Командные математические игры предполагают активное деятельностное включение обучающихся в образовательный процесс. Это универсальный инструмент, который способствует повышению математической культуры школьников и позволяет им научиться применять знания из разных областей математики, выбирать правильную стратегию решения задач, взаимодействовать со сверстниками и наилучшим образом использовать свои знания и способности в ситуации ограниченного времени, соревновательности и непредсказуемости.
Игры можно использовать на занятиях по разным темам, а также адаптировать к другой предметной области.
Ниже представлены описания командных математических игр, проведенных в рамках Декабрьской математической программы 2024 года, и материалы, необходимые для их проведения.
Математическая игра «Баланс» – это командное динамичное состязание по решению задач. В процессе игры участникам каждой команды предстоит разделиться на две подгруппы. Для высокого результата необходимо распределиться таким образом, чтобы в каждой половине команды оказались участники, «специализирующиеся» на разных областях математики (алгебре, геометрии и комбинаторике); кроме того, участники каждой подгруппы должны быть сопоставимы по уровню подготовки.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству команд;
2) таблички для столов с названиями команд;
3) бланки для записи ответов;
4) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
5) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы (в два раза больше, чем количество команд), и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу (подключение к wi-fi для заполнения таблицы в реальном времени);
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Турнирная таблица
Турнирная таблица состоит из двух блоков: баллы, которые можно получить за задачи с 1 по 24 (для одной подгруппы) и баллы, которые можно получить за задачи с 24 по 48 (для второй подгруппы). Таблица заполняется в режиме реального времени; итоговый балл команды рассчитывается по формуле (x+1)*(y+1), где x – сумма баллов одной подгруппы, y – сумма баллов другой подгруппы.
Правила игры
Материалы
Примерные задания
Бланк для записи ответов
Турнирная таблица
Математическая игра «Наклей-ка» — это командное состязание. Участники получают баллы за выполнение миссий, предполагающих сбор наклеек определенного вида. Наклейки участники игры получают за решения задач. Миссии по сбору наклеек определенного вида имеют разную стоимость в баллах. Для победы команде необходимо набрать наибольшее количество баллов.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с задачами, распределенными по уровню сложности, по количеству команд;
2) бланки с миссиями, где участники будут размещать наклейки;
3) таблички для столов с номерами/названиями команд;
4) бланки для записи ответов;
5) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
6) краткие правила игры по количеству команд;
7) листы для решения задач и ручки;
8) комплекты наклеек.
Оборудование:
1) столы и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу (подключение к wi-fi для заполнения таблицы в реальном времени);
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Подсчет очков
За каждую верно решенную задачу команда получает от координатора наклейки и новые миссии в соответствии с уровнем сложности этой задачи (см. таблицу ниже).
Наклейка может быть фигурой одной из 3 форм: круг, звездочка, сердечко, а также одного из 5 цветов: красный, желтый, зеленый, фиолетовый и белый. Присутствуют все комбинации цвета и формы.*
Миссия — это бланк, на котором указано условие его выполнения: количество и характеристика наклеек, которые необходимо разместить на этом бланке.
Всего за игру можно решить 30 задач, которые разбиты на 6 уровней сложности. Чем выше сложность задачи, тем больше наклеек она принесет и тем более сложная миссия выдается после нее.
Уровни задач | Количество задач | Наклейки в награду за решение задач |
Миссии в награду за решение задач | Баллы за миссии |
---|---|---|---|---|
1 уровень | 6 | 1 случайная наклейка |
3 одной формы |
9 |
2 уровень | 6 | 1 наклейка с формой на выбор |
3 одного цвета |
12 |
3 уровень | 6 | 2 случайные наклейки |
4 одной формы |
16 |
4 уровень | 4 |
1 случайная наклейка |
4 одного цвета |
20 |
5 уровень | 4 | 3 случайные наклейки |
5 одной формы |
25 |
6 уровень | 4 | 2 случайные наклейки и 1 наклейка с формой или цветом на выбор |
5 одного цвета |
30 |
* Можно использовать любые формы и цвет; важно сохранить принцип сочетания двух характеристик.
** Участники получают случайную миссию из набора миссий определенного уровня.
Турнирная таблица
Турнирная таблица в реальном времени показывает баллы, которые команды получают за выполненную миссию: бланк с наклейками, размещенными согласно условию, которое на нем указано.
Координаторы заполняют дополнительную таблицу, в которой отмечают, какие задачи сдали команды: если ответ верный, ставится 1, если ответ неверный — 0. Эти данные необходимы, чтобы регистрировать сданные задачи, т.к., согласно условиям, команды имеют право сдать только по одному варианту ответа каждой из задач.
В этой же таблице указаны правила, по которым командам, верно решившим задачу, выдаются наклейки и бланки с миссиями.
Правила игры
Материалы
Задачи
Бланки с миссиями
Бланк для записи ответов
Турнирная таблица
Краткие правила игры (раздатка командам)