help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
1-23 марта 2025

Мартовская образовательная программа по физике

Приём заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 8 декабря 2024 года.
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.

 

Список участников образовательной программы
Id личного кабинета можно узнать в профиле
Проходной балл на программу: 16 баллов, для школьников Москвы (п.3.11. Положения) – 27 баллов.

 

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Программы прошлых лет: 202420232022202120202019201820172016

О программе

Программа предусматривала изучение теоретического материала по теме «Физические основы механики», разделенного на блоки: «Кинематика», «Динамика материальной точки», «Законы сохранения импульса и механической энергии» и «Динамика вращательного движения». Изучение теории сопровождалось решением практических задач олимпиадного уровня сложности.

Учебный процесс проходил в формате лекций, семинаров, практических занятий, консультаций с преподавателями и самостоятельной работы.

Содержание семинаров:

Кинематика:
1. Равномерное движение. Относительность движения. Закон сложения скоростей. Выбор удобной системы отсчета 
2. Равноускоренное движение вдоль прямой 
3. Равноускоренное движение в однородном поле силы тяжести 
4. Кинематика вращательного движения материальной точки. Кинематика плоского движения твердого тела 

Динамика:
1. Законы Ньютона. Блоки. Метод виртуальных перемещений 
2. Движение в присутствии сил упругости, сил сухого и вязкого трения 
3. Динамика движения по окружности 
4. Движение относительно неинерциальных систем отсчета 

Законы сохранения импульса и механической энергии:
1. Закон сохранения импульса. Теорема о движении центра масс 
2. Механическая работа и энергия. Законы изменения и сохранения механической энергии. Мощность 
3. Законы гидродинамики. Уравнение Бернулли 
4. Абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары 

Статика. Динамика вращательного движения:
1. Момент импульса. Закон сохранения момента импульса. Законы Кеплера. Движение небесных тел и искусственных спутников 
2. Динамика вращательного движения твердого тела. Момент инерции 
3. Момент силы. Статика 

Колебания:
Гармонические колебания 

Контрольные работы 

Практикумы:
Задачи практикума с краткими описаниями 
Задания итоговой олимпиады с критериями 

Во время программы школьники прослушали курс лекций, позволяющих расширить представления в области механики и глубже понять суть различных физических явлений. Участники программы получили опыт анализа физических явлений, соотнесения изучаемого теоретического материала с практическими явлениями и решением задач, приобрели навыки выполнения практических работ (включая, выбор стратегии проведения экспериментального мини-исследования, сборку экспериментальной установки, проведение измерений, обработку экспериментальных данных, получение и анализ физического результата). Практические занятия проводились на уровне, обеспечивающем подготовку школьников к экспериментальному туру заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике.

В рамках программы была реализована подпрограмма интенсивной подготовки для группы школьников, показавших высокие результаты на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по физике 2024/2025 учебного года (РЭ ВсОШ) и являющихся кандидатами на участие в заключительном этапе этой олимпиады.

Содержание специальных семинаров:

Разбор особенностей задач по темам: «Уравнение теплового баланса», «Фазовые переходы. Плавление и испарение», «Закон Ньютона – Рихмана», «Применение уравнения теплового баланса при наличии тепловых потерь и фазовых переходов», «Закон Ома для участка электрической цепи», «Последовательное и параллельное соединение резисторов», «Расчет симметричных электрических цепей», «Расчет бесконечных электрических цепей», «Идеальные и неидеальные измерительные приборы в цепи постоянного тока», «Нелинейные элементы в цепи постоянного тока», «Вольт-амперные характеристики линейных и нелинейных элементов», «Отражение света. Плоские и сферические зеркала», «Линзы. Построение с помощью циркуля и линейки без делений хода лучей в оптических системах»

Применение для расчета симметричных электрических цепей правил Кирхгофа, метода контурных токов, метода узловых потенциалов

Графические методы решения задач по разделу «Постоянный электрический ток»

Материалы специальных семинаров 

Темы специальных практикумов:
Измерение глубины лунки оптическим методом
Измерение температурного коэффициента сопротивления с использованием мостовой схемы
Измерение коэффициента теплопроводности изоляционной ленты
Измерение обратной ветки вольт-амперной характеристики выпрямительного диода
Тепловое расширение полипропилена
Изучение схемы устройства школьного миллиамперметра
Измерение показателя преломления материала CD-диска

Задачи специального практикума с краткими описаниями 

Участникам программы по окончании второго полугодия 9 класса рекомендуется проработать следующие темы:

«Динамика материальной точки», обратив особое внимание на рассмотрение задач, требующих нахождения экстремумов функциональных зависимостей, составления и решения простых дифференциальных уравнений (с разделяющимися переменными)

«Динамика вращательного движения», обратив особое внимание на рассмотрение задач, для решения которых необходимо вычислять осевые моменты инерции абсолютно твердых тел, применять законы изменения и сохранения момента импульса системы материальных точке и абсолютно твердого тела

«Механические колебания», уделив внимание гармоническим, затухающим и вынужденным колебаниям с единых позиций в рамках двух подходов: динамического и энергетического

«Постоянный электрический ток», обратив особое внимание на различные виды электрических цепей (обладающих симметрией, содержащих идеальные проводящие перемычки, содержащих неидеальные измерительные приборы), а также на основные методы расчета произвольных электрических цепей (узловых потенциалов, контурных токов, преобразования «звезда–треугольник», правила Кирхгофа)

В качестве задачников рекомендуется использовать следующие сборники:

1. Воробьев И. И., Зубков П. И., Кутузова Г. А., Савченко О. Я., Трубаче А. М., Харитонов В. Г. Задачи по физике. Под ред.
О. Я. Савченко. М.: МЦНМО. 2024. 370 с.

2. Варламов С. Д., Вишняков Е. А., Ромашка М. Ю., Семенов М. В., Старокуров Ю. В., Якута А. А. Задачи московских олимпиад школьников по физике. 2006–2016. М.: МЦНМО. 2022. 696 с.

 

Участники и порядок отбора

Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Решения заданий заключительного тура
Список участников заключительного отборочного тура
Решения заданий дистанционного тура
Для приглашения на заключительный тур необходимо получить прогресс по курсу от 50% и набрать не менее 5 баллов за тестирование

К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 9-х классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.

В качестве исключения могут быть приглашены учащиеся 7-8-х классов, прошедшие отбор по программе 9 класса.

Отбор участников осуществляется в два этапа. Первый этап — дистанционный учебно-отборочный курс на платформе «Сириус.Курсы» и дистанционное тестирование. Второй этап — заключительный (очный) отборочный тур.

С 26 ноября по 21 декабря 2024 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс.

В рамках курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование состоится 21 декабря 2024 года.

По итогам обучения в дистанционном учебно-отборочном курсе и дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдет на площадках в субъектах Российской Федерации, государств-членов СНГ, а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия 11 января 2025 года.

Предварительные (до апелляции) результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 24 января 2025 года.

Список участников образовательной программы будет опубликован не позднее 29 января 2025 года.

Информационный плакат для доски объявлений

Руководители программы

Лукьянов
Илья Владимирович

Научный руководитель лицея «Воробьевы горы» (г. Москва), почетный работник сферы образования Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования, лауреат премии Президента РФ, руководитель творческого объединения «Olphys»

Якута
Алексей Александрович

Доцент кафедры общей физики физического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, cтарший методист отдела подготовки к интеллектуальным соревнованиям Центра педагогического мастерства (г. Москва), кандидат физико-математических наук, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

Преподаватели

Афанасьев
Дмитрий Витальевич

Студент МФТИ, победитель олимпиады "Физтех" по физике, педагог дополнительного образования ЦДО ЦПМ, преподаватель олимпиадных интенсивов в центре образования "Коалиция", Член тех. жюри IEPhO

Боронилов
Борис Анатольевич

Учитель физики лицея №23 (Калининград), победитель конкурса учителей в рамках нацпроекта «Образование» и конкурса «Лучшие учителя России», заслуженный учитель России, почетный работник общего образования Российской Федерации

Дрижук
Александр Григорьевич

Учитель физики Вологодского многопрофильного лицея, заслуженный учитель РФ, доцент, кандидат физико-математических наук

Еськин
Максим Александрович

Учитель физики АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы. Призер ВсОШ по физике, серебряный медалист IEPhO, серебрянный медалист IZhO по физике. Член жюри заключительного этапа ВсОШ по физике, IEPhO. Автор задач регионального этапа ВсОШ по физике и финала олимпиады им. Дж.Кл. Максвелла, IEPhO.

Ибрахимов
Айрат Мансурович

Студент МФТИ, стажёр-исследователь МЦКТ

Кадыров
Руслан

Учитель физики АНО ОШ Центра педагогического мастерства (г. Москва), член жюри регионального этапа ВсОШ по физике в г. Москве, двукратный призер Международной олимпиады мегаполисов по физике, призер перечневых олимпиад по физике

Киселевская
Виктория Вадимовна

Преподаватель физики и физического практикума школы №1589 (Москва) и физико-математического отделения лицея «Воробьевы горы» (Москва), сотрудник и студентка магистратуры физического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, преподаватель тренерского штаба команды Москвы по физике, трехкратный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике, победитель Московской олимпиады школьников

Киселевский
Всеволод Алексеевич

Тренер сборной Москвы по физике по подготовке к экспериментальным турам олимпиад, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, организатор экспериментальных туров по физике международной олимпиады Мегаполисов, организатор олимпиады для преподавателей «Учитель школы большого города», лауреат гранта правительства Москвы в сфере образования

Комиссаров
Роман Константинович

Учитель физики ГАОУ города Москвы «Гимназия имени Н.В. Пушкова»

Корнеева
Галина Дмитриевна

Сотрудник учебно- методической лаборатории по работе с одарёнными детьми МФТИ, учитель физики высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования, победитель конкурса «Лучшие учителя России» нацпроекта «Образование» (2006, 2010)

Кочергина
Елизавета Дмитриевна

Студентка физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, учитель физики ГБПОУ «Воробьевы горы» г. Москвы, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO, тренер сборной команды Москвы по физике

Кригер
Вероника Витальевна

Учитель физики Школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель олимпиадных физических школ OlPhys, член жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO

Криницын
Семён Андреевич

Студент МФТИ, призер регионального этапа ВСОШ, призер олимпиады "Физтех"

Лебедев
Матвей Андреевич

Учитель физики школы №58 (Москва), член технического жюри международной олимпиады по физике IEPhO, победитель олимпиады «Физтех» по физике, многократный призер региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и математике

Львов
Кирилл Вячеславович

Выпускник физического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, победитель и призер финала ВсОШ по астрономии, победитель олимпиады Санкт-Петербургского государственного университета по физике, призер олимпиады Физтеха по физике и математике

Мухина
Татьяна Андреевна

Менеджер образовательных программы ЦНП Московского физико-технического института, преподаватель различных выездных олимпиадных школ по физике, член технического жюри международной олимпиады по экспериментальной физике IEPhO

Назарчук
Анна Сергеевна

Студентка Московского физико-технического института

Окин
Максим Александрович

Учитель физики высшей квалификационной категории, лауреат премии Президента Российской Федерации за подготовку победителя международной олимпиады IOAA (2022), обладатель почетной грамоты Министерства образования Республики Мордовия (2019), доцент, кандидат технических наук

Подлесный
Дмитрий Владимирович

Учитель физики ГБОУ города Москвы Школа № 2044, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, народный учитель Республики Мордовия, учитель учителей Республики Саха (Якутия), доцент, кандидат педагогических наук.

Тынтарев
Михаил Александрович

Учитель физики, преподаватель отделения дополнительного образования и Летнего физического лагеря лицея «Физико-техническая школа» имени Ж.И.Алфёрова

Шухаренко
Алеся Викторовна

Студентка физического факультета БФУ им. Канта

Якута
Екатерина Валерьевна

Старший научный сотрудник кафедры физики твердого тела физического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри Московской олимпиады школьников по физике и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике в городе Москве, автор диагностических и тренировочных работ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по физике, кандидат физико-математических наук

Положение о программе

Положение о Мартовской образовательной программе по физике
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Мартовской образовательной программы по физике Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд), её методическое и финансовое обеспечение.

1.2. Мартовская образовательная программа по физике проводится в Образовательном центре «Сириус» (далее — образовательная программа, Программа) с 1 по 23 марта 2025 года.

1.3. К участию в программе приглашаются учащиеся 9-х классов из образовательных организаций, реализующих программы общего образования, всех регионов Российской Федерации и государств-членов Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), а также Республик Абхазия и Южная Осетия.

В качестве исключения могут быть приглашены учащиеся 7 и 8 класса, прошедшие отбор по программе 9 класса.

Регион образовательной организации участника учитывается на момент фактического проведения образовательной программы.

1.4. К участию в образовательной программе допускаются только школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации и государств-членов СНГ, а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.

1.5. Общее количество участников образовательной программы: не более 150 человек. Дополнительно не более 10 мест предоставляется для иностранных школьников, являющихся гражданами государств-членов СНГ, а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

1.6. Школьник может принять участие не более чем в одной программе по направлению «Наука» в течение учебного года (с июля 2024 года по июнь 2025 года), а суммарное количество программ в течение всего периода обучения в общеобразовательной организации не может превышать пяти. Ограничения не распространяются на установочные сборы (школы) членов и кандидатов в национальные команды школьников (по профилям математика, информатика, физика, химия, биология, астрономия и астрофизика), а также июльскую научно-технологическую программу «Большие вызовы».

1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».

1.8. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса и региона обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора или образовательной программы.

1.9. В случае нарушения правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения участник может быть отчислен с образовательной программы.

1.10. Обучающийся может быть отчислен с Программы независимо от результатов отбора в случае, если им не усваиваются материалы образовательной программы.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы:
– раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве;
– обеспечение школьникам, проявившим свой талант на региональном уровне, равных, независимо от региона проживания, возможностей для развития таланта и его проявления в творческих проектах, конкурсах и соревнованиях федерального и международного уровня.

2.2. Задачи образовательной программы:
– организация практики выполнения участниками Программы творческих заданий и заданий высокого уровня сложности, а также освоения необходимых для этого разделов профильных учебных предметов на углубленном уровне;
– расширение кругозора участников Программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации школьников к текущим занятиям в рамках Программы и дальнейшим занятиям вне рамок Программы;
– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Сириуса и его региональных партнеров, действующую вне рамок Программы;
– ориентирование участников Программы на дальнейшее поступление в ведущие образовательные организации высшего образования России на специальности, важные с точки зрения Стратегии научно-технологического развития страны;
– ориентирование участников Программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядка отбора школьников на профильные программы Фонда по направлению «Наука»

3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 9-х классов образовательных организаций, реализующих программы общего образования.

В качестве исключения могут быть приглашены учащиеся 7 и 8 класса, прошедшие отбор по программе 9 класса.

3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на официальном сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация открыта до 8 декабря 2024 года. 

3.4. Отбор участников осуществляется в два этапа. Первый этап — дистанционный учебно-отборочный курс на платформе «Сириус.Курсы» и дистанционное тестирование. Второй этап — заключительный (очный) отборочный тур, который проводится на площадках в регионах.

3.5. С 26 ноября по 21 декабря 2024 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс (далее — курс). Доступ к курсу будет предоставлен в заявке на программу.

3.6. В рамках курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование состоится 21 декабря 2024 года.

3.7. По итогам обучения на дистанционном учебно-отборочном курсе и дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура (далее — заключительный тур), который пройдет на площадках в субъектах Российской Федерации, государств-членов СНГ, а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия 11 января 2025 года.

3.8. Список школьников, допущенных к участию в заключительном туре, будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» 25 декабря 2024 года.

3.9. Регламент проведения заключительного тура, места и время проведения этого тура в регионах будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 25 декабря 2024 года.

3.10. Предварительные (до апелляции) результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 24 января 2025 года.

3.11. В образовательной программе могут принять участие не более 15 школьников от одного субъекта Российской Федерации.

3.12. Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 29 января 2025 года.

3.13. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников (по итогам заключительного тура). Внесение изменений в список участников программы происходит до 17 февраля 2025 года.

3.14. С 29 января по 28 февраля 2025 года для участников школьникам, успешно прошедшим отбор для участия в образовательной программе, будет доступен дистанционный курс предобучения.

4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя лекции, семинары и практические занятия по физике, проводимые лучшими педагогами ведущих образовательных центров страны; тренировочные туры по решению физических задач олимпиадного уровня сложности, научно-популярные лекции ученых, ведущих исследования в различных областях современной физики; общеобразовательные, спортивные и культурно-досуговые мероприятия.

По завершению программы ее участники смогут продолжить обучение дистанционно на платформе «Сириус.Курсы», участвовать в других проектах Образовательного центра «Сириус», стажировках, предлагаемых его технологическими партнерами.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания участников образовательной программы осуществляется за счёт средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

Новости

Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!