Приём заявок для участия в конкурсном отборе на образовательную программу был завершен 3 февраля 2019 года. К участию в образовательной программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники.
По вопросам участия в образовательной программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Образовательная программа ориентирована на подготовку учащихся к олимпиадам по биологии высокого уровня, развитие их способностей практической и исследовательской деятельности в сфере биологии, повышение образовательного уровня и организации работы с талантливыми школьниками, выявленными на региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2019 года.
Итоги представлены материалами и видеолекциями ведущих педагогов образовательной программы:
Масленников Андрей Викторович «Ткани растений»: Клетки у большинства растительных организмов слагаются в достаточно однородные комплексы, называемые тканями. В лекции лектор рассказывает о тканях растений, их классификации по морфологическим и физиологическим признакам, о том какие существуют типы тканей и об их происхождении.
Слесарева Елена Васильевна «Эмбриональный и постэмбриональный гемопоэз»: Кроветворением, или гемопоэзом, называют развитие крови. Различают эмбриональный гемопоэз, который происходит в эмбриональный период и приводит к развитию крови как ткани, и постэмбриональный гемопоэз, который представляет собой процесс физиологической регенерации крови. В лекции рассматриваются вопросы локализации кроветворения в эмбриональном и в постэмбриональном периодах жизни, последовательность развития всех форменных элементов крови, гистологическое строение центральных органов кроветворения – красного костного мозга и тимуса.
В рамках программы были проведены лекции и практические занятия по темам:
«Ботаника»:
Беззубенкова О.Е.: «Общая морфолого-биологическая характеристика грибов»
Практическое занятие № 1 «Морфология и анатомия растений»; Практическое занятие № 2 «Морфология растений»; Практическое занятие № 3 «Морфология растений»
Масленников А.В.: «Ткани растений»; «Морфология цветка, закономерности строения»
Практическое занятие № 1 «Анатомия вегетативных органов растений»; Практическое занятие № 2 «Морфология вегетативных органов и их метаморфозы»
«Зоология беспозвоночных»:
Ленгесова Н.А.: «Беспозвоночные как паразиты»
Практическое занятие № 1 «Зоология беспозвоночных»
«Зоология позвоночных»:
Корепов М.В.: Практическая работа по зоологии позвоночных
«Ихтиология»:
Михеев В.А.: «Группа костные рыбы»; «Системати и многообразие лучеперых рыб»; «Систематические признаки лучеперых рыб»
Практическое занятие по зоологии позвоночных
«Микробиология»:
Немова И.С.: «Морфология и физиология микроорганизмов»; «Общая вирусология»
Практическое занятие № 1 «Микробиология»; Практическое занятие № 2 «Микробиология»
«Физиология человека и животных»:
Валкина О.Н.: «Нейрон»; «Физиология возбуждения»
Лабораторное занятие № 1; Лабораторное занятие № 2; Практическое занятие № 1 «Обнаружение биоэлектрических явлений»; Практическое занятие № 2 «Анализ мышечного сокращения»
Долгова Д.Р.: «Физиология сердца»
Слесарева Е.В.: «Эмбриональный и постэмбриональный гемопоэз»; «Ткани организма, методы фиксации и окрашивания. Структурные элементы тканей»
Практическое занятие №1 презентация «Макроскопическое, гистологическое строение и топография полых органов человека»; Практическое занятие № 1; Практическое занятие № 2 презентация «Гистологическое строение и топография паренхиматозных орагнов человека»; Практическое занятие № 2
По итогам программы было проведено заключительное тестирование: Разбор заключительного теста
К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашались участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2019 года, выступающие за 9 и 10 классы, за исключением призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады 2018 года.
Конкурсный отбор проходили школьники из всех регионов России, кроме регионов, успешно осуществляющих самостоятельную подготовку к олимпиадам по биологии высокого уровня и имеющих за 3 последних года более 30 призеров и победителей на заключительных этапах Всероссийской олимпиады по биологии. К таким регионам относится город Москва.
Данный критерий предложен на основании анализа итогов выступления учащихся из различных регионов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2016-2018 годах и согласован с руководством Центральной предметно-методической комиссии по биологии.
Отбор участников образовательной программы осуществлялся на основании рейтинга участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2018/2019 учебного года.
Рейтинг участников Олимпиады формировался на основании итоговых протоколов проверки работ участников Олимпиады в параллелях 9 и 10 классов.
Протоколы были загружены региональными организаторами Олимпиады в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, в срок до 1 февраля 2019 года.
В случае отсутствия протоколов регионального этапа Олимпиады в государственном информационном ресурсе о детях, проявивших выдающиеся способности, школьники из данного субъекта Российской Федерации, не были допущены к участию в конкурсном отборе на образовательную программу.
Ректор ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», профессор, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, доктор биологических наук
Педагог дополнительного образования Центра педагогического мастерства (Москва), сотрудник биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа ВсОШ по биологии
Доцент кафедры биологии и химии естественно-географического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», кандидат биологических наук
Заместитель декана биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и председатель жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, национальный тренер сборной команды России по биологии, кандидат биологических наук
Доцент кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат биологических наук
Научный сотрудник кафедры физиологии растений биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член ЦПМК и жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, национальный тренер сборной команды России по биологии, кандидат биологических наук
Доцент кафедры биологии человека и основ медицинских знаний естественно-географического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», почетный работник высшего профессионального образования, кандидат биологических наук
Лаборант кафедры биологии и химии естественно-географического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Доцент кафедры физиологии и патофизиологии Ульяновского государственного университета , кандидат биологических наук
Доцент кафедры ботаники биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по биологии, кандидат биологических наук
Помощник проректора по инновационному развитию Ульяновского государственного университета
Доцент кафедры биологии и химии естественно-географического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», кандидат биологических наук
Заведующая кафедрой биологии и химии естественно-географического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», кандидат биологических наук
Старший преподаватель биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, кандидат биологических наук
Профессор кафедры биологии и химии естественно-географического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», член жюри Всероссийской олимпиады школьников по биологии, кандидат биологических наук
Доцент кафедры биологии и химии естественно-географического факультета ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», кандидат биологических наук
Доцент кафедры общей и клинической фармакологии с курсом микробиологии Ульяновского государственного университета, кандидат биологических наук
Доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член ЦПМК и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, кандидат биологических наук
Заведующая кафедрой общей и клинической морфологии ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», доктор медицинских наук
Директор ботанического сада биологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, доктор биологических наук, профессор
Декан экологического факультета, доцент Ульяновского государственного университета, кандидат биологических наук
Преподаватель биологии Президентского лицея «Сириус»
Доцент кафедры естественных наук Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета, кандидат биологических наук
Профессор кафедры биологии и химии естественно-географического факультета Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова, доктор биологических наук
Положение о мартовской биологической образовательной программе
Образовательного центра «Сириус»
1.Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения мартовской биологической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.1. Образовательная программа по биологии проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 марта 2019 года.
1.2. Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 9-10 классов (по состоянию на март 2019 года) из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации (за исключением, города Москвы). К участию в образовательной программе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 8 классов (по состоянию на март 2019 года), прошедшие отбор по программе 9 класса.
1.3. Общее количество участников образовательной программы: не более 100 человек, их них учащихся 9 классов до 60 человек, учащихся 10 классов до 40 человек.
1.4. К участию в образовательной программе могут быть допущены только граждане Российской Федерации.
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех».
1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют Центральная предметно-методическая комиссия по биологии, сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» (УлГУ), ведущие преподаватели российских вузов и учителя, имеющие опыт работы с одаренным детьми.
1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.
1.8. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на подготовку учащихся к олимпиадам по биологии высокого уровня, развитие их способностей практической и исследовательской деятельности в сфере биологии, повышение образовательного уровня и организации работы с талантливыми школьниками, выявленными на региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2019 года.
2.2. Задачи образовательной программы:
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус»
3.2. К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашаются участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2019 года, выступающие за 9 и 10 классы, за исключением призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады 2018 года.
3.3. Конкурсный отбор проходят школьники из всех регионов России, кроме регионов, успешно осуществляющих самостоятельную подготовку к олимпиадам по биологии высокого уровня и имеющих за 3 последних года более 30 призеров и победителей на заключительных этапах Всероссийской олимпиады по биологии. К таким регионам относится город Москва.
Данный критерий предложен на основании анализа итогов выступления учащихся из различных регионов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2016-2018 годах и согласован с руководством Центральной предметно-методической комиссии по биологии.
3.4 Для участия в конкурсном отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет доступна до 3 февраля 2019 года.
3.5. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании рейтинга участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2018/2019 учебного года (далее – Олимпиада).
3.5.1. Рейтинг участников Олимпиады формируется на основании итоговых протоколов проверки работ участников Олимпиады в параллелях 9 и 10 классов (далее – Протоколы).
3.5.2.Протоколы должны быть загружены региональными организаторами Олимпиады в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, в срок до 1 февраля 2019 года.
3.5.3. Указанные Протоколы упорядочиваются в порядке убывания баллов, набранных участниками Олимпиады. В результате чего формируются отдельные рейтинговые списки участников Олимпиады для 9 класса и 10 класса.
3.5.4. По итогам анализа рейтингового списка Координационным советом определяется минимальный (пороговый) балл, необходимый для участия в образовательной программе.
3.5.5. В случае равного количества баллов участников Олимпиады в едином рейтинговом списке Координационным советом образовательной программы может быть принято решение об изменении квоты участников по классам.
3.6. В случае отсутствия протоколов регионального этапа Олимпиады в государственном информационном ресурсе о детях, проявивших выдающиеся способности, школьники из данного субъекта Российской Федерации не могут быть допущены к участию в конкурсном отборе на образовательную программу.
3.7. В случае, если не из всех регионов (кроме перечисленных в п.3.3.) к 1 февраля 2019 года Протоколы будут загружены в государственный информационный ресурс, Координационный совет может увеличить количество учащихся, приглашаемых для участия в образовательной программе, из тех регионов, которые своевременно представили Протоколы. При этом приглашение дополнительных участников образовательной программы осуществляется строго на основании рейтинговых списков участников Олимпиады.
3.8. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.
3.9. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 5 февраля 2019 года.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия по биологии, тренировочные туры олимпиады по биологии, лекции и семинары ведущих ученых и преподавателей, тематические экскурсии, общеобразовательные, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».