задачи. Картирование хромосом
Осмотические явления в клетке
Ген. Основы генетики
Хромосомы. Репликация ДНК
Физика
Векторы. Операции с векторами. Перемещение. Координаты. Скорость. Проекции скорости
Электрический ток. Сила тока. Напряжение сопротивление. Основные элементы электрических цепей. Параллельное и последовательное соединение резисторов
Сложение скоростей
Параллельное и последовательное соединение проводников
Относительность движения
Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность тока
Электроизмерительные приборы
Работа с макетной платой
Ускорение. Равноускоренное движение
ВАХи. Работа с ВАХами. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока
Движение материальной точки, брошенной под углом
ВАХи нелинейных элементов
Статика в непараллельных силах
Скатывание шарика по наклонному жёлобу
Второй закон Ньютона. Сила. Масса. Ускорение
Динамика материальной точки
Работа с макетной платой
Гидростатика
Химия
Строение атома
Электронные конфигурации атомов и ионов. Типы химических связей. Водородная связь, силы Ван-дер-Ваальса
Состояния вещества. Типы кристаллических решеток
Природные индикаторы
Классы неорганических веществ. Оксиды и их химические свойства
Химические свойства кислот и оснований. Реакции нейтрализации
Соли, их химические свойства. Реакции ионного обмена и условия их протекания
Реакции ионного обмена. Полные и сокращенные ионные уравнения
Проведение качественных реакций
Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса
Количество вещества. Стехиометрия. Решение задач
Массовые доли элемента в веществе. Расчет формулы вещества
Качественный анализ. Метод попарного сливания
Массовые доли вещества в растворе. Решение задач
Мольные и объемные доли вещества в смеси. Средняя молекулярная масса, плотность по газу
Кислотно-основное титрование
Термохимия. Энтальпия. Закон Гесса
Расчет энтальпии реакций. Понятие энтропии и энергии Гиббса. Возможность протекания химической реакции
9–10 класс
Биология
Цитология
Биохимия
Половая система
Кровеносная система
Биохимия
Хроматография
Вирусы. Вакцина
Ботаника
Работа с микроскопом
Иммунология
Углеводы
Нуклеиновые кислоты
Клеточное дыхание
Липиды
Осмос
Питание и питательные вещества
Гормоны
Пищеварение
Физика
Продольное увеличение. Система линз. Дисперсия. Свет и цвет. Призмы. Оптические инструменты
Статика. Теорема о трех перпендикулярах. Виртуальные перемещения
Определение фокусного расстояния
НИСО. Переносная скорость. Силы инерции. Центрифуга. Центробежные силы
Работа силы. Мощность. Теорема о кинетической энергии. Потенциальная энергия
Гравитация. Круговые орбиты. Космические скорости
Закон Кулона. Напряженность. Силовые линии Суперпозиция. Электрический диполь
Внутренняя энергия. 1-е начало ТД. Изопроцессы. Скорость звука
Потенциал. Конденсаторы
Сторонние силы. ЭДС. Закон Дж. Ленца. Мощность на нагрузке
Центр масс. Импульс
Законы Кеплера
Уравнение неразрывности. Закон Бернулли
Закон Бойля – Мариотта, Гей-Люссака (Шарля). Уравнение Менделеева – Клапейрона в общем виде и малых приращениях
ВАХи нелинейных элементов
Гармонические колебания. Частота – период через ЗСЭ
Динамика криволинейного движения
Уравнение Ван-дер-Ваальса. Фазовая диаграмма воды. 3-я и критические точки
Сопротивление–проводимость. Законы Кирхгофа. Метод наложения токов. Эквивалентный источник. Пересчёт симметричных схем соединения: звезда – треугольник и обратно. Мост Уитстона
Дифракция, интерференция волн. Стоячие волны. Отражение волн
Механические колебания
Движение со связями
Химия
Кристаллическая решетка
Титрование
Электрохимия
Термохимия
Примеры заданий
Биология. Генетика микроорганизмов
Физика. Динамика систем со связями
Физика. Оптика
Физика. Уравнение Бернулли
Физика. Электростатика
Химия – 1
Химия – 2
Список участников отборочного тура
К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 7–10-х классов (на май 2024 года) из всех регионов Российской Федерации.
К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 6 классов, прошедшие отбор по программе 7 класса. В образовательной программе и Олимпиаде IJSO могут принимать участие школьники, чей возраст не достигает 16 лет на конец года проведения олимпиады.
К участию в образовательной программе для подготовки сборной команды Российской Федерации к Международной естественно-научной олимпиаде юниоров IJSO 2024 г. приглашаются школьники, родившиеся в 2009 году и позже, удовлетворяющие следующим требованиям:
– кандидаты в национальную сборную на IJSO 2023 года;
– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2024 года, прошедшие дополнительный отбор по химии (до 10 человек);
– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2024 года, прошедшие дополнительный отбор по физике (до 10 человек);
– первые девять школьников набравшие наибольшую сумму баллов на региональных этапах Всероссийских олимпиад по физике и по химии и набравшие 30% от максимума баллов на каждом из этапов.
– школьники, набравшие 30% от максимума баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике или по химии и прошедшие очный отборочный тур в регионах 18 мая.
К участию в образовательной программе для подготовки сборной команды Российской Федерации к Международной естественно-научной олимпиаде юниоров IJSO 2025 г. приглашаются участники заключительного этапа Олимпиады им. Дж. Максвелла 2024 года, родившиеся в 2010 году и позже, успешно прошедшие отборочный тур по биологии (7 класс) или по химии (8 класс).
Порядок проведения отборочного тура
Для школьников, набравших 30% от максимума баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике или по химии будет организован дополнительный очный отборочный тур в регионах 18 мая.
Рейтинг формируется как сумма баллов за задания по физике и химии. Места между участниками тура распределяются по сумме баллов, но претенденты должны набрать по каждому из предметов не менее 25% баллов.
Список участников образовательной программы будет опубликован не позднее 14 июня 2024 года.
Проректор по учебной работе и довузовской подготовке Московского физико-технического института, председатель методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по физике, руководитель национальной команды на международной олимпиаде по физике, кандидат физико-математических наук
Студент биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, победитель Международной олимпиады по биологии (Иран, 2018)
Учитель физики в Физико-математической школе Тюменской области. Ведущий преподаватель областной физико-математической школы, член жюри регионального этапа ВсОШ, член жюри заключительного этапа ВсОШ по физике 2021 года
Студентка 3 курса Московского физико-технического института, двукратный призер Всероссийской олимпиады школьников по физике, призер Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотая медалистка международной Жаутыковской олимпиады
Инженер-исследователь федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», учитель физики лицея №5, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике и Олимпиады имени Максвелла
Старший преподаватель кафедры ботаники и прикладной биологии, сотрудник отдела медико-биологических исследований Государственного университета просвещения
Студент МФТИ направления "Прикладная математика и физика", победитель Азиатской олимпиады по физике 2022
Заведующая кафедрой физики и астрономии специализированного учебно-научного центра Уральского Федерального университета имени Б.Н. Ельцина (СУНЦ УрФУ), председатель жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике имени Максвелла, член оргкомитета Международного турнира юных физиков, почетный работник общего образования РФ
Старший преподаватель департамента молекулярной и биологической физики Московского физико-технического института
Старший преподаватель департамента молекулярной и биологической физики Московского физико-технического института
Учитель физики, член центральной предметно-методической комиссии заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, победитель конкурса «Лучший учитель–предметник Московской области» (2018), кандидат физико-математических наук
Сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института, учитель физики физтех-лицея имени П.Л. Капицы, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, лауреат премии Президента России (2019)
Преподаватель биологии школы № 192 (Москва), тренер по биологии национальной сборной на Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров
Заместитель декана факультета общей и прикладной физики Московского физико-технического института, доцент, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (10 класс), член жюри заключительного этапа Олимпиады по физике имени Максвелла (8 класс), кандидат физико-математических наук
Преподаватель кафедры общей физии МФТИ, преподаватель Отделения физики и Олимпиадных школ МФТИ, руководитель сборной олимпиады стран СНГ «Лаборатория подготовки талантов», член жюри заключительного этапа олимпиады им. Максвелла и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
Член жюри заключительного и регионального этапа ВсОШ по физике. Победитель заключительного этапа ВсОШ по физике 2018. Победитель международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO-2018. Призер европейской физической олимпиады EuPhO-2018.
Тренер по биологии национальной сборной РФ на международной естественнонаучной олимпиаде юниоров (IJSO), обладатель гранта Президента за подготовку победителей IJSO
Студент Физтех-школы электроники, фотоники и молекулярной физики Московского физико-технического института
Студентка направления «Теоретическая и прикладная химия» Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Преподаватель кафедры общей физики Московского физико-технического института, кандидат физико-математических наук
Положение об Августовской естественно-научной образовательной программе
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Августовской естественно-научной образовательной программы Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд), её методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Августовская естественно-научная образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (далее — образовательная программа, Программа) с 1 по 24 августа 2024 года.
Типы программы: для кандидатов в национальную сборную на IJSO 2024 года – установочные сборы кандидатов в национальные команды, для кандидатов на IJSO 2025 года – учебная региональная программа.
1.3. В образовательной программе могут принять участие школьники 8–11-х классов (на сентябрь 2024 года) из всех регионов Российской Федерации.
1.4. Общее количество участников образовательной программы: до 70 человек.
1.5. К участию в образовательной программе допускаются только граждане Российской Федерации.
1.6. В течение всего периода обучения в общеобразовательной организации школьник может принять участие не более чем в трех учебно-региональных программах и не более чем в двух научных программах.
1.7. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой Образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части Образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Фондом.
1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора или образовательной программы.
1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения участник образовательной программы может быть отчислен с неё.
1.11. Школьник, независимо от результатов конкурсного отбора, может быть отчислен с Программы в случае, если им не усваиваются материалы образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы:
– Раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
– Обеспечение школьникам, проявившим свой талант на региональном уровне, равных, независимо от региона проживания, возможностей для развития таланта и его проявления в творческих проектах, конкурсах и соревнованиях федерального и международного уровня.
2.2. Задачи образовательной программы:
– организация практики выполнения участниками программы творческих заданий и заданий высокого уровня сложности, а также освоения необходимых для этого разделов профильных учебных предметов на углубленном уровне;
– расширение кругозора участников программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации участников к текущим занятиям в рамках программы и дальнейшим занятиям вне рамок программы;– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Сириуса и его региональных партнеров, действующую вне рамок программы;
– ориентирование участников программы на дальнейшее поступление в ведущие вузы России на специальности, важные с точки зрения СНТР;
– ориентирование участников программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, Порядка отбора школьников на профильные программы Фонда по направлению «Наука», а также правил формирования списка кандидатов в Сборную России на IJSO.
3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются граждане Российской Федерации, обучающиеся в 7–10-х классах (на май 2024 года), из всех регионов Российской Федерации.
К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 6 классов, прошедшие отбор по программе 7 класса.
3.3. Для участия в конкурсном отборе школьникам необходимо подать заявку на официальном сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет открыта до 12 июня 2024 года. Регистрация для участников очного отборочного тура (п.3.4. Положения) открыта до 12 мая.
3.4. К участию в образовательной программе для подготовки сборной команды Российской Федерации к Международной естественно-научной олимпиаде юниоров IJSO 2024 г. приглашаются школьники, родившиеся в 2009 году и позже, удовлетворяющие следующим требованиям:
– кандидаты в национальную сборную на IJSO 2023 года;
– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2024 года, прошедшие дополнительный отбор по химии (до 10 человек);
– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2024 года, прошедшие дополнительный отбор по физике (до 10 человек);
– первые девять школьников набравшие наибольшую сумму баллов на региональных этапах Всероссийских олимпиад по физике и по химии и набравшие 30% от максимума баллов на каждом из этапов.
– школьники, набравшие 30% от максимума баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике или по химии и прошедшие очный отборочный тур в регионах 18 мая.
3.5. К участию в образовательной программе для подготовки сборной команды Российской Федерации к Международной естественно-научной олимпиаде юниоров IJSO 2025 г. приглашаются участники заключительного этапа Олимпиады им. Дж. Максвелла 2024 года, родившиеся в 2010 году и позже, успешно прошедшие отборочный тур по биологии (7 класс) или по химии (8 класс).
3.6. Порядок проведения отборочного тура.
Для школьников, набравших 30% от максимума баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике или по химии будет организован дополнительный очный отборочный тур в регионах 18 мая.
Список участников, места и регламент проведения очного отборочного тура будут опубликованы на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 14 мая 2024 года.
Рейтинг формируется как сумма баллов за задания по физике и химии. Места между участниками тура распределяются по сумме баллов, но претенденты должны набрать по каждому из предметов не менее 25% баллов.
3.7. Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 14 июня 2024 года. Внесение изменений в список участников программы происходит до 17 июля 2024 года.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия по физике, химии, и биологии, лекции и семинары ведущих преподавателей страны, спортивные и культурно-досуговые мероприятия, знакомство с достопримечательностями города Сочи.
В рамках образовательной программы ее участникам предстоит написать олимпиадный тур (в формате IJSO), выполнить итоговые экспериментальные работы, сдать зачет по теоретическому материалу программы.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников — участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».