help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
1-24 июля 2024

Научно-технологическая проектная образовательная программа «Большие вызовы»

Заявки на программу принимались на сайте Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников

 

Список рекомендованных участников образовательной программы

 

Информационная поддержка программы — konkurs@sochisirius.ru

 

Больше информации смотрите на сайте программы – bigchallenges.ru.

 

Программы прошлых лет: 2023202220212020201920182017

О программе

Школьники получают опыт применения предметных знаний и практических навыков в профессиональной деятельности, адаптированной под формат проектной работы на базе Образовательного центра «Сириус».

Принципы выбора направлений и тематик:

1. Передовые технологические направления (стратегия научно-технического развития РФ, цифровая экономика, генетика, нацпроекты).

2. Актуальность в среде реализации.

3. Доступные научные и технологические ресурсы.

Проекты программы, решаемые учащимися, делятся на три категории:

1. Проекты компаний-партнеров. Задачи этого типа подразумевают освоение существующей технологической базы в течение первой половины программы, а затем — разработку решения в достаточно узкой области, обеспечивающей тем не менее результат, интересный для дальнейшей проработки и обладающий перспективой внедрения, что позволяет включить партнера в сопровождение выпускника после программы.

2. Инновационная разработка. Задачи этого типа предусматривают решение новой задачи, чаще всего лишь недавно вставшей перед наукой и индустрией. Задачи этого типа обычно имеют межпредметный характер и требуют включения в проектную команду участников разного профиля.

3. Научное исследование. Участники проекта включаются в проведение небольшого фрагмента исследования по теме, прорабатываемой научным коллективом, поставившим задачу. Участники получают возможность самостоятельно пройти полный цикл исследований в силу того, что погружаются в ход большого исследования, выдвигают и проверяют свою гипотезу в этой рамке.

Всего в программе будет представлено 14 тематических направлений, каждое из которых состоит из 4-7 проектов.

Все участники будут разделены на проектные команды, в среднем по 4-6 человек, и в течение трех недель будут работать над рыночными, отраслевыми или научными задачами, поставленными руководителями проектов — представителями профессионального сообщества (партнера): ведущих технологический компаний, НИИ и вузов.

Проектная работа строится по модели полного (адаптированного к уровню участников) жизненного цикла разработки инноваций с характерными этапами работы:

1. Погружение в тематику направления (отрасли, научной области) и конкретной проектной задачи, в частности.
2. Анализ тематики, актуальных проблем, выбор и обоснование темы, целей, методов и плана реализации проекта.
3. Формулировка требований к результату, их обоснование.
4. Составление плана работ по реализации проекта.
5. Выполнение проекта.
6. Анализ результата, его доработка и оформление.
7. Защита проекта.

Также в каждом проекте будет рассматриваться возможность постпрограммного сопровождения.

В образовательную программу помимо проектной деятельности включены:

– лекции ведущих специалистов отечественных компаний, ученых мирового уровня и экспертов по тематике - проектов программы,
 профильные модули,
 культурная и досуговая программа, работа клубов.

Участники и порядок отбора

Основной инструмент отбора на программу — успешное участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». Участниками программы станут не более 420 школьников.

К участию в конкурсном отборе на программу приглашаются школьники 7–10 классов. 

Отбор проходит независимо по каждому из 14-ти направлений программы:

1. Агропромышленные и биотехнологии
2. Беспилотный транспорт и логистические системы
3. Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение
4. Генетика и биомедицина
5. Когнитивные исследования
6. Космические технологии
7. Нанотехнологии
8. Новые материалы
9. Передовые производственные технологии
10. Природоподобные и нейротехнологии технологии
11. Освоение Арктики и Мирового океана
12. Современная энергетика
13. Умный город и безопасность
14. Экология и изучение изменений климата

Отбор участников программы осуществляется в два потока в следующей очередности: 

1. Победители и призеры Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2023/2024 учебного года.
2. На основании рейтинга участников конкурсного отбора по совокупности итогов заключительного этапа Конкурса, академических достижений и результатов участия в дополнительных мероприятиях, определенных координационным советом. В соответствии с рейтингом формируется ранжированный список школьников отдельно по каждому направлению программы. В случае равенства баллов у двух и более участников более высокий приоритет имеют участники, набравшие более высокий балл на заключительном этапе Конкурса.

Список школьников, приглашенных к участию в программе, будет опубликован на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 28 мая 2024 года.

Положение о Конкурсе

Руководители направлений

Агропромышленные и биотехнологии

Руководитель
Хлесткина Елена Константиновна
Директор Федерального исследовательского центра «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова», профессор РАН, доктор биологических наук

Методист
Седых Сергей Евгеньевич
Научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, член комиссии РАН по популяризации науки, кандидат биологических наук

Беспилотный транспорт и логистические системы

Руководитель
Степанов Павел Викторович
Заместитель генерального директора ООО «Геоскан»

Методист
Луцкий Михаил Владимирович
Руководитель отдела образовательных проектов ООО «Геоскан»

Большие данные, искусственный интеллект,
финансовые технологии и машинное обучение

Руководители
Райгородский Андрей Михайлович
Заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений, заведующий лабораторией прикладных исследований МФТИ - Сбербанк, заведующий кафедрой дискретной математики ФИВТ, руководитель исследовательской группы в Яндексе, профессор математики МФТИ, доктор физико-математических наук

Абакумов Евгений Михайлович
Научный руководитель Центра информационных технологий и искусственного интеллекта Университета «Сириус»

Методист
Садовников Александр Владимирович
Руководитель отдела аналитики АНО «Сириус.Курсы», преподаватель направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» программы «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус»

Генетика и биомедицина

Руководитель
Демидов Олег Николаевич
Ведущий научный сотрудник Научного центра «Генетика и науки о жизни» Университета «Сириус», доктор медицинских наук

Методист
Воронина Елена Николаевна

Старший научный сотрудник лаборатории фармакогеномики, заведующая группой молекулярной генетики Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, доцент физико-математической школы имени М.А.Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ), кандидат биологических наук

Когнитивные исследования

Руководители
Григоренко Елена Леонидовна
Научный руководитель Центра когнитивных исследований Университета «Сириус», руководитель направлений «РАС: наука и практика» и «Порождение, приобретение и передача знаний», PhD, доктор психологических наук

Зинченко Юрий Петрович
Декан факультета психологии, заведующий кафедрой методологии психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования, директор Психологического института РАО, доктор психологических наук

Методист
Орешина Галина Владимировна

Младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус»

Космические технологии

Руководитель
Сигаева Екатерина Александровна
С
тарший научный сотрудник лаборатории космофизических исследований, ученый секретарь НИИ ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук

Методист
Дементьев Юрий Николаевич
Старший методист по проектной деятельности Лицея «Вторая школа», методист Центра педагогического мастерства

Нанотехнологии

Руководитель
Калмыков Степан Николаевич
Научный руководитель химического факультета МГУ 
имени М.В. Ломоносовавице-президент и академик РАН, доктор химических наук

Методист
Хрипунов Юрий Вадимович
Директор 
Проектного офиса и Ресурсного модельного центра дополнительного образования детей, руководитель ЮСНИШ «Основы нанотехнологий», доцент кафедры экспериментальной и теоретической физики ОГУ имени И.С. Тургенева, кандидат физико-математических наук

Новые материалы

Руководитель 
Иванов Дмитрий Анатольевич
Руководитель направления «Биоматериалы» Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус», кандидат физико-математических наук

Методист
Терехова Анастасия Юрьевна
Заведующая лабораторией кафедры энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий 
НИТУ «МИСиС», кандидат технических наук

Освоение Арктики и Мирового океана

Руководитель
Пинский Александр Савельевич
Генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Методист
Никулин Тимофей Русланович 
Руководитель проекта Data Culture факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

Передовые производственные технологии

Руководитель
Кортов Сергей Всеволодович

Первый проректор УрФУ, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук

Методист
Терлыга Надежда Геннадьевна

Заместитель первого проректора УрФУ, руководитель Школы талантов УрФУ и Уральских проектных смен, доцент, кандидат экономических наук

Природоподобные и нейротехнологии

Руководитель
Дьякова Юлия Алексеевна

Первый заместитель директора по науке НИЦ «Курчатовский институт», кандидат физико-математических наук

Методист
Зинина Анна Александровна

Научный сотрудник лаборатории нейрокогнитивных технологий и робототехники НИЦ «Курчатовский институт», кандидат психологических наук

Современная энергетика

Руководитель
Афанасьев Игорь Семенович

Заместитель генерального директора по геологии и разработке АО «Зарубежнефть»

Методист
Морозов Андрей Владимирович
Ведущий научный сотрудник АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», доктор технических наук

Умный город и безопасность

Руководитель 
Пожидаев Николай Николаевич
Президент АО «СИТРОНИКС»

Методист
Ковалёва Анастасия Александровна
Руководитель направления «Проектная деятельность» Президентского Лицея «Сириус»

Экология и изучение изменений климата

Руководитель 
Романовская Анна Анатольевна
Директор института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Методист
Герешелис Елена Владимировна
Исполнительный директор международного научного центра в области экологии и вопросов изменения климата Университета «Сириус»

Положение о программе

Положение об Июльской научно-технологической проектной образовательной программе «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» 2024 года

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Научно-технологической проектной образовательной программы «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» (далее – Программа), ее методическое и финансовое обеспечение.

1.2. Программа проводится в Образовательном центре «Сириус» с 1 по 24 июля 2024 года.

1.3. Для участия в Программе приглашаются обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации не младше 7 класса на 2023/2024 учебный год, продолжающие освоение программ основного общего/среднего общего образования на момент проведения Программы (июль 2024 года).

1.4. Общее количество участников Программы – 400 человек.

1.5. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств.

1.6. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».

1.7. Научно-методическое сопровождение образовательной программы осуществляет Экспертная группа программы, состоящая из руководителей направлений Программы с общей координацией Научно-технологического университета «Сириус».

1.8. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

1.9. В связи с целостностью и содержательной логикой Программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие в отдельных мероприятиях или в части Программы (в том числе исключены заезды и выезды участников вне установленных сроков заезда и выезда с Программы).

1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Экспертной группы Программы участник может быть отчислен с Программы.

2. Направления Программы

2.1. В ходе Программы участники выполняют научно-исследовательские и научно-технические проекты по направлениям, охватывающим различные области науки и человеческой деятельности, которые определяются Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Национальными проектами, Национальной технологической инициативой, отраслевыми и региональными стратегиями развития:

– Агропромышленные и биотехнологии;
– Беспилотный транспорт и логистические системы;
– Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение;
– Генетика и биомедицина;
– Когнитивные исследования;
– Космические технологии;
– Нанотехнологии;
– Новые материалы;
– Освоение Арктики и Мирового океана;
– Передовые производственные технологии;
– Природоподобные и нейротехнологии;
– Современная энергетика;
– Умный город и безопасность;

– Экология и изучение изменений климата.

2.2. Проекты в рамках направлений, а также минимальные и максимальные квоты участников по каждому из направлений утверждаются Экспертным советом Фонда «Талант и успех» и публикуются на сайте Образовательного центра «Сириус».

3. Цели образовательной программы

Целями Программы являются:

– активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы школьников, проявляющих интерес к самостоятельной исследовательской, конструкторской и проектной деятельности и техническому творчеству;
– популяризация и пропаганда научных знаний;
– предоставление учащимся возможности испытать себя в решении актуальных исследовательских и прикладных научно-технических задач;
– создание научно и/или технически-значимого результата проектной работы учащихся;
– получение учащимися опыта командной проектной работы;
– привлечение учёных, инженеров и экспертов к работе с одарёнными школьниками, формирование связей между одарёнными школьниками и партнерами Программы для возможного постсопровождения (после окончания Программы);
– реализация возможностей самоопределения и профессиональной ориентации талантливых школьников через выполнение проектов совместно с представителями университетской, научной и технологической среды;
– развитие лучших практик управления исследовательской и проектной деятельностью школьников.

4. Порядок отбора участников Июльской проектной образовательной программы «Большие вызовы»

4.1. Отбор участников Программы осуществляется Экспертной группой Программы, на основании требований, изложенных в настоящем Положении. К участию в конкурсном отборе приглашаются обучающиеся образовательных организаций, реализующих программы общего и среднего профессионального образования.

4.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются обучающиеся по программам не младше 7 класса и не старше 10 класса по состоянию на 2023/2024 учебный год, продолжающие освоение программ основного общего/среднего общего образования на момент проведения Программы (июль 2024 года).

4.3. Для участия в конкурсном отборе приглашаются участники, прошедшие регистрацию на сайте Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» https://konkurs.sochisirius.ru.

4.4. Отбор проходит независимо по каждому из направлений программы, определенных в п.2 настоящего Положения. Результаты участия в отборе на одно направление не могут быть учтены при отборе на другое направление.

4.5. Отбор участников Программы в следующей очередности:

1. Победители и призеры Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2023/2024 учебного года (далее – Конкурс);
2. Школьники-участники конкурсного отбора по совокупности результатов участия в заключительном этапе Конкурса, академических достижений и результатов участия в дополнительных мероприятиях, определенных Экспертной группой Программы (в соответствии с рейтингом).

4.6. Рейтинг участника конкурсного отбора определяется как сумма результата его участия в заключительном этапе Конкурса, балла за его академические достижения, определенного в пп.4.8-4.9.

4.7. Порядок проведения Конкурса определяется его Положением, опубликованном на сайте http://konkurs.sochisirius.ru. Максимальный балл на заключительном этапе Конкурса составляет 50 баллов.

4.8. Балл за академические достижения определяется в соответствии с лучшим результатом участия в мероприятиях 2023/2024 и 2022/2023 учебных годов следующим образом:
 

Уровень олимпиады

Победитель 

Призер 

Заключительный этап:
• Всероссийская олимпиада школьников;
• олимпиада Эйлера;
• олимпиада Максвелла

50

35

Региональный этап:
• Всероссийская олимпиада школьников;
• олимпиада Эйлера;
• олимпиада Максвелла

20

15

Олимпиады РСОШ 1 уровня

20

15

Олимпиады РСОШ 2 уровня

10

5

4.9. Соответствие направлений и профилей олимпиад, учитываемых в п.4.8, определяется следующим образом:
 

Направление 
 

Профили олимпиады

Агропромышленные и биотехнологии 

биология, физика, химия, экология

Беспилотный транспорт и логистические системы

математика, информатика, физика

Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение

информатика, математика

Генетика и биомедицина

информатика, биология, химия, физика, генетика

Когнитивные исследования

биология, лингвистика, психология, информатика, математика, обществознание

Космические технологии

астрономия, физика, информатика, математика, биология

Нанотехнологии

физика, химия, биология

Новые материалы

физика, химия, биология

Освоение Арктики и Мирового океана

математика, информатика, физика, география, биология

Передовые производственные технологии

информатика, химия, физика

Природоподобные и нейротехнологии

биология, химия, физика, информатика, математика, психология

Современная энергетика

физика, химия, математика, информатика

Умный город и безопасность

математика, информатика

Экология и изучение изменений климата

химия, биология, экология, география

При отборе на Программу учитываются только академические достижения, загруженные в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.

4.10. В соответствии с рейтингом участников конкурсного отбора формируется ранжированный список школьников отдельно по каждому направлению Программы.

4.10.1. Для школьников, претендующих на участие в Программе, но не участвовавших в заключительном этапе Конкурса «Большие вызовы» по решению Экспертной группы Программы могут быть проведены дополнительные конкурсные испытания.

4.11. В случае равенства баллов двух и более участников более высокий приоритет имеют участники, набравшие более высокий балл за оценку проекта на заключительном этапе Конкурса.

4.12. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.

4.13. Итоговые квоты на каждое направление и список школьников, приглашенных к участию в Программе, публикуются на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 25 мая 2024 года.

4.14. Учащиеся, отказавшиеся от участия в Программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу участников конкурсного отбора. Внесение изменений в список участников Программы происходит до 20 июня 2024 года.

4.15. Обучающийся может быть отчислен с программы решением Экспертной группы Программы, если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.

5. Аннотация Программы

Содержание программы формируется на основании положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, (далее – СНТР) и связано с ответами на «большие вызовы». Согласно определению, предложенному в СНТР, «большие вызовы» – это «требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов».

В ходе Программы участники выполняют научно-исследовательские и научно-технические проекты по направлениям, охватывающим различные области науки и человеческой деятельности, которые определяются Стратегией научно-технологического развития России, Национальными проектами, отраслевыми и региональными стратегиями развития.

Инициаторами проектов выступают привлекаемые к проведению Программы партнеры Фонда «Талант и успех» и Научно-технологического университета «Сириус» – образовательные организации высшего образования, научные центры и исследовательские институты, технологические компании. Перечень проектов определяется по итогам рассмотрения заявок партнеров в соответствии с Порядком подачи проектных задач, опубликованном на сайте Образовательного центра «Сириус».

Проекты разрабатываются и реализуются проектными командами, формируемыми из числа участников Программы. Средняя численность проектной команды составляет 4 - 6 человек и определяется требованиями к конкретному проекту. Работу проектной команды курирует руководитель проекта. Распределение в проектные команды производится методистами направлений. На протяжении Программы проектные команды работают над реализацией проектов с целью достижения конкретного, представимого научно-исследовательского и/или научно-технологического результата с учётом временных рамок и ресурсов, определяемых спецификой Программы.

Работа над проектами проводится в учебных аудиториях, лабораториях Образовательного центра «Сириус», проектных лабораториях и мастерских Научно-технологического университета «Сириус», включая:

– ресурсный центр естественных наук;
– ресурсный центр психофизиологических исследований;
– ресурсный центр механики;
– лаборатория космических систем;
– выставочно-образовательную лаборатория «Умный город»;
– опытно-демонстрационная лаборатория «Полигоны»;
– учебные аудитории Университета «Сириус».

В зависимости от содержания проекта участники также могут проводить полевые исследования.

В процессе решения проектных задач участники Программы приобретают навыки командной работы, получают возможность познакомиться с современными методами исследования и проектными инструментами, осваивают навыки работы с различным оборудованием, посещают установочные и обзорные лекции, консультируются с экспертами, выезжают на экскурсии и практикумы, связанные с темами проектных работ.

Завершением образовательной Программы является итоговая конференция направлений, в рамках которой каждая проектная команда представляет результат своей работы.

Материальные результаты проектов (модели, устройства, прототипы, инсталляции, мультимедиа, видеоролики) по согласованию с партнерами передаются в Образовательный центр «Сириус».

6. Финансирование Программы

Оплата проезда (по территории Российской Федерации), пребывания и питания участников Программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех». 

 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!