
Командные математические игры предполагают активное деятельностное включение обучающихся в образовательный процесс. Это универсальный инструмент, который способствует повышению математической культуры школьников и позволяет им научиться применять знания из разных областей математики, выбирать правильную стратегию решения задач, взаимодействовать со сверстниками и наилучшим образом использовать свои знания и способности в ситуации ограниченного времени, соревновательности и непредсказуемости.
Игры можно использовать на занятиях по разным темам, а также адаптировать к другой предметной области.
Ниже представлены описания командных математических игр, проведенных в рамках Декабрьской математической программы 2024 года, и материалы, необходимые для их проведения.
Математическая игра «Баланс» – это командное динамичное состязание по решению задач. В процессе игры участникам каждой команды предстоит разделиться на две подгруппы. Для высокого результата необходимо распределиться таким образом, чтобы в каждой половине команды оказались участники, «специализирующиеся» на разных областях математики (алгебре, геометрии и комбинаторике); кроме того, участники каждой подгруппы должны быть сопоставимы по уровню подготовки.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству команд;
2) таблички для столов с названиями команд;
3) бланки для записи ответов;
4) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
5) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы (в два раза больше, чем количество команд), и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу (подключение к wi-fi для заполнения таблицы в реальном времени);
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Турнирная таблица
Турнирная таблица состоит из двух блоков: баллы, которые можно получить за задачи с 1 по 24 (для одной подгруппы) и баллы, которые можно получить за задачи с 24 по 48 (для второй подгруппы). Таблица заполняется в режиме реального времени; итоговый балл команды рассчитывается по формуле (x+1)*(y+1), где x – сумма баллов одной подгруппы, y – сумма баллов другой подгруппы.
Правила игры
Материалы
Примерные задания
Бланк для записи ответов
Турнирная таблица
Математическая игра «Наклей-ка» — это командное состязание. Участники получают баллы за выполнение миссий, предполагающих сбор наклеек определенного вида. Наклейки участники игры получают за решения задач. Миссии по сбору наклеек определенного вида имеют разную стоимость в баллах. Для победы команде необходимо набрать наибольшее количество баллов.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с задачами, распределенными по уровню сложности, по количеству команд;
2) бланки с миссиями, где участники будут размещать наклейки;
3) таблички для столов с номерами/названиями команд;
4) бланки для записи ответов;
5) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
6) краткие правила игры по количеству команд;
7) листы для решения задач и ручки;
8) комплекты наклеек.
Оборудование:
1) столы и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу (подключение к wi-fi для заполнения таблицы в реальном времени);
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Подсчет очков
За каждую верно решенную задачу команда получает от координатора наклейки и новые миссии в соответствии с уровнем сложности этой задачи (см. таблицу ниже).
Наклейка может быть фигурой одной из 3 форм: круг, звездочка, сердечко, а также одного из 5 цветов: красный, желтый, зеленый, фиолетовый и белый. Присутствуют все комбинации цвета и формы.*
Миссия — это бланк, на котором указано условие его выполнения: количество и характеристика наклеек, которые необходимо разместить на этом бланке.
Всего за игру можно решить 30 задач, которые разбиты на 6 уровней сложности. Чем выше сложность задачи, тем больше наклеек она принесет и тем более сложная миссия выдается после нее.
Уровни задач | Количество задач | Наклейки в награду за решение задач |
Миссии в награду за решение задач | Баллы за миссии |
---|---|---|---|---|
1 уровень | 6 | 1 случайная наклейка |
3 одной формы |
9 |
2 уровень | 6 | 1 наклейка с формой на выбор |
3 одного цвета |
12 |
3 уровень | 6 | 2 случайные наклейки |
4 одной формы |
16 |
4 уровень | 4 |
1 случайная наклейка |
4 одного цвета |
20 |
5 уровень | 4 | 3 случайные наклейки |
5 одной формы |
25 |
6 уровень | 4 | 2 случайные наклейки и 1 наклейка с формой или цветом на выбор |
5 одного цвета |
30 |
* Можно использовать любые формы и цвет; важно сохранить принцип сочетания двух характеристик.
** Участники получают случайную миссию из набора миссий определенного уровня.
Турнирная таблица
Турнирная таблица в реальном времени показывает баллы, которые команды получают за выполненную миссию: бланк с наклейками, размещенными согласно условию, которое на нем указано.
Координаторы заполняют дополнительную таблицу, в которой отмечают, какие задачи сдали команды: если ответ верный, ставится 1, если ответ неверный — 0. Эти данные необходимы, чтобы регистрировать сданные задачи, т.к., согласно условиям, команды имеют право сдать только по одному варианту ответа каждой из задач.
В этой же таблице указаны правила, по которым командам, верно решившим задачу, выдаются наклейки и бланки с миссиями.
Правила игры
Материалы
Задачи
Бланки с миссиями
Бланк для записи ответов
Турнирная таблица
Краткие правила игры (раздатка командам)
Математический тетрис – это командная игра-соревнование, участники которой получают баллы за решение разноуровневых задач, размещенных на игровом поле. Если команда верно решает четыре задачи, расположенные в определенном сегменте поля, она может закрыть этот сегмент одной из фигур тетрамино, чтобы увеличить его стоимость. Количество фигур ограничено, поэтому командам важно не только быстро решать задачи, но и выбирать их на определенной области, чтобы успеть воспользоваться тетрамино.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству участвующих команд;
2) таблички для столов с номерами и названиями команд и списками их участников;
3) бланки для записи ответов;
4) бланки для размещения на поле фигур тетрамино;
5) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
6) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу (подключение к wi-fi для заполнения таблицы в реальном времени);
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Турнирная таблица
Турнирная таблица заполняется в режиме реального времени. Каждой команде принадлежит собственное игровое поле, в клетках которого указана стоимость задач. Верно решенная задача обозначается зеленым цветом, задача, решенная неверно, – черным.
Если команда верно решает четыре задачи, расположенные рядом, она может закрыть их одной из фигур тетрамино (I, J, O, S или T).
Пример заполненной турнирной таблицы. Рядом с игровым полем указанна сумма баллов команды
Фигуры можно переворачивать по правилам тетриса. Первые три команды, использовавшие одну из фигур тетрамино, удвоят количество баллов, полученных за решение задач, которые перекрывает фигура. Остальные команды, использовавшие эту же фигуру, увеличат стоимость задач, перекрытых тетрамино, в 1,5 раза.
Правила игры
1. В игре могут участвовать от 8 до 15 команд, в которые входят по 3–5 игроков – учащихся одной параллели. Перед началом игры команды размещаются за столами, на которых заранее расставлены таблички с их названиями/номерами.
2. Продолжительность игры – 90 минут. Игра состоит из одного тура, который включает решение 36 задач из трех тем, распределенных по четырем уровням сложности.
Поле команды с распределением задач
3. Ведущий объясняет правила игры и принципы заполнения турнирной таблицы, отвечает на уточняющие вопросы, наблюдает за порядком в аудитории, комментирует ход игры и оглашает ее результаты.
4. Координаторы принимают ответы и заполняют онлайн-таблицу результатов игры. Их число зависит от количества команд. На 12 команд достаточно 4 человек. Координаторы размещаются в разных сторонах аудитории на некотором удалении от игроков. Для каждой команды определен координатор (находящийся ближе), которому она должна сдавать задачи.
5. Все задачи выдаются для решения всем командам одновременно.
6. При решении задач запрещается пользоваться калькулятором, средствами мобильной связи и справочной литературой. В случае нарушения этого запрета команда дисквалифицируется, а ее результат аннулируется. Шумное поведение членов команды, обсуждение ими решений с представителями других команд может повлечь за собой присуждение штрафных баллов на усмотрение организаторов — эти баллы должны отражаться в турнирной таблице.
7. Ответы на задачу четко записываются на специальном бланке, в каждом случае принимается точный и полный (исчерпывающий все варианты) ответ. На каждую задачу отводится одна попытка сдать ответ. Бланки ответов сохраняются в течение игры на случай возникновения спорных ситуаций.
8. Основным зачетным показателем в игре является общее количество набранных баллов. Стоимость каждой задачи обозначена на игровом поле. Если команда верно решает четыре задачи, расположенные рядом, она может закрыть их одной из фигур тетрамино (I, J, O, S или T); фигуры можно переворачивать по правилам тетриса.
Фигуры тетрамино
Первые команды, использовавшие одну из фигур тетрамино, удвоят количество баллов, полученных за решение задач, которые перекрывает фигура, — бонус можно присвоить только 1/5 от общего количества команд (например, если в игре участвуют 15 команд, удвоить очки могут первые 3 команды, использовавшие фигуру). Остальные команды, использовавшие эту же фигуру, увеличат стоимость задач, перекрытых тетрамино, в 1,5 раза.
Количество фигур тетрамино ограничено: можно использовать N*(4/5) фигур одного вида (N – количество команд).
9. Игра для команды завершается, если у нее кончились задачи или истекло общее время, отведенное для игры. В случае равенства баллов у нескольких команд более высокое место занимает команда, использовавшая большее количество фигур тетрамино. При равенстве и этого показателя команды считаются разделившими места.
Материалы
Задания
Турнирная таблица и бланки
Краткие правила игры (раздатка командам)